издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Процесс притормозили»

Социальную норму потребления электроэнергии в Иркутской области с 1 июля 2014 года вводить не будут. В течение ближайших двух лет такое право, в зависимости от воли местных властей, распространяется и на другие регионы России, кроме тех, где уже реализован эксперимент по нормированию электропотребления. Такое решение было принято по итогам совещания в правительстве РФ, которое прошло 30 января. В то же время Федеральная служба по тарифам предложила ввести своеобразную абонентскую плату за электричество – определённую фиксированную долю в ежемесячном платеже за свет, – чтобы взыскивать деньги с владельцев «инвестиционного» жилья, предназначенного исключительно для продажи, и построенных, но простаивающих дорогих коттеджей.

Впервые, если брать официальные документы последних лет, о введении норматива электропотребления для всех без исключения жителей России речь зашла весной 2012 года. В одном из «майских указов», которые президент РФ Владимир Путин подписал после инаугурации, правительству страны поручалось до сентября позапрошлого года «разработать комплекс мер, направленных на установление социальной нормы потребления коммунальных ресурсов», предусмотрев при этом определённые компенсации для одиноких пенси­онеров, проживающих в квартире не менее 10 лет. Соответствующее распоряжение кабинет министров опубликовал 10 сентября. В нём, в частности, предписывалось в десятидневный срок подготовить перечень пилотных регионов, где социальная норма потребления электроэнергии должна была вступить в силу уже в 2013 году, тогда как на остальной территории России её предполагалось ввести годом позже. В том же распоряжении содержалось поручение Министерствам энергетики, финансов, регионального и экономического развития, а также Федеральной службе по тарифам подготовить проект правительственного документа о порядке определения и применения социальной нормы потребления воды, которую для «пилотов» должны были ввести в 2014 году, а для всей страны – с 2015 года. 

В установленный срок – 1 сентября 2013 года – это не произошло, однако в марте прошлого года Минрегион обнародовал проект перечня регионов, где в качестве эксперимента планировалось лимитировать электропотребление. Изначально в нём содержались 15 субъектов РФ, но к тому моменту, как 22 июля 2013 года ­

Д.А. Медведев подписал постановление «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)», восемь регионов, в том числе Иркутская область, из него исчезли. Где-то, как в Приморском крае, это произошло под давлением населения, вышедшего на митинг, где-то реги­ональные власти приняли такое решение, не дожидаясь акций протеста. Впоследствии ряды «отказников» пополнила Самарская область: здесь просто не успели подготовить пакет документов, необходимых для того, чтобы ввести соцнорму с 1 сентября 2013 года. 

Таким образом, «пилотами» ­стали Забайкальский и Красноярский края вкупе с Владимирской и Нижегородской областями, где соцнорма уже действовала на протяжении нескольких лет, а также Орловская и Ростовская области. Установленный в них базовый лимит отличается в разы: от 50 кВт-ч в месяц на человека во Владимирской и Нижегородской областях до 190 кВт-ч на Орловщине. Для сравнения, в Иркутской области, где норматив планировали ввести с 1 июля 2014 года, базовая ставка – ежемесячный объём потребления, который уходит на нужды горожанина, одиноко проживающего в квартире или частном доме с газовой плитой, – по предварительным расчётам, составляет 126 кВт-ч. 

«Итоги эксперимента требуют специального анализа»

Итоги эксперимента, начатого пять месяцев назад, в правительстве РФ обсуждали 30 января. В какой-то части его признали удачным: по официальным данным, которые привёл премьер-министр, объём перекрёстного субсидирования электроэнергетики (при нём тарифы для населения удерживают на относительно небольшом уровне за счёт высоких цен на электричество для других потребителей) сократился на 2,9 млрд рублей. Сложнее оказалось достичь других целей, которыми задавались власти при введение соцнормы. Как сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, чьи слова приведены в стенограмме заседания, только «Ростовская область учла в своём пилотном проекте как раз те параметры, которые были «зашиты» в 614-м постановлении», утвердившем порядок расчёта лимит на электричество и перечень пилотных регионов. В частности, здесь более 86% жителей уложились в социальную норму, а стоимость киловатт-часа в пределах норматива была снижена на 3,3% по отношению к ранее действовавшему тарифу (сейчас она составляет 3,5 рубля для горожан и 2,45 рубля для жителей сельских населённых пунктов). «Сверхнормативный» киловатт-час при этом стоит на 7,5% дороже тарифа, применявшегося до введения соцнормы. Аналогичных показателей добились в Орловской области, где в лимит уложилось более 80% населения. 

При этом доля семей из Орловщины, чьё потребление превысило норматив более чем в два раза, составило 4,4%. По большей части это те, кто живёт в коттеджных посёлках или загородных домах, а также больших квартирах. По словам Меня, уровень электропотребления в таких домохозяйствах превышает соцнорму от двух до пяти раз, однако платежи за электричество для них выросли в среднем всего на 4%. 

Столь гладко дела обстоят далеко не во всех пилотных регионах: в справочных материалах к заседанию сказано, что в Забайкальском и Красноярском краях, а также Владимирской и Нижегородской областях произошло ухудшение положения потребителей, живущих в своих домохозяйствах в одиночестве. Проблема заключается в том, что в этих регионах ни социальную норму, ни тарифы не стали пересматривать в соответствии с теми формулами, которые были заложены в федеральном постановлении правительства № 614, подписанном 22 июля 2013 года. Как следствие, в том же Забайкалье в норматив укладываются только 9% людей из упомянутой категории. «Очевидно, что итоги эксперимента требуют специального анализа, – констатировал Д. Медведев. – Есть сверхвысокий уровень энергопотребления, который характерен для многоквартирных домов бизнес-класса или так называемых элитных посёлков. Там есть прирост цены, хотя и не фантастический, но он есть. Есть некоторые другие результаты, но в любом случае регионы должны максимальным образом дифференцировать систему платежей так, чтобы она была понятна потребителю с любым уровнем дохода и была справедливой». 

«В определённой временной перспективе»

В Минстрое считают, что необходимо усовершенствовать нормативную базу для определения социальной нормы. В частности, для многодетных семей и тех, кто воспитывает детей-инвалидов, лимит предлагают увеличить в полтора раза. При этом, полагают в министерстве, необходимо снизить тарифы в пределах социальной нормы на 3–10% в сравнении с действующими ценами на электричество, тогда как прибавка к стоимости «сверхнормативных» киловатт-часов не должна превышать 40%. «Если будет принято решение, что регионы будут самостоятельно вводить социальную норму, то они могут отталкиваться от этих параметров», – заключил Мень. 

По итогам совещания ответственность за применение нормативов переложили на плечи властей субъектов РФ. «Решение о введении социальной нормы, её корректировке регион должен принимать самостоятельно с учётом реального состояния дел – климата, доходов населения, состояния жилищного фонда, – заметил по этому поводу глава правительства, – причём делать это можно будет в определённой временной перспективе». Иными словами, повсеместно вводить соцнорму в стране с 1 июля 2014 года не будут. «Обязаловки и тотального введения, я думаю, нам сейчас допускать нельзя ровно потому, что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить, – подтвердил Д. Медведев. – Вернее, скажем так: у нас просто такая страна, что всё будет очень пёстрым». Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, уточняет: «временная перспектива» ограничена двумя годами, в течение которых планируется «провести разъяснительную работу, чтобы снять социальное напряжение».

По словам Медведева, такое решение было принято после того, как его неоднократно обсудили «на целом ряде встреч и с «Единой Россией», и просто с представителями региональной общественности, руководителями регионов». Пресс-служба партии, ссылаясь на председателя Государственного совета Республики Коми Игоря Ковзеля, сообщила, что республиканский парламент в ноябре 2013 года обращался к председателю правительства с просьбой передать властям субъектов РФ полномочия по установлению сроков введения соцнормы на их территории. Позднее Парламентская ассоциация Северо-Запада России, куда входит в том числе и Госсовет Коми, вовсе ходатайствовала об отмене социальной нормы электропотребления, однако в итоге федеральные власти выбрали компромиссный вариант. 

«Мы изначально не были согласны с позицией, изложенной в 614-м постановлении, потому что очевидно, что мы находимся в иных климатических условиях, нежели европейская часть, – подчеркнул министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Евгений Селедцов, отвечая во время пресс-конференции на вопрос корреспондента «Сибирского энергетика». – Но мы делали расчёт [соцнормы], потому что до четверга [30 января] процедура была такова, что мы обязаны были её ввести. Поэтому я отдал все необходимые команды, но всё-таки была надежда, что [решение федерального правительства] условно говоря, отменят». Введение социальной нормы не поддерживают и энергетики. Так, заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Максим Матвеев считает, что в предложенной формуле она не будет мотивировать людей сберегать энергию – для этого в Иркутской области необходим ощутимый рост цен на электричество, а потребление электроэнергии даже сверх социальной нормы будет существенно ниже обычных тарифов во всех регионах России – 110 коп./кВт-ч. «Для того, чтобы жители региона начали выключать свет, выходя из комнаты, и не тратили электро­энергию бесцельно (а это сожжённый уголь и соответствующие выбросы вредных веществ в атмосферу), нужен денежный ощутимый мотиватор, а не только пропаганда», – подчеркнул он. 

По заверению Селедцова, областное правительство будет откладывать ввод норматива до последнего момента, пока это будет возможно. «Ещё раз говорю: слава богу, процесс притормозили, – заявил он журналистам. – Но я не думаю, что он концептуально закончится, потому что на уровне законодательства есть осмысление проблемы скачкообразного роста нагрузки на сети низкого напряжения: у нас народ строит дворцы, а за электроэнергию платить не хочет». 

Богатые больше платят?

Российские власти тем временем предложили ещё один новый для населения способ в определённой степени компенсировать затраты сетевых компаний на строительство инфраструктуры для технологического присоединения потребителей и установить свое­образную социальную справедливость, заставив владельцев дорого жилья платить больше. Федеральная служба по тарифам предложила ввести абонентскую плату за электричество, установив в платежах населения фиксированную ставку за доступ к энергетической инфраструктуре. Об этом глава ФСТ РФ Сергей Новиков сообщил «Коммерсанту». Идея заключается в том, чтобы перенести часть нагрузки, которая закладывается в тариф на передачу электроэнергии, с малоимущих и небогатых потребителей на тех, кто покупает несколько «инвестиционных» квартир для перепродажи или владеет построенными, но простаивающими без дела большими частными домами. «Это относится, например, к новым районам массовой дачной и коттеджной застройки, где дома появились, инфраструктура построена, но потребления – ноль», – цитирует Новикова издание. 

Дело в том, что размер перекрёстного субсидирования, из-за которого тарифы на электричество для населения держатся ниже экономически обоснованной цены, пропорционален удельному электропотреблению, поэтому получается так, что обеспеченные домохозяйства субсидируются в большей степени, чем малоимущие. Такое положение планировали исправить с помощью социальной нормы, но из-за того, что её повсеместный ввод решено отложить, в федеральном правительстве решили использовать другие экономические инструменты. Глава ФСТ подчёркивает, что абонентская плата не будет полностью компенсировать расходы на строительство электрических сетей и подстанций для подключения новых потребителей. «Это лишь её часть, которая призвана более правильным образом перераспределить нагрузку», – отмечает он. 

Пока инициатива Федеральной службы по тарифам никак не оформлена в законодательстве – это лишь идея. «По крайней мере, это должно сработать, – полагает Селедцов. – В моём понимании, должен быть инструмент дополнительной ответственности: вы хотите жить в комфортных условиях, пользоваться дополнительными предметами удобства – давайте будем социально ответственными по отношению к другим. Ведь подключая дополнительную нагрузку, вы фактически ухудшаете качество электроэнергии, которая необходима для других потребителей». 

Впрочем, Матвеев отмечает, что в Иркутской области не существует проблемы «новых районов массовой дачной и коттеджной застройки, где дома появились, инфраструктура построена, но потребления – ноль». Введение абонентской платы за электричество, по его мнению, только вызовет негативную реакцию со стороны населения, но не позволит избавиться от перекрёстного субсидирования. «Необходимо в ра­зумных пределах увеличивать стоимость подключения к сети новых потребителей [с энергопринимающими устройствами мощностью] до 15 киловатт (сейчас это формальные 550 рублей), – предлагает Матвеев возможный выход из сложившегося положения. – Возможно, с рассрочкой. Таким образом адекватно решится ­озвученная проблема». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры