издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На общих основаниях

  • Автор: Георгий Борисов

Иркутское УФАС начало рассмотрение дела в отношении администрации Листвянки, которая указала в перечне исполнителей муниципальной программы энергосбережения один хозяйствующий субъект – ОАО «Облжилкомхоз». По мнению антимонопольщиков, это ограничивает права других предприятий в данной сфере.

Поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило подписанное в ноябре 2011 года постановление главы Листвянского муниципального образования, по которому была утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности энергоснабжения на 2011–2015 годы». Специалисты Иркутского УФАС, проводившие в июне плановую проверку в муниципалитете, куда помимо Листвянки входят посёлки Ангарские Хутора, Большие Коты и Никола, выяснили, что в качестве единственного исполнителя в документе было указано ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство». В этом, по их мнению, кроется нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», запрещающей органам исполнительной власти или местного самоуправления принимать ограничивающие конкуренцию нормативно-правовые акты. Разбирательство по этому делу было намечено на 27 августа. 

Со стороны «Облжилкомхоза» на заседание в здании Иркутского управления Федеральной антимонопольной службы в назначенный день никто не явился, так что разъяснять ситуацию был вынужден представитель администрации Листвянки Дмитрий Васильев. Он начал с того, что компания была указана лишь в качестве одного из исполнителей целевой программы наравне с самой местной администрацией. В таком решении была своя логика: в 2009 году по итогам конкурса «Облжилкомхоз» получил в безвозмездное пользование все объекты коммунальной инфраструктуры Листвянки и других посёлков, которые ранее муниципалитету передали власти Иркутского района. «Следовательно, мы посчитали правильным частично включить его в исполнение программных мероприятий, – заметил Васильев. – К тому же законом конкретно не установлено, кто может или не может быть исполнителем, – даже в том акте, который вы подготовили, было сказано лишь про «общее правило», а ссылок на определённый нормативный документ не было».  

Между тем действие договора местной администрации с «Облжилкомхозом» истекает летом 2014 года, тогда как целевая программа будет действовать до конца 2015-го. В том случае, если он будет заключён с другим предприятием, полагает Васильев, придётся вносить изменения в программу. А пока «Облжилкомхоз» отвечает за содержание сетей и других объектов инфраструктуры и выполняет на них работы, так или иначе позволяющие повысить энергетическую эффективность, тогда как крупные мероприятия реализуют подрядчики. Так, в прошлом году ООО «СК «Стройиндустрия», выигравшее конкурс, который организовала администрация Листвянки, проводило капитальный ремонт поселковой котельной. 

– Нигде не сказано, что исполнителем программы может быть исключительно «Облжилкомхоз», – ещё раз подчеркнул юрист. – Мы просто не можем всех переписать. 

– Всех не можете – тогда никого [не переписывайте], – посоветовала в ответ начальник отдела контроля органов власти Иркутского УФАС Галина Тимонова.

Она же указала на ещё одно, на сей раз очевидное, нарушение законодательства: коммунальная инфраструктура была передана «Облжилкомхозу» в безвозмездное пользование, тогда как сейчас действует норма о том, что передача может производиться на правах аренды. А в дальнейшем Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предполагает полный переход на концессии в отношении объектов тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения. Однако для того, чтобы сделать это, администрации Листвянского МО необходимо оформить право собственности на сети, котельные и иное оборудование, а требуемой для этого документации попросту нет. «В 2014 году ожидается реконструкция, так что будет изготовлена техническая документация, – отметил Васильев. – Сейчас мы в принципе ничего не можем передать исполнителю, ведь официально у нас никаких объектов нет: числится, к примеру, теплосеть, и в лучшем случае указана её протяжённость». А на оформление права собственности на них, по его словам, понадобятся «гигантские денежные средства». «Я вам маленький пример приведу, – парировала Тимонова. – В Черемхове до недавних пор была похожая ситуация, и нам председатель КУМИ точно так же говорил, что у них нет денег, поскольку они дотационная территория. Пока мы не наложили штраф на должностное лицо, никто не двигался. А как только штраф получили первый, второй, третий, четвёртый – вышли на областное правительство, и в течение полугода средства нашлись, и всё было сделано». «Делать просто, что-то делать нужно начинать», – заключила заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС Марина Абророва.

Пока, впрочем, ведомство не пришло к выводу о том, нарушила администрация Листвянки закон о защите конкуренции или нет. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры