издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Позор! Позор им!»

Иркутские учёные осудили реформаторов РАН

В пятницу, 5 июля, Госдума приняла во втором чтении закон о реформировании Российской академии наук, положив начало, как считают многие учёные, «рейдерскому захвату РАН». Реформаторская активность Минобразования вынудила их З июля провести собрание, а по сути – стихийный митинг. У здания президиума Иркутского научного центра СО РАН в обеденный перерыв собралось около 400 человек, покинувших институты. «Такие реформы нам не нужны. Вплоть до увольнения министра Ливанова, вплоть до отправления в отставку правительства!» – заявляли научные сотрудники с импровизированной трибуны. «Позор! Позор «Единой России!» – раздавалось под аплодисменты. Через несколько часов стало ясно: учёные не ошиблись. Все иркутяне – члены фракции «Единая Россия» проголосовали за реформу РАН.

Куда академики деньги уводят

Возник документ под названием «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который сразу попал в Госдуму. «Эта акция готовилась достаточно давно, – заявил в беседе с «Конкурентом» председатель президиума ВСНЦ СО РАМН Сергей Колесников. – Стремительно события стали развиваться с 28 июня. Материал ни с кем согласован не был, родился в аппарате правительства втайне. Подобные документы проходят согласования в пяти министерствах, включая Минфин, Минздрав, Министерство экономического развития. А также обязательно – комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности. Насколько мне известно, в этом случае процедура не была соблюдена. Это волюнтаризм чистой воды». «Есть указ президента от 7 мая 2012 года, который предписывает, что все общественно значимые инициативы вносятся в Госдуму только после широкого обсуждения в течение 60 дней. Это касается и научно-технической политики. Обсуждения никакого не было. Законопроект надо было снять с рассмотрения Госдумы и отправить на общественную экспертизу», – заявил «Конкуренту» председатель президиума ИНЦ СО РАН Игорь Бычков. В довершение выяснилось: министр Дмитрий Ливанов, презентовавший проект в правительстве, его не готовил. Прямо как в пословице: «Не писал, но одобряю». 

Согласно закону, вместо РАН в её нынешнем виде возникает некое «общественно-государственное объединение, учреждённое РФ» с тем же названием – РАН. Это самое ОГО РАН «наделяется функциями научно-консультативного и экспертного органа РФ». А вот управлять имуществом и землями будет специальное созданный уполномоченный правительством орган – агентство. Программа фундаментальных исследований теперь будет разрабатываться и приниматься правительством РФ при некоем «непосредственном участии» РАН. Региональные отделения академии лишаются статуса юридического лица. 

Звание члена-корреспондента упраздняется, остаются только академики и иностранные члены РАН. Ныне действующие академики при реорганизации РАН могут написать заявление и автоматически продолжить членство в новой структуре. Это вызвало уже бурную реакцию в среде учёных – ряд академиков заявили, что откажутся от такой «чести». Тем более что само звание девальвируется. Проект предполагает слияние РАН и других академий, академики, к примеру, из РАСХН автоматически становятся академиками РАН. И общее число этих статусных званий увеличивается в разы. 

После принятия закона в течение трёх месяцев правительство РФ начнёт уничтожение РАН, РАМН и РАСХН, назначив «ликвидационные комиссии». В течение шести месяцев будет проведена оценка эффективности НИИ, причём критерии эффективности правительство установит самостоятельно. По её итогам будет объявлен перечень счастливчиков. Одни НИИ войдут в РАН (с требованием передачи имущества правительственному агентству), другие отправятся в ведение профильных министерств. Третьи будут реорганизованы или ликвидированы. 

Зачем такая скоропостижная ликвидация, министр Ливанов долго объяснял журналистам, показывая графики и столбики. «Конкурент» ознакомился с текстом его аналитической записки. По сведениям Минобразования, расходы бюджета на гражданскую науку увеличились с 2000 по 2011 год с 7,9 до 85,7 млрд. рублей, или в 2,2 раза (в сопоставимых ценах). При таких расходах результативность работы РАН, в том числе и по публикациям, низкая, считают в Минобразовании. В доказательство приводятся цифры:   с 1991 года число институтов РАН выросло с 321 до 483, а количество работающих уменьшилось с 135 до 95 тыс. человек. 

«Если учесть масштабы роста финансовых потоков, которые направляются сюда из разных источников (в основном, конечно, из бюджета), сразу встаёт вопрос: на что идут эти средства?» – объяснил Ливанов. – С каждым годом в академическом секторе продуцируется всё меньше признанных в мире публикаций в расчёте на единицу затраченных средств», – продолжил министр. Удельный вес российских публикаций в общемировом банке, по данным Web of Science, упал с 2000 года с показателя 1,5 до 1,1. Но при этом число российских публикаций в научных журналах, индексируемых той же Web of Science, выросло с 14898 до 16540 единиц. Но этот рост, по мнению Ливанова, незначителен по сравнению с ассигнованиями на гражданскую науку РАН, которые поднялись с 2000 по 2011 год почти в 2,3 раза. 

«Писать заявление о приёме я не буду»

«Ему (Ливанову. – Авт.), видимо, лавры Ломоносова жить нормально не дают. Он, очевидно, хочет свою собственную академию создать», – язвительно заметил 3 июля на собрании в Иркутске профессор, заместитель директора ИЗК СО РАН Кирилл Леви. В беседе с «Конкурентом» он спросил: «Скажите мне, пожалуйста, кто говорит о цитируемости? Мне бы хотелось узнать, какова личная цитируемость уважаемого товарища Ливанова, доктора наук?» Профессор не стеснялся эпитетов и на собрании коллег: «Говорить о том, что Академия наук неэффективна, нехорошо и некрасиво, да и просто ложь чистейшей воды». «Министр Ливанов публично предположил, что академики РАН после реформирования будут получать 100 тысяч и более за свои звания, – заметил и Сергей Колесников. – Он это говорил на камеры, увидела вся Россия. Так вот, в законопроекте нет ни слова о 100 тысячах. Зачем министру лгать? Только для одного – возбудить общественное мнение против «зажравшихся» учёных». Тем временем учёные уже голосовали ногами. 

Академик РАН Михаил Грачёв, директор Лимнологического института СО РАН, в начале прошлой недели одним из первых дал оценку реформаторству: «…в новую РАН, созданную по версии проекта № 305828-6, писать заявление о приёме я не буду», – заявил он. К концу недели в списке «отказников» уже насчитывалось 53 человека, из них 20 академиков. Спустя несколько дней в беседе с «Конкурентом» Грачёв заявил: «Я сам написал письмо в СМИ, и это не было эмоциональным шагом. И сейчас я заявляю, что моего заявления о вступлении в новую, реформированную систему РАН не будет. Реформы я очень люблю и сам преобразую институт постоянно. Но у меня не хватает нормативной лексики, чтобы описать эту «реформу». 

Похоже, что это ему уже аукнулось. В четверг газета «Известия» опубликовала материал, в котором источники «в ведомстве Дмитрия Ливанова и Госдуме» заявили, что первым проверку на эффективность должен будет пройти именно ЛИН СО РАН. «В министерстве подозревают, что институт работает неэффективно. Это касается и научных достижений, и финансового аспекта», — цитируют «Известия» анонимного собеседника. 

«Предлагаемый законопроект, лишающий региональные отделения права юридического лица, является законопроектом, уничтожающим развитие науки на востоке России», – заявил в письме ещё один иркутский академик, Михаил Кузьмин. Он привёл целый список достижений СО РАН. Конкретно по разработкам ИНЦ в последние годы были запущены в производство препараты ацизол и перхлозон, отмеченные госпремиями. Эффективно работает современный комплекс изучения Солнца международного уровня, создана энергетическая стратегия Сибири и Дальнего Востока. «Создание чего-то типа «Академ-сервис», который будет распоряжаться академическим имуществом, скорее всего, приведёт к большим финансовым нарушениям, как это было с имуществом Министерства обороны России, – считает Кузьмин. – А если ему дадут право приватизации, то это приведёт в самое ближайшее время к полной ликвидации академической науки, как это уже случилось с отраслевыми институтами». 

Не ожидал, что его академия будет ликвидирована, и глава ВСНЦ СО РАМН Сергей Колесников. «Цель акции только одна – получить собственность и земли. Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, – сказал он в телефонной беседе с «Конкурентом». – А РАСХН обладает огромным количеством земельных участков». Колесников пояснил: в системе РАМН «ликвидация» означает разделение НИИ и клиник, в которых внедряются новые технологии и препараты. «Академические институты ещё имеют шанс сохранить себя, перейдя, к примеру, в ведение Минздрава, а остальные, лишённые клиник, просто тихо умрут», – обрисовал он будущее реформы меднауки. 

Иркутские учёные встали на защиту РАН

Все эксперты в беседе с «Конкурентом» поставили под сомнение тезис о том, что эффективность науки не поспевает за вложенными деньгами. Они напомнили, что к 2000 году РАН находилась в тяжёлом состоянии, и большая заслуга учёных, что при скудном финансировании, в 30 раз меньшем, чем, к примеру, в США, РАН практически не уронила планку цитируемости. А по международным журналам, и это признаёт и Минобразование, цитируемость выросла. События на прошлой неделе развивались стремительно. В начале недели РАН и СО РАН отправили протестные письма правительству, а 3 июля, когда в Новосибирске шло экстренное собрание по реформе РАН, в Москве готовились «похороны российской науки», в Иркутске тоже приготовились бунтовать. 

«Но пасаран!»

3 июля в районе Академгородка можно было заметить странное оживление. Группы учёных, выйдя из дверей институтов, двинулись не на обычный в это время обед, а к площади у здания президиума ИНЦ СО РАН – защищать науку. Всего собралось около 400 человек. Игорь Бычков сразу заметил, что всё происходящее – не митинг (поскольку разрешения на такое мероприятие никто не получал). Рулил процессом совет научной молодёжи. Приглашённые губернатор, мэр, ректор ИГУ, депутаты Госдумы не пришли. Зато пришли депутат ЗС Владимир Матиенко, единоросс Михаил Корнев и коммунист Владимир Аксёнов. Все трое, что характерно, претендуют на кресла в Заксобрании. Дважды ведущие выкрикивали имя некоего «зама председателя правительства Иркутской области», но тот не отозвался. «Депутат Антон Романов в настоящее время выступает в Госдуме против принятия данного закона», – сообщил ведущий. Как Романов отлично «выступал» за учёных, стало ясно в конце того же дня. 

«Слуги народа в очередной раз хотят совершить ошибку и показывают, насколько они некомпетентны, – заявил и.о. руководителя совета научной молодёжи ИНЦ Вадим Нурминский. – Реформы таким путём, какой навязывают нам сейчас, – это просто очередная политическая деменция со стороны властей. Мы поддерживаем письмо академиков о том, что такие реформы нам не нужны. Вплоть до увольнения министра Ливанова, вплоть до отправления в отставку правительства!» На этих словах собрание зааплодировало. Молодые учёные упирали не только на эмоции, а ещё и на штудирование законопроекта. Кандидат физико-математических наук, сотрудник ИСЗФ Артём Ишин заметил, что в российском законодательстве нет понятия «общественно-государственное объединение». И во что превратится РАН в итоге такой реформы, вообще неясно. А вот как работают «агентства» по управлению чем-нибудь в России, известно на примере Минобороны. «Мы тоже за реформы, но зачем для этого ликвидировать РАН?» – задался вопросом молодой учёный. «С какой стати нас нужно реформировать вот так снаружи, ломая наши устои, традиции и все отношения, которые складываются внутри наших коллективов? Да и вообще – внутри нашей общности. Ломая, можно сказать, об колено», – выразил общее мнение Роман Заика, кандидат технических наук, сотрудник ИСЭМ. 

«Власть потихонечку сходит с ума, – сказал лидер ИРО Российского союза молодых учёных Алексей Петров. – Кому сказать – учёных заставляют в обеденное время собираться на митинги. Очень бы хотелось, чтобы ни господин Медведев, ни господин Ливанов уже не руководили ни российским правительством, ни российской наукой». Ему бурно зааплодировали. Градус ещё более поднял коммунист Аксёнов, сообщивший: фракция коммунистов в Госдуме будет инициировать отставку Медведева и тех, кто готовил законопроект. «Правильно! Долой!», «Люди, у которых вместо глаз по доллару!», «Но пасаран!» – кричали отдельные учёные. Увидев, что все коллеги по выборам уже попиарились, к успеху захотел присоединиться городской депутат Михаил Корнев. «Выступаю за отставку Медведева!» – брякнул в запале Корнев, видимо, забыв, что он член той самой «Единой России», которую возглавляет как раз премьер-министр. 

«Это пинок руководству нашей академии»

Научный сотрудник Иркутского института химии СО РАН Владимир Новокшонов снизил градус пафоса. Он сказал коллегам то, что давно надо было произнести. «Вы реально думаете, что «их медвежество» Дмитрий Анатольевич Медведев что-то решает в этой стране? – задал он вопрос собранию. – Он повелитель времени, часовых поясов, он заворачиватель лампочек. Если Госдума в течение недели берёт на себя повышенные обязательства, не уходя в отпуск, принимает в трёх чтениях важнейший закон в истории страны, то почему это? Закон уже поддержали «Единая Россия» и ЛДПР». «Позор! Позор им!» – кричали учёные. Но Новокшонов снова вернул коллег с небес: «Каждый раз, когда вы идёте на выборы, думайте головой, как эта партия голосовала за те законы, которые лично вас касаются. У нас на кону выборы в Заксобрание». 

«Программа, предложенная правительством, – очередная революция, нацеленная на уничтожение интеллекта, – добавил доктор физико-математических наук, сотрудник ИСЗФ Виктор Еселевич. – Но, как ни странно, есть и положительный момент. Это толчок… Нет, это пинок руководству нашей академии, в которой всё очень непросто». Минобразование, кстати, взяло оценки эффективности РАН не с потолка, оно умело пользуется цифрами. Ещё в 2010 году тогдашний ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев отмечал: в России при 479 институтах на одного исследователя в 2003–2007 годах приходилось 1,42 статьи, в Китае при 108 институтах – 2,81 статьи, в Обществе Макса Планка при 76 институтах – 9,17 статьи. Без серьёзного реформирования академии, оценки эффективности НИИ и системы привлечения внешней научной диаспоры ситуация только ухудшится, ещё тогда считал Гуриев. Он предлагал создать независимый наблюдательный совет и ввести критерии эффективности НИИ. Ясно, что в своё время РАН упустила шанс внутреннего реформирования, а теперь Минобразование двигает «реформу» в том варварском варианте, который удобен ему. 

 «Законопроект в том виде, в котором он представлен, не просто не может быть принят. Его принятие преступно, – заявил академик РАН Игорь Бычков. – Страшно представить, как в случае принятия этого законопроекта многие из учёных проголосуют ногами». Иркутское собрание высказало недоверие к правительству и потребовало снять законопроект с рассмотрения Госдумы, вынеся его на суд общественности. В противном случае общественность выйдет на пикеты и митинги (5 июля в сквере Кирова учёные, члены иркутского «РПР-Парнаса» так и сделали). Но 3 июля Госдума приняла закон в первом чтении, 5-го – во втором. Все иркутские депутаты от «Единой России» голосовали за реформу. В том числе и Антон Романов, который якобы «выступал против».

Днём позже старший научный сотрудник лаборатории комплексной геофизики, глава профсоюзного комитета ИЗК СО РАН Вера Рогожина рассказала, что 1 июля Минобраз разослал всем директорам академических НИИ страны телеграммы с просьбой явиться в Москву для рассмотрения вопроса о ликвидации и расторжении с ними контрактов. «И уже 4 числа СО РАН рекомендовало своим подчинённым не реагировать на эти телеграммы», – заявила она.

То, что в самой академии «всё очень непросто», продемонстрировал академик, глава СО РАН Александр Асеев, который сначала направил протестное письмо в правительство, а сутки спустя, встретившись с Ливановым, уже согласился с тем, что реформа «большое благо». Правда, вернувшись в Сибирь и побывав на экстренном совещании, он снова поддержал коллег. Не факт, что его настроение опять не изменится. Ведь президент Путин  уже вносит поправки в закон. Вероятно, вместо «протестных комитетов» президиум РАН попросту «проглотит» реформу, подслащённую некоторыми уступками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры