издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пролетели над Таиландом

В Приангарье разгорелся туристический скандал неслыханного масштаба

Перед Новым годом десятки ангарчан и жителей города Усолья-Сибирского, а также посёлка Белореченское, остались без оплаченных поездок за границу. Отдых испортила туристическая фирма «Пилигрим-тур», не перечислившая деньги клиентов туроператору. В результате туристы оказались без билетов, отелей, страховок, трансфера. Подробности в материале Алёны Корк.

От следствия не скрывается

У компании «Пилигрим-тур» была репутация добросовестного агентства. На местном рынке туристических услуг она работает с 2008 года. Поэтому произошедшее стало шоком не только для туристов, но и для иркутских партнёров турфирмы. Туристы с датами вылета на отдых после 25 декабря не смогли совершить запланированное путешествие, хотя некоторые из них забронировали и оплатили туры ещё осенью. В основном это были вылеты из Иркутска, но попадались и другие варианты – например, Арабские Эмираты с вылетом из Красноярска. В целом период «проблемных» вылетов – с конца декабря по март текущего года. Сами туроператоры-партнёры фирмы ситуацию комментировать отказываются. По имеющимся данным, некоторые из них ещё в конце прошлого года расторгли договорные отношения с «Пилигрим-туром». 

Как сообщил Андрей Иванов, сотрудник пресс-службы ГУВД России по Иркутской области, поступило более 45 заявлений от обманутых туристов. Вначале это были обращения от жителей Ангарска и Усолья-Сибирского, позже к ним присоединились и жители посёлка Белореченское. Примерный ущерб оценивается в 4 млн рублей. Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Все менеджеры компании опрошены, изъята часть документов. Также были опрошены и контрагенты – ведущие туроператоры, партнёром которых являлась долгие годы злополучная фирма. Туроператоры и показали, что туристические пакеты были забронированы, но деньги за них не поступили. Руководитель компании Аркадий Шмигун от следствия не скрывался, с ним сейчас работают следственные органы. Дальнейший исход событий зависит от того, будет ли возбуждено уголовное дело. 

Здесь сразу нужно обговорить разницу между туроператором и турфирмой. Туроператор – это поставщик продукта, то есть туристического пакета, обычно включающего в себя перелёт, трансфер (доставку до отеля), проживание и медицинскую страховку. Туроператоров на рынке Иркутской области работает не так уж много – меньше десятка. Продукт туроператора продаёт турфирма, а вот их в одном только Иркутске работает больше сотни. Также турфирмы заключают договоры и с московскими и питерскими туроператорами, чтобы отправлять туристов, например, в Европу или Южную Америку через Москву или Санкт-Петербург. Деньги от туриста получает турфирма, которая и перечисляет оплату за тур напрямую партнёру-туроператору, получая за свою работу агентские. Собственно, как раз из них и складывается прибыль турфирмы, из которой надо отнять расходы на аренду помещения под офис, зарплату менеджерам, налоги, рекламу и так далее. Под закон о страховании ответственности туроператоров попадает лишь туроператор, а не турфирма. Поскольку договорные отношения между «Пилигрим-туром» и туроператором, предположительно, были расторгнуты ещё в декабре, то туристы в данном случае остались незащищёнными.

Усольский курорт вместо Пхукета 

Одна из пострадавших, жительница Усолья-Сибирского Елена Рыжкович, планировала отдохнуть в Таиланде во второй половине января. 

– За границей мы один раз уже были – в Таиланде, на курорте Паттайя, и нам захотелось островного отдыха, – рассказала она корреспонденту «Конкурента». – Сразу после новогодних каникул у меня выпадал отпуск, поэтому мы с мужем решили лететь 10-11 января, чтобы успеть вернуться к моменту выхода на работу. Последнее полугодие 2013 года выдалось тяжёлым, было необходимо переменить обстановку, восстановить силы. Перед самым Новым годом муж получил новый заграничный паспорт, и 31 декабря мы купили тур с вылетом 11 января, сделали себе такой новогодний подарок. Нас предупредили, что не стоит гнаться за скидками и покупать горящие туры, поэтому мы купили обычный – за 67 тысяч в трёхзвёздочный отель на 12 дней. 

Свою первую путёвку за границу семья Рыжкович покупала в Иркутске, но здесь уже просто не было времени ехать в областной центр. Елена колебалась между двумя усольскими турфирмами, но выбрала «Пилигрим-тур» – среди менеджеров работали её бывшие выпускницы. «Хотелось поддержать молодое поколение», – привела женщина свой довод. В качестве документов Рыжкович выдали договор со всеми положенными печатями и приходно-кассовый чек. 

– Мы спокойно собирались на отдых, паковали чемоданы, и вдруг ­8 января нам звонит менеджер, – вспоминает Елена Рыжкович. – Говорит: «Ваш тур аннулировали, директор забрал все документы, ваш телефон чудом оказался в моей записной книжке». И это за три дня до вылета! Мы сразу сели в машину и поехали в Ангарск, объехали все их офисы, но они были закрыты. Дочь и сын в Иркутске начали объезжать офисы компании «Пегас Туристик», турпакет от которой мы и купили. Удалось застать менеджера, тот попросил звонить 9 января. Но в этот день на наши звонки не отвечали. Поэтому в первый рабочий день после каникул мы обратились в усольскую полицию, а 13 января отнесли документы и в усольскую прокуратуру, и в местный суд. В договоре было указано: «Пилигрим-тур» в лице туроператора «Пегас Туристик», поэтому исковое заявление я подала на две эти компании. Конечно, ситуация по нам больно ударила, у меня даже началась депрессия. Мне очень хотелось попасть на море, нужно было восстановить силы и энергию. Четыре дня я провела в тоске и унынии, не могла и не хотела ни с кем разговаривать. Но потом взяла себя в руки и отправилась лечиться на наш, усольский курорт. Не пропадать же отпуску.

Пострадавшие уже собирались на небольшой пикет в Ангарске. Огромная дискуссия развернулась на портале «Живой Ангарск» – люди делятся историями, описывают свои злоключения. Вроде кто-то из туристов даже остался без обратного билета и оплаченного отеля в чужой стране. Сотрудники некоторых турфирм говорят, что ситуация в какой-то степени была неизбежной – очень много мелких фирм работает на туристическом рынке, выживать им всё труднее, поэтому и всплывают подобные махинации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер