издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Владимир Салмин: «Байкальский банк Сбербанка России: всё – для клиента!»

Крупнейшие предприятия области, к которым, безусловно, относится и Байкальский банк Сбербанка России, подводят итоги прошедшего года. Как рассказал нашей газете Владимир Салмин, председатель банка, даже в условиях мировой макроэкономической неопределённости 2013 год был успешным. Подробностями он делится с читателями нашей газеты.

Бережливое производство по японской технологии

– Владимир Викторович, как вы в целом оцениваете результаты деятельности Байкальского банка Сбербанка России в 2013 году?

– Год был весьма успешным даже в современных условиях макроэкономической неопределённости. Чтобы подкрепить свои слова цифрами, скажу, что в 2013 году мы нарастили чистую прибыль почти на треть – она составила без малого 12 миллиардов рублей. При этом мы продолжали проводить достаточно консервативную кредитную политику, что позволило сохранить уровень просроченной задолженности на отметке 2,2%. Такой показатель мы поддерживали и во время кризиса, поддерживаем и сегодня, тем самым обеспечивая стабильность деятельности Сбербанка в Байкальском регионе. 

– В прошлом году Сбербанк и правительство Иркутской области подписали соглашение о сотрудничестве. Что-то уже сделано в этом направлении? Каковы ближайшие планы и задачи?

– Соглашение было подписано в сентябре в рамках Инвестиционного форума в Сочи. Оно предусматривает финансирование ряда инфраструктурных проектов, бюджета Иркутской области, конечно, на условиях конкурсных процедур. Мы принимаем активное участие и в реализации ряда программ, имеющих социальную направленность, например связанных с жилищным кредитованием. Совместная работа Сбербанка и правительства региона позволила очень хорошо продвинуться в реализации проекта по вне­д­ре­нию универсальной электронной карты. В планах уже на этот год – выпуск 50 тысяч карт с работающим транспортным приложением для «пилотов» в Иркутске и Усть-Илимске. В этом проекте Иркутская область является одним из безусловных лидеров во всей России. 

Есть ещё одно направление сотрудничества – внедрение принципов бережливого производства. Шес­той год эта технология, основанная на подходах производственной системы компании «Тойота», реализуется в Сбербанке. Непрерывное совершенствование процессов приносит банку экономию затрат до 30%. Мы с удовольствием делимся нашими наработками со своими партнёрами, в том числе с правительством области. Первый обучающий проект мы реализуем сейчас с Министерством экономического развития.

Строительство: квадратные метры прирастают 

– А как вы в целом оцениваете вклад Сбербанка в экономику региона по итогам прошлого года? Какие крупные, интересные проекты финансировал банк?

– Мы традиционно занимаем высокие доли на региональном рынке. Больше того, в прошлом году наши рыночные позиции укреплялись. Наша доля на рынке вкладов населения – около 65%, привлечения средств юридических лиц – 56%, кредитования юрлиц – 46%, физлиц – 43%. В 2013-м мы преодолели знаменательный рубеж: наш кредитный портфель юридических лиц превысил 100 миллиардов рублей. 

Из наиболее ярких проектов можно отметить наше сотрудничество с «Иркутской нефтяной компанией», с ОАО «Иркутскэнерго». Для энергетиков, например, мы открыли кредитную линию, по которой компания может получать средства на любые цели на долгосрочный период – до 7 лет. Мы профинансировали проект группы компаний «Труд» по реконструкции трассы М-56 на сумму почти 6,4 миллиарда рублей. Эти примеры показывают, что сегодня мы стремимся выстраивать с нашими партнёрами стратегические отношения. 

– Сбербанк для нашего региона является одним из главных банков, финансирующих строительство, в том числе и жилых домов. Как развивалось это направление в прошлом году? 

– Сегодня строительная отрасль – одна из самых значимых для развития нашей территории. И здесь у нас тоже есть успехи: в 2013 году преодолён 10-миллиардный рубеж по кредитному портфелю в строительстве. К концу года он составил уже 12,7 миллиарда рублей. За год мы профинансировали более 50 новых проектов – это и жильё, и коммерческая недвижимость. С участием средств Сбербанка введены в эксплуатацию 181 тысяча квадратов жилой и 46 тысяч квадратов коммерческой недвижимости. Ярким результатом успешного взаимодействия банка и застройщиков стало введение в прошлом году в эксплуатацию ТРЦ «Мод­ный квартал». Из жилищных проектов хотелось бы отметить профинансированный Сбербанком проект Ассоциации застройщиков города Иркутска по развитию застроенной территории в границах улиц Депутатской, Зверева, Лыткина, Красноказачьей в Иркутске. После расселения, сноса старого жилья на участке вырастет современный жилой массив общей жилой площадью 130 тысяч квадратных метров. Это один из первых примеров цивилизованного переустройства заселённой территории, и если такие примеры будут множиться, Иркутск, конечно, заметно выиграет и в плане благо­устройства, и в плане рационального использования земельных участков. 

Готовые бизнес-решения для начинающих предпринимателей 

– Малый бизнес с каждым годом усиливает своё влияние на развитие Иркутской области. Каков вклад Сбербанка в поддержку предпринимательства? 

– Малый бизнес – фундамент деятельности не только Сбербанка, но и других банков, присутствующих на территории региона. В прошлом году кредитный портфель Байкальского банка в этом сегменте увеличился на 38% и составил 26 миллиардов рублей. Сегодня кредитными продуктами Сбербанка пользуются около 11 700 предпринимателей, а суммы кредитов варьируются от 30 тысяч до 100 миллионов рублей. Мы предлагаем свои услуги и тем, кто только начинает своё дело, и предпринимателям, объёмы бизнеса которых измеряются уже сотнями миллионов рублей. Для начинающих уже два года действует программа «Бизнес-Старт», по которой мы не просто выдаём кредит, но и обеспечиваем наших клиентов готовыми бизнес-решениями. Сегодня мы предлагаем около 80 франшиз, по которым «новички» могут начать своё дело. Это могут быть кондитерские, салоны красоты, клининговые компании, брендовые магазины, спортивные или детские учреждения. Банк покрывает до 80% затрат на запуск бизнеса. В прошлом году по этой программе мы выдали кредиты 35 предпринимателям на сумму, превышающую 60 миллионов рублей. С учётом уникальности и новизны предложения это хороший результат. 

В 2013 году кредитную линейку Сбербанка для малого бизнеса дополнил новый продукт «Бизнес-проект», в рамках которого возможны финансирование модернизации производства и открытие новых направлений бизнеса. Кредит выдаётся на очень длительный срок – до 10 лет. Он уже пользуется большой популярностью у наших клиентов: за прошлый год мы выдали по нему более 13 миллиардов рублей. 

– Вы активно развиваете различные направления банковского обслуживания для корпоративных клиентов. Какие из некредитных банковских услуг вы могли бы отметить особо? 

– Мы хорошо растём по зарплатным картам – в рамках новых проектов с крупнейшими компаниями в прошлом году мы выдали их более 10 тысяч. Сегодня через Сбербанк в нашем регионе зарплату получают сотрудники 8,5 тысячи предприятий – это около 640 тысяч человек. Таким образом, каждый второй работник сегодня – это клиент Сбербанка. Мы обновили процесс зачислений: зарплата на счета карт теперь поступает в течение 90 минут после отправки нам реестров. Из новшеств можно отметить переход в работе с компаниями на «договор-конструктор». Благодаря этому новому способу мы радикально сократили время оформления документации и её объём. Мы создали консультационный центр по внешнеэкономической деятельности, услугами которого пользуется уже около тысячи компаний, в том числе клиенты других банков. Наши консультации позволяют им значительно сократить риски при осуществлении международных операций. Ещё одна передовая технология – система межкорпоративного электронного документооборота e-invoicing, которая позволяет нашим клиентам обмениваться друг с другом юридически значимыми документами без использования бумажных носителей. Это значительно сокращает их расходы на документо­оборот – иногда в 15 раз.

– Какие тенденции прослеживались в 2013 году в развитии розничного банковского обслуживания? Какие направления стали для вас главными? Что нового смогли предложить населению?

– Мы традиционно лидируем на рынке по всем ключевым направлениям работы с частными клиентами. Но особо хотелось бы отметить жилищное кредитование. Здесь по объёму выдач за 2013 год мы выросли на треть. Жители региона получили от нас кредитов на сумму 28 миллиардов рублей. Это позволило увеличить нашу долю на рынке ипотечного кредитования в Иркутской области почти до 71,5%. Из новшеств 2013 года можно отметить запуск уникальной системы «Партнёр-онлайн» для риэлторов и застройщиков, которая позволяет оформлять заявки на жилищные кредиты непосредственно в их офисах. Сегодня к этой системе подключились уже 340 компаний. Много нововведений, как обычно, в наших дистанционных системах банковского обслуживания. Пожалуй, наиболее значимое – запуск услуги «Автоплатёж ЖКХ», которая позволяет автоматически оплачивать коммунальные услуги, подобно тому, как многие наши клиенты уже давно оплачивают услуги операторов мобильной связи.

– И последний вопрос: какие основные задачи ставит перед собой Байкальский банк Сбербанка России сегодня?

– В ноябре Сбербанк принял новую стратегию своего развития до 2018 года. Мы поставили перед собой амбициозные цели и по росту активов и прибыли, и по усилению позиций на международной арене. Но, пожалуй, главная задача – укреп­ление и развитие доверительных отношений со всеми нашими клиентами. Не случайно одна из ключевых ценностей в стратегии звучит так: «Всё – для клиента». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры