издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Командира рассчитали на первый-второй

«Ядерный» генерал Виктор Гайдуков попал за решётку после второго приговора

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Уголовное дело экс-генерала Виктора Гайдукова, командовавшего войсковой частью в Иркутске-45, впервые рассмотрели в 2012 году – после того, как он прославился, став первым в России госслужащим, уволенным за предоставление недостоверных сведений о доходах. Тогда присяжные заседатели оправдали высокопоставленного военнослужащего, обвинённого в многомиллионном взяточничестве. Пересмотра дела добилась военная прокуратура. Второй раз бывшего «ядерного» командира судили за мошенничество на 10 миллионов рублей и превышение должностных полномочий. 11 марта Черемховский гарнизонный военный суд приговорил его к восьми годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима.

В конце 2010 года начальствующий состав ядерного щита России лишился командира войсковой части № 39995, что в Иркутске-45, в лице Виктора Гайдукова, уволенного в связи с утратой доверия. Генерал-майор открыл список государственных служащих, освобождённых от поста по новому закону о борьбе с коррупцией из-за недостоверной информации в декларации о доходах. В СМИ появились данные о 4 миллионах рублей, якобы полученных от продажи ценных бумаг. Однако позже генерала заподозрили в более масштабном «незадекларированном» обогащении. В 2011 году в отношении него возбудили уголовное дело по части 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки) и части 1 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Расследование при оперативном сопровождении УФСБ России по Иркутской области вёл военный следственный отдел СК России по Центральному военному округу.

По первоначальной версии следствия, Виктор Гайдуков взялся похлопотать за дружественную подрядную организацию, которая хотела приобщиться к выполнению государственного заказа Минобороны, за что получил порядка 10 миллионов рублей на свои банковские счета. Коллеги генерала отзываются о нём как о приятном, обаятельном человеке. Вероятно, личные качества помогли ему избежать обвинительного приговора в 2012 году, когда коллегия присяжных 3-го окружного военного суда Московской области его оправдала. Через несколько месяцев военная прокуратура добилась пересмотра дела, доказав в Верховном суде РФ, что Виктор Гайдуков общался с присяжными и пытался убедить их в неправоте государственного обвинителя. 

Надзорное ведомство нашло и другие нарушения. В частности, в ходе процесса защита Виктора Гайдукова неоднократно называла позицию гособвинения необоснованной и ссылалась на доказательства, которые в реальности не исследовались в судебном заседании. В Иркутске генерала уже не судили за взяточничество, его действия переквалифицировали в мошенничество по части 4 статьи 159 УК РФ, оставив без изменения лишь обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями по части 1 статьи 285 УК РФ. Черемховский районный гарнизонный суд принял во внимание не только объём ущерба, в десять раз превышающий установленный законом особо крупный размер, но и «повышенную социальную опасность деяния» и пришёл к выводу, что к Виктору Гайдукову необходимо применить максимальную санкцию – лишение свободы.

Концентрация «Капитала» 

История с махинациями от замыс­ла до момента вынесения второго приговора длилась больше семи лет, за которые Виктор Гайдуков не только получил звание генерал-майора, но и вместе с супругой обогатился за счёт компании-подрядчика ООО «СантехСтройСервис» на 10 миллионов 196 тысяч 200 рублей, которыми, как установил суд, «распорядился по собственному усмотрению». На службу в войсковую часть 

№ 39995 Виктор Гайдуков прибыл в августе 2006 года и уже в декабре, воспользовавшись доверительными отношениями с учредителем иркутской компании «СантехСтройСервис», решил улучшить материальное благосостояние за её счёт.

Виктор Гайдуков знал, что в ближайшие три года на территории войсковой части, которой он командовал, предстоит большое строительство: старое сетчатое ограждение по периметру снимут и вместо него возведут мощный интегрированный комплекс физической защиты. Подсудимый имел полномочия по оперативному контролю качества строительно-монтажных работ и следил за выполнением правил пребывания гражданских лиц в воинской части, но при этом не имел права на выбор подрядчика и субподрядчика. Тем не менее ему удалось убедить в обратном руководство фирмы «СантехСтройСервис», генеральный директор которой наряду с Мин­обороны РФ признан потерпевшим. За «участие в строительстве, получение подрядов и общее покровительство» субподрядчику Гайдуков попросил 10 процентов от стоимости договора.

Позже эксперты подсчитали, что Виктор Гайдуков продешевил на три процента: на банковские счета, принадлежащие ему и его супруге, обманутая компания через подставную фирму-однодневку ООО «Капитал» перечислила семь процентов от заработанной суммы в 144 миллиона 378 тысяч 57 рублей. Представители субподрядчика также оплатили автокредит на недостающие 500 тысяч рублей, которые генерал взял в АКБ «Росбанк» на покупку нового автомобиля «Honda-CRV». Учредителем «Капитала» стала супруга Виктор Гайдукова, а генеральным директором назначили главного бухгалтера «СантехСтойСервиса», которая и делала всю бумажную работу. Позже нескольким сотрудникам компании пришлось стать свидетелями. В заседании они давали показания, изобличающие Виктора Гайдукова. 

Отвлеклись от защиты Отечества 

Финансовые вливания на счета Гайдуковых поступали с марта 2007 по декабрь 2008 года, за это время генеральный директор сделала 30 переводов на сумму от 23 до 483 тысяч рублей со счёта ООО «Капитал». Генеральский автокредит «СантехСтройСервис» оплачивал вплоть до ноября 2010 года. Виктор Гайдуков, в свою очередь, тоже чем мог помогал коммерческому предприятию. От обслуживания и охраны ядерного капитала страны зимой 2007 года он в общей сложности оторвал более 300 военнослужащих. Расчистка полосы периметра шириной 50 метров и протяжённостью 15 километров по договору входила в обязанности подрядчиков. 

Тем не менее командующий отдавал незаконные приказы и отправлял подчинённых рубить мелколесье, «имея корыстную заинтересованность оказать коммерческой организации содействие по экономии денежных средств». В суде допросили десятки военнослужащих и их командиров, которые подтвердили, что выполняли такие приказы командующего войсковой частью. Материальный ущерб от приказов Виктора Гайдукова не подсчитали, однако суд при вынесении приговора принял во внимание «роль и значение соединения, которым он командовал, в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, а также объём людских и материальных ресурсов, отвлечённых от непосредственных функций по защите Отечества». 

Опосредованно деятельность командующего сказалась и на внутренних рейтингах войсковой части: по итогам 2009 года она заняла последнее место при аттестации равных соединений 12-го Главного управления Минобороны. Материальный ущерб ведомству, иск о возмещении которого подала прокуратура, составил 168 тысяч 182 рубля 21 копейку. В такую сумму оценили «незаконную выработку моторесурса автомобильной техники». За время строительства интегрированного комплекса физической защиты Виктор Гайдуков много раз отправлял «КамАЗы», путепрокладчики и другую технику, принадлежащую воинской части, для «помощи» подрядчику в перевозке грузов и выполнении других работ вплоть до бурильных. 

«Честно служил Родине и народу»

Версию Виктора Гайдукова о том, что 10 миллионов рублей он получил в качестве возврата долга, поддержали его адвокаты, но суд счёл её не состоятельной. В подтверждение своей правоты подсудимый представил договоры займа, которые он якобы давал учредителю «СантехСтройСервиса». Бумаги признали фиктивными. Один из свидетелей стороны защиты, начальник штаба войсковой части, показал, что своими глазами видел, как Виктор Гайдуков в личном кабинете пачками тысячных купюр давал в долг учредителю фирмы – пять раз по два миллиона, всего десять миллионов. При этом сам Виктор Гайдуков на суде показал, что давал в долг четыре раза по два миллиона, то есть всего восемь миллионов, под 30 процентов годовых. 

Выплаты по автокредиту Виктор Гайдуков тоже объяснил, не вызвав доверия суда. По словам обвиняемого, по просьбе учредителя «СантехСтройСервиса» он дал ему 500 тысяч рублей в долг, после того как узнал, что в автосалоне не было машины желаемой премиальной комплектации, и купил более дешёвую модель без привлечения заёмных денег. «По мнению Гайдукова, учредитель фирмы оговорил его перед органами следствия и суда, он же никаких преступлений не совершал, в преступных связях не состоял, честно служил Родине и народу», – сказал судья. 

В качестве одного из доказательств следствие привело аудиозапись телефонного разговора Виктора Гайдукова и представителя «СантехСтройСервиса», в котором они договариваются, какую стратегию поведения им избрать на допросах. При этом ни первый, ни второй не отрицают передачи средств, а Гайдуков угрожает собеседнику «неблагоприятными последствиями» при отказе от ранее избранной версии. «Стороной защиты приведены взаимоисключающие, ничем не обос­нованные доводы о том, что учредитель ООО «СантехСтройСервис», с одной стороны, недобросовестный бизнесмен, пытающийся извлечь незаконную выгоду, с другой стороны, имеет добрые товарищеские отношения с Гайдуковым и в период с 2007 по 2009 год добросовестно исполнил все имеющиеся перед подсудимым долговые обязательства», – констатировал председательствующий. 

Суду также не предоставили убедительных доводов об источниках возникновения в 2007 году у Гайдукова «столь крупных наличных денежных средств, явно не соответствующих его денежному довольствию как военнослужащего». В конечном счёте судья полностью поддержал позицию государственного обвинителя по объёму предъявленного обвинения и предлагаемому наказанию и приговорил бывшего командующего к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима. Под стражу Виктора Гайдукова взяли в зале суда, меру пресечения в виде подписки о невыезде ему изменили на более строгую до вступления в силу приговора. За дискредитацию суд лишил Виктора Гайдукова генеральского чина и ордена «За военные заслуги». Осуждённому также предстоит погасить ущерб, нанесённый потерпевшим. Сам Гайдуков назвал приговор «полным бредом», на его обжалование у него есть 10 дней с момента провозглашения 11 марта. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры