издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хозяин на час

Хочешь жить – умей вертеться. Эту поговорку 33-летний ангарчанин П. понимал буквально: зависимость от героина, страх перед «ломкой» заставляли его изобретать всё новые способы «заработать» на дозу. За последние 10 лет Александр П. пять раз попадал на скамью подсудимых: криминальный путь он начинал с банальных краж, но постепенно перешёл на хищения путём мошенничества. Причём в голове наркозависимого рождались довольно оригинальные схемы надувательства знакомых и незнакомых людей. И из каждого своего «изобретения» он выжимал всё возможное.

Так, летом прошлого года П. пришла в голову мысль сдать в аренду квартиру, в которой он временно проживал. Собственником жилого помещения была его мать, на время своего недолгого отсутствия она и доверила сыну приглядеть за имуществом. П. приглядел. Он тут же через знакомых нашёл человека, нуждающегося в жилплощади. Заверил его, что является единоличным хозяином квартиры, и «сдал» её «в аренду», прекрасно понимая, что мама может нагрянуть в любую минуту и положить конец его «бизнесу». Обманутый «жилец» выложил из кармана семь тысяч рублей в качестве месячной платы за аренду и ещё две – за временную регистрацию в квартире. Поскольку схема сработала, глупо было бы не воспользоваться ею ещё разок-другой. Так что хозяин на час успел до маминого приезда заключить также «договоры» с клиентами двух агентств недвижимости, получив с одного пять, а с другого четыре тысячи рублей «арендной» платы всё за те же квадратные метры. 

Разоблачения П. не боялся. Нар­команы вообще живут одним днём. К тому же в то время, когда он так уверенно заходил на рынок риелторских услуг, он уже находился под следствием за мошенничества, совершённые парой месяцев раньше. Подписка о невыезде и надлежащем поведении, избранная следователем в качестве меры пресечения, с наркоманом не сработала: он успевал и «заработать» на дозу, и уколоться, и изобразить на допросе раскаяние. Подписав в маминой квартире очередной «договор аренды», П. отправлялся в кабинет следователя, чтобы подмахнуть там признательные показания о предыдущих криминальных выходках. В конце мая прошлого же года он «поднял бабки», изобразив клиента фирмы по прокату электроинструмента. Такой отдел П. углядел как-то в магазине «Престиж» 15-го микрорайона. Когда срочно понадобились деньги на дозу, он заключил с сотрудником отдела договор, взяв напрокат дисковую пилу стоимостью 4350 рублей. На электроинструмент тут же нашёлся покупатель, и П. вернулся в отдел проката за углешлифовальной машиной «Хитачи» и перфоратором «Макита» с двумя бурами. Вещи общей стоимостью 10 тысяч рублей ушли за бесценок. Зато П. получил у скупщиков краденого заказ на ещё одну углешлифовальную машину – её «прокат» он оформил в том же отделе на следующий день. Сумма ущерба предпринимателю составила в целом 14,3 тысячи рублей. И П. был тут же привлечён к уголовной ответственности. 

Так и вышло, что в прошлом году Ангарский городской суд дважды привлекал П. за мошенничества: пока шёл один процесс, наркоман, находившийся на подписке о невы­езде, ловил момент и совершал очередные аферы. Попав в суд, снова посыпал голову пеплом, чистосердечно раскаивался, признавал вину. Всё это вместе с тяжёлыми болезнями, которыми страдал потребитель опиоидов, учитывалось при назначении наказания в качестве смягчающих вину обстоятельств. Отягчающих обстоятельств, правда, у П. накопилось за эти годы куда больше: прежние судимости за корыстные преступления, неоднократное привлечение к административной ответственности за мелкое хулиганство, употребление наркотиков в немедицинских целях. Наркозависимый с большим количеством ходок в зону прекрасно понимал: за совершение преступлений средней тяжести большой срок ему не грозит. За мошенничества с «прокатом» П. был приговорён к отбыванию в колонии 2,5 года. За эпизоды с «арендой» маминой квартиры ему добавили всего год, применив принцип не полного, а частичного сложения наказаний, поскольку ни за одно из рассмотренных в 2013 году преступлений П. ещё не был судим. Но окончательный срок в 3,5 года ему придётся на этот раз отбывать уже в колонии строгого режима как рецидивисту. С исковыми требованиями о возмещении морального вреда всех четырёх потерпевших – «арендаторов» квартиры и хозяина прокатного электроинструмента – П. полностью согласился, и суд их удовлетворил. Но сможет ли наркоман, страдающий опасными для жизни заболеваниями, заработать за колючей проволокой в погашение исков 32 тысячи рублей, ещё неизвестно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры