издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Упростить «упрощёнку»

Иркутская область хочет покупать игрушки в детские сады за счёт УСН

Правительство Приангарья в очередной раз решило изменить схему распределения отчислений доходов в местные бюджеты. Резонансным, похоже, станет предложение региона забрать с 2014 года у муниципалитетов «упрощёнку». Этот налог основной для трёх крупных территорий. Так, власти Иркутска объявили, что город из-за такого нововведения потеряет более миллиарда рублей. Но минфин уверяет: в выигрыше останутся все. Ведь Приангарье возьмёт на себя и часть полномочий по детсадам – выплату зарплаты сотрудникам, покупку игрушек. Горадминистрацию такие аргументы не подкупили: строить сады всё равно придётся пополам.

Минфин Иркутской области на минувшей неделе презентовал депутатам бюджетного комитета Зак-собрания новый законопроект. Финансисты предлагают серьёзно изменить схему распределения межбюджетных трансфертов и нормативов отчислений доходов в местные бюджеты. Глава ведомства Наталия Бояринова пояснила, что в первую очередь решились на кардинальные изменения действующего в регионе закона члены правительства из-за того, что у области появились новые финансовые обязательства. Речь идёт о передаче полномочий по обеспечению дошкольного муниципального образования – оплате труда, покупке обучающихся игр и игрушек – от муниципалитетов на уровень субъектов РФ (ФЗ «Об образовании» вступит в силу с января 2014 года). Правда, немалые затраты по детским садикам на коммунальные услуги и содержание учреждений оставлены за территориями.

В общем итоге Иркутская область примет на себя расходы в 7,9 млрд. рублей. «Из этой суммы около 4 миллиардов рублей приходится на девять городских округов, 3,8 миллиарда – на 33 муниципальных района», – конкретизировала министр.

Подкрепить новые обязательства регион решил и финансово. В областном законопроекте предлагается забрать у муниципалитетов налог, который выплачивают предприниматели в местные бюджеты по упрощённой системе налогообложения (УСН). «У нас 72% такого налога собирается в Иркутске, Братске и Ангарском районе», – обратила внимание Бояринова. Подсластить пилюлю регион предлагает через НДФЛ, дополнительно 2,5% от своей доли этого норматива он готов отдать в муниципальные образования (МО).

Выигрыш для МО от передачи норматива составит в общем суммарном выражении 2,7 млрд. рублей, подсчитали областные финансисты.  Кроме того, при предложенной схеме, как заявила глава минфина, количество проигравших территорий будет наименьшее: «Мы могли и не менять нормативы, но тогда только девять городских округов имели бы значительный выигрыш собственных доходов, а 33 района оставались бы высоко дотационными, финансировать их пришлось бы из областного бюджета». Для большей убедительности Наталия Бояринова привела пример по здравоохранению – расходы по нему в сумме 5,6 млрд. рублей область также забрала себе вместе с финансированием некоторых направлений отрасли. Процесс, по её мнению, завершился с выгодой для всех.

Зампред правительства Алексей Зезуля попытался усыпить бдительность представителей обделённых территорий – Иркутска и Ангарского МО – и рассказал им о практике  других регионов СФО: «Существует два принципиальных подхода: либо регионы давали территориям право на 5% НДФЛ, но расходы оставляли за ними (Алтайский край), либо, наоборот, ничего не передавали, но забирали всё (Кемеровская область). В Иркутской области хотим применить смешанный вариант. Таких, как мы, почти нет – нагрузили областной бюджет зарплатой не только воспитателей, но и техперсонала. И ровно половину из нашего норматива по НДФЛ отдаём муниципалитетам, несмотря на тяжёлое положение бюджета следующего года. Коллеги более жёстко подошли к работе со своими территориями».

Тем не менее меценатство в пользу «бедных» территорий и областного бюджета не входит в планы Иркутска. Это сразу же дали понять представители горадминистрации, явившиеся на заседание бюджетного комитета большой делегацией. По подсчётам заместителя мэра областного центра Алексея Альмухамедова, если предложение минфина будет поддержано депутатами, Иркутск потеряет в 2014 году 630 млн. рублей (прогнозная сумма по поступлению УСН, представленная налоговыми органами). Но и это ещё не всё. «За девять месяцев 2013 года мы получили от малого бизнеса 500 миллионов по единому налогу на вменённый доход (ЕНВД), 266 миллионов по НДФЛ и 609 миллионов по УСН. То есть «упрощёнка» – наш основной налог. По принятым изменениям в Налоговый кодекс РФ с 2013 года система ЕНВД, которая пока ещё действует в городе, становится добровольной. По прогнозу налоговой инспекции, многие предприниматели будут уходить на «упрощёнку», а значит, мы будем потенциально терять ещё 600–700 миллионов», – объявил вице-мэр.

Финансисты Иркутска также методику, предложенную областными коллегами, нашли необъективной: «Из 72% УСН, приходящихся на три муниципалитета, ровно половину даёт Иркутск. В городе этот налог составляет 11% – весомую долю бюджета, а в казне области – 1,8%. То есть данное поступление не решит проблемы региона, а для нас это достаточно много». Напомнили представители администрации и о тех полномочиях, связанных с детскими садиками, которые регион на себя не берёт, а делит с Иркутском пополам, например, строительстве новых зданий под образовательные учреждения. «Мы ведём переговоры о том, чтобы поменять долю софинансирования, но взаимопонимания не находим. То же самое касается возведения домов для переселения из ветхого жилья. На нас ложится 64% софинансирования, ни один муниципалитет не несёт такую нагрузку. А ведь квартиры в Иркутске дороже, чем в других территориях. Как мы будем выполнять эти полномочия, если лишимся доходов по УСН?»

Иркутск, в отличие от остальных муниципалитетов Приангарья, попросил отсрочку и полномочия по финансированию объектов здравоохранения в прошлом году региону не передал. Мэрии предстояло завершить строительство ряда капитальных объектов. По расчётам минфина, столицу Приангарья на финише ждёт, как и остальные МО, абсолютный выигрыш в несколько десятков миллионов. Но городские власти объявили, что расчёты неверны, так как область принимала за их основу текущие расходы на здравоохранение, не посчитав 714 млн. рублей, потраченных в 2012 году на строительство. «Кроме того, у муниципалитетов сохраняется обязанность по созданию условий организации здравоохранения. Наверное, говорить о том, что территории не будут нести никакие затраты, некорректно. Мы в проигрыше», – резюмируют местные чиновники.

Вклад Иркутска в систему здравоохранения оценил Алексей Зезуля: «Город действительно многое сделал по капстроительству для улучшения ситуации. Но это единственная территория, а методика должна быть общей для всех. Если мы используем избирательный подход, у прокуратуры будут все основания говорить о коррупциогенном факторе. Система межбюджетных отношений – это всегда проблема выбора между задачами развития крупных территорий и тех, кто концы с концами не сводит».

Заключения Контрольно-счётной палаты и Ассоциации муниципальных образований Иркутской области на предложенный минфином законопроект оказались положительными. Поэтому большинство депутатов комитета, в том числе избранные по иркутским округам, пока проголосовали за предложенный вариант документа.

В предложенном варианте законопроекта «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» также предложено с января 2014 года передать на уровень МО 10% от акцизов на нефтепродукты для формирования муниципальных дорожных фондов. Ещё 20% в бюджеты муниципалитетов поступит от аренды и продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена. Предусмотрена и другая схема расчёта дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности МО. С 2014 года Иркутская область предлагает ввести новый критерий определения бюджетной обеспеченности МО, соответствующий, по словам министра финансов Наталии Бояриновой, федеральной методике. При расчёте из общего количества 

42 муниципалитета исключаются по пять «богатых» и «бедных»  территорий. И уже по этому усреднённому показателю будет рассчитываться критерий уровня бюджетной обеспеченности, до которого предстоит подтянуть аутсайдеров. Аналогичная методика предлагается и для 420 поселений, только отнимать там придётся по 50 муниципалитетов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры