издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экологическая перезагрузка

На съезде по охране окружающей среды иркутяне планируют инициировать обсуждение байкальских проблем

2013 год, объявленный указом президента страны Годом охраны окружающей среды, завершается главным, на мой взгляд, мероприятием из 82 запланированных правительством – четвёртым съездом по охране окружающей среды. Не исключаю, что съезд может стать едва ли не основным экологическим событием десятилетия, поскольку предыдущий, третий всероссийский съезд по охране окружающей среды, вызвавший очевидное противостояние делегатов, представлявших с одной стороны власть, а с другой – гражданское общество, состоялся ещё в 2003 году. В ближайшие дни иркутская делегация из 34 человек вылетает в Москву.

В конце лета 2012 года, после выхода указа президента, я с интересом, даже с нетерпением, ждал план основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды в России, который Владимир Путин поручил разработать правительству. Не то чтобы надеялся, скорее наивно мечтал, что вдруг в нём появится наконец-то долгожданный пункт о необходимости создания независимого органа по охране окружающей среды взамен уничтоженного ещё в 2002 году Государственного комитета по охране природы. Требования восстановления, воссоздания такого федерального органа на прошлом съезде стали одной из причин принципиальных разногласий делегатов.

Увы, опубликованное в конце осени распоряжение правительства принесло разочарование. В 82 пунктах плана (последний пункт включён недавно, в октябре) перечислены всевозможные совещания, конференции, форумы, семинары. Есть даже конгресс. А ещё конкурсы, выставки, экспозиции. Похожие мероприятия примерно в таких же объёмах проводятся в России ежегодно. Возникло ощущение, граничащее с убеждением, что специального плана «в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду» никто в правительстве особо и не разрабатывал. В качестве плана утверждён реестр, в который включены все мероприятия, имеющие хотя бы касательное отношение к экологии, запланированные на 2013 год разными структурами независимо от Года охраны окружающей среды. Но проведение съезда, хоть и с опозданием на семь лет, включено в план мероприятий под номером один, безусловно, в связи с провозглашением Года охраны окружающей среды.

В составе иркутской делегации, вылетающей на съезд в Москву, как и в составах делегаций предыдущих трёх съездов, есть представители региональной исполнительной власти, экологического бизнеса, госконтроля, науки и общества. Елена Хицкая – одна из 34 делегатов, ещё в сентябре избранных специальной конференцией на всероссийский съезд от Иркутской области. Она профессиональный эколог. Работу в интересах людей и природы начала ещё со студенческих практик, а с 1971 года, по окончании Иркутского госуниверситета, работала в Иркутск­гидромете, в региональных структурах Минводхоза, в природо­охранных подразделениях администрации Иркутской области, в Иркутском областном комитете по охране природы. 

Накопленный комплексный опыт подвёл, буквально подтолкнул к занятиям прикладной экологией. В самое сложное для страны время, в первой половине 90-х годов прошлого века, Елена Валентиновна стала инициатором учреждения Научного центра оценки воздействия на окружающую среду (НЦ ОВОС) «Иркутскинтерэко». Его возглавила Надежда Чемерис, а Елена Хицкая работает в должности заместителя директора. И так уж совпало, что в нынешнем декабре, по сути, в дни работы всероссийского съезда по охране природы, «Иркутскинтерэко» исполняется ровно 20 лет.

– Мне и самой не верится, что наш научный центр сумел пройти через все кризисы и выжить, – смеётся Елена Хицкая. – Это благодаря коллективу. Наши сотрудники не просто высококвалифицированные специалисты. Они энтузиасты. Одно из основных направлений работы центра – разработка документов по нормированию воздействия на окружающую среду для промышленных предприятий. Это исследовательская, творческая работа, требующая обширных, комплексных знаний и бесконечного расширения этих знаний. Да и вся прикладная экология – это творчество и исследования. Очень важно, что мы имеем возможность превращать теоретические знания в реальную практику.

– Из отчётов научного центра я увидел, что за 20 лет вашим сравнительно небольшим коллективом выполнено уже более 1200 договоров. И ладно, если бы это были какие-то небольшие, локальные договоры с малым и средним бизнесом. Но среди заказчиков услуг научного центра числятся такие гиганты, к примеру, как «Иркутскэнерго», «Востсибуголь», Иркутская нефтяная компания, Иркутский авиазавод, Иркутский алюминиевый завод…

– Да. Коллектив у нас действительно небольшой. Начинали с пяти человек. В настоящее время в штате 20 сотрудников. Но надо учесть, что для выполнения крупных и сложных работ мы регулярно привлекаем по совместительству, на договорной основе, самых высококвалифицированных специалистов нужного направления из иных структур, часто из академических институтов. Недавно Научным центром «Иркутскинтерэко» были закончены работы по инвентаризации источников выбросов и подготовке проекта норм предельно допустимых выбросов для нескольких предприятий «Иркутскэнерго», и все материалы уже согласованы с контролирующими органами. Разработаны и согласованы проекты нормативов отходов и лимитов по их размещению для Усть-Илимской и Ново-Зиминской ТЭЦ. Аналогичные проекты для ТЭЦ-16 сейчас находятся на согласовании. Мы дорожим своими заказчиками, будь это хоть крупная ТЭЦ, хоть крошечная автозаправочная станция, и никогда не ограничиваемся одной только разработкой нужных проектов. Мы ведём их сопровождение вплоть до окончания срока действия документов. Консультируем, рекомендуем, при необходимости вносим корректировки. Поэтому заказчики доверяют нашему научному центру. 

– Прошлый, третий всероссийский съезд по охране природы даже с натяжкой вряд ли можно назвать удачным. Был он, как сужу я по рассказам участников, довольно сумбурным, а временами просто скандальным, вплоть до ухода из президиума известных экологов в знак категорического несогласия с позицией исполнительной власти. Может быть, ещё и поэтому четвёртый съезд проводится только нынче, в 2013 году, вместо первоначально назначенного 2006-го. Чего вы ждёте от этого мероприятия, которым в России завершается Год охраны окружающей среды?

Иркутская делегация планирует инициировать обсуждение на съезде байкальских проблем

– Я не против споров, но категорически против ссор. Немного опасаюсь превращения съезда в пустую говорильню, но с надеждой жду серьёзного обсуждения умными, опытными людьми серьёзных проблем, прежде всего эколого-правовых. Их скопилось так много, что они уже не просто тормозят, они останавливают и экологическое, и экономическое развитие государства. Здесь и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в области нормирования воздействий на окружающую среду, и проблемы государственного экологического надзора и обеспечения экологической безопасности предприятий, и, что особенно важно, развитие правовых институтов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы. Без этого об устойчивом развитии даже говорить не стоит: государство рано или поздно в лучшем случае окажется в экологическом тупике, а в худшем – на дне пропасти. Кроме того, хотелось бы настоять на внесении в резолюцию съезда пунктов о необходимости возвращения иссечённо-усечённому закону о Государственной экологической экспертизе его былой юридической силы и о кардинальной переработке действующего сегодня Федерального закона «Об отходах производства и потребления». 

– Всё перечисленное вами касается страны в целом. А планируете ли вы, вот вы лично, как делегат от Иркутской области, каким-то образом инициировать обсуждение байкальских проблем? 

– Безусловно. Я буду искать возможность поднять вопрос о пересмотре известного постановления правительства о запрещении отдельных видов деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Оно, как я понимаю, готовилось в спешке, поэтому в одну кучу было свалено всё подряд. Сейчас необходимо спокойно, вдумчиво разобраться, что на берегах недопустимо в принципе, что создать можно при особых и чрезвычайных мерах предосторожности, а что нужно для обеспечения достойной жизни людей на Байкале и для гарантированной защиты участка всемирного природного наследия. 

В качестве одного из примеров Елена Хицкая приводит, в частности, запрет на создание судостроительных и, что важнее, судоремонт­ных баз. Она убеждена, что отсутствие специальных площадок для ремонта флота ведёт вовсе не к защите озера от загрязнения, а совсем наоборот – является принуждением к его бесконтрольному загрязнению. На судоходном озере невозможно обойтись без ремонта судов. Их и сейчас ремонтируют. Но не на специально подготовленных, оборудованных, обустроенных базах, а где попало, тайком. Там же, на укромных незаселённых берегах, вдали от государственного конт­роля, остаётся и вся сопутствующая ремонту грязь, включая отработавшие масла, может быть, краски и вообще что угодно. По заданию министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области НЦ ОВОС уже подготовил обоснования экологической безопасности и допустимости исключения из перечня запрещённых видов деятельности производств по судостроению и судоремонту в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории для внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 №643.

Основываясь на личном более чем сорокалетнем профессиональном опыте, учитывая современные технологии, Елена Хицкая считает допустимым создание на Байкале производств по выпуску многих изделий из дерева, некоторых предприятий пищевой промышленности. К примеру, производство соков, напитков и тем более розлив байкальской воды. Но при этом подчёркивает, что, прежде чем начать строить пусть даже самое малое и на первый взгляд самое экологически чистое предприятие, необходимо, во-первых, привести в порядок нормативно-правовую базу в области нормирования воздействий на окружающую среду. Во-вторых, решить проблемы государственного экологического надзора. И в-третьих, восстановить обязательность разработки ОВОС в качестве предпроектной документации и в полном объёме воссоздать Государственную экологическую экспертизу в качестве самостоятельного, независимого органа сохранения благоприятной среды обитания. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры