издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По минному полю

  • Автор: Валерий ГРИГОРЬЕВ

Что может быть страшнее наркомана с гранатой или за рулём пассажирского автобуса? Между тем только за последние два года оперативники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков выявили на техногенных предприятиях страны более тысячи работников, которые либо сами принимали психоактивные вещества, либо были втянуты в наркопреступления. Причём специально эти предприятия не проверялись, а проводилась повседневная оперативно-розыскная работа. Позже выяснялось, что наркоторговец или потребитель дури, попавший в поле зрения сыщиков, работает на ответственном производстве. При этом большинство из выявленных наркоманов на диспансерном учёте не состояли и трудоустраивались совершенно беспрепятственно, без проблем проходили формальные проверки и бюрократические процедуры.

По мнению заместителя начальника Управления ФСКН России по Иркутской области Максима Зиновьева, наркоман является опаснейшим потенциальным источником аварий и катастроф, и этой угрозе необходимо противостоять. Это тем более важно, так как учёты наркозависимых несовершенны, уровень латентности распространения болезни предельно высок, а механизм ограничений трудовых прав в связи с медицинскими показаниями по специальностям, связанным с угрозой катастроф, фактически отсутствует. 

Максим Зиновьев считает, что при оздоровлении наркоситуации в регионе ни в коем случае нельзя упус­кать профилактическую работу на объектах повышенной техногенной опасности. В прошлом году на территории Приангарья сотрудники ФСКН провели 27 мероприятий по тестированию персонала потенциально опасных и социально значимых предприятий. Проверке подверг­лись 1100 человек, из них 17 (или 1,54%) оказались под воздействием психоактивных веществ. Вместе с сотрудниками дорожно-патрульной службы наркополиция в 2012 году провела 53 рейда, проверив 1096 водителей пассажирских автобусов и такси. Факты того, что за рулём маршруток №10 и №80 оказались наркоманы в состоянии опьянения, были выявлены в ходе операции «Трезвый водитель» в 2011 году. Причём один из водителей имел стаж употребления наркотиков более десяти лет. 

Проверки на дорогах и техногенных предприятиях наркополиция продолжила и в нынешнем году. За полгода было проведено шесть мероприятий по тестированию. Только на сей раз из 5215 проверенных выявлено уже 25 случаев употребления наркотиков. Что называется, мины встречаются всё чаще. С августа этого года сотрудники регионального управления ФСКН включили в круг опекаемых ещё и экипажи речных судов. Вместе с работниками транс­портной полиции и администрацией Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей был проведён рейд в Листвянке. На десяти проверенных судах наркоманов не оказалось. Досмотру подвергаются и будущие солдаты. В мае нынешнего года на сборном пункте военкомата в посёлке Гончарово задержан призывник, хранивший при себе более 36 граммов гашиша, что является крупным размером.

В работе по профилактике распространения наркомании на объектах, грозящих авариями, задействованы и сотрудники дорожно-патрульной службы. По словам Вячеслава Жилкина, временно исполняющего обязанности начальника областного управления ГИБДД, при повседневном надзоре за дорожным движением сотрудники пару раз в месяц проводят ещё и сплошную проверку автотранспорта, пытаясь выловить нетрезвых водителей. За восемь месяцев 2013 года в их сети попались 216 человек, управлявших машинами в состоянии наркотического кайфа. Это на 57,7% больше, чем было в прошлом году (тогдашний улов – 137 наркоманов за рулём). Права управлять транспортными средствами лишают немногим более половины из них. И всё-таки эти проверки на дорогах дают положительный результат. По словам Вячеслава Жилкина, количество автоаварий по вине водителей, которые рулили под кайфом, снизилось за год с 32 до 19. 

Можно было бы привлечь к ответственности больше нарушителей, но для этого необходимо немедленно освидетельствовать тех, кто вызывает подозрение. Однако на территории региона работают только три лаборатории, имеющие лицензию на химико-токсикологические исследования. Они расположены в Иркутске, Братске и Тайшете. А без такой экспертизы суды прекращать право управления транспортными средствами, как правило, не спешат. В этом году решения о лишении прав на вождение приняты в отношении 27 человек, в прошлом году без водительских удостоверений остались 64 пойманных за рулём наркомана. Гаишники просили приобрести на регион хотя бы три передвижных пункта медицинского освидетельствования шофёров на наркотическое опьянение. По просьбе управления ГИБДД были внесены изменения в программу повышения безопаснос­ти дорожного движения на территории Иркутской области, так что передвижные лаборатории будут закуплены. Но в дальнейшем необходимо иметь стационарные лаборатории в каждом районе и городе. 

Конечно, профилактическая работа заключается не только в том, чтобы ловить наркоманов, внедрившихся на опасное производство, за руку. Министерство здравоохранения вносит в эту работу свою лепту, информируя жителей о вреде наркотических веществ и предлагая тем, кто попал в зависимость, обследование, лечение и реабилитацию. Для медиков, психологов и социальных работников техногенных предприятий проводятся семинары для обучения ранней диагностике наркозависимости. В этом году таких семинаров было 12. Наркополиция охватывает за год своими информационно-разъяснительными мероприятиями по юридическим, социальным и медицинским аспектам распространения и употребления наркотиков больше двух тысяч человек. Работа эта явно не лишняя. По словам Максима Зиновьева, необходимо внедрить обязательное освидетельствование персонала потенциально опасных предприятий на употребление наркотиков. Тестирование должно стать одним из ключевых моментов мониторинга наркоситуации на предприятиях. Однако сегодня работодатели неохотно соглашаются на такую меру. Чтобы закрыть двери для наркозависимых на предприятиях, руководителям надо не ограничиваться формальными ведомственными инструкциями, а обеспечить тотальный контроль, используя возможнос­ти кадровых, медицинских подразделений и служб безопасности. Ещё лучше привлекать для этих целей правоохранительные структуры. На минном поле расслабляться нельзя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры