издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С протянутыми руками навстречу инвестициям

Для восстановления памятников архитектурного наследия иркутские власти привлекают бизнес

Число памятников культурного наследия в Приангарье растёт. Лишь в прошлом году в Иркутске и области выявлено 10 новых. Состояние многих объектов ухудшается. Шанс на спасение им могут дать предприниматели.

В конце прошлого года Иркутск получил статус исторического поселения. Правда, не федерального значения, как надеялись многие, а лишь регионального. Это, по словам чиновников, никак не повлияет на судьбу исторических архитектурных объектов, но поможет сохранить облик города в рамках исторических границ. 

«Многие считают, что, выбрав региональный статус, мы потеряли субсидии. Могу сказать, что мы были в федеральном списке десяток лет, но федеральных денег не получали, только на конкретные объекты, и то находящиеся в пользовании федеральных структур. То есть для Иркутска федеральный статус раньше никакой роли не играл. Но если этого кому-то так хочется, то получить федеральный статус нам ничего не мешает, – говорит руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Литвиненко. – Территория исторического поселения Иркутска, принятая в прошлом году, состоит из многоконтурных участков – Правобережного округа, пятна Маратовской развязки и Московского некрополя. Историческое поселение федерального значения может быть территорией накладываемой или совпадающей с границами поселения регионального статуса. Таким образом, Иркутск при желании местных властей может получить федеральный статус наравне с региональным», – повторяет руководитель службы.

При этом, как подчёркивает Вадим Литвиненко, появление зоны историчес­кого поселения в городе никак не повлияет на развитие строительства в столице Приангарья, несмотря на то что при упоминании словосочетания «историческое поселение» многих иркутских застройщиков начинает бить мелкая дрожь. Напомним, в конце прошлого года строительные компании ждали коллапса. Всё из-за того, что власти никак не могли утвердить границы исторического поселения внутри города. Если бы это не успели сделать до наступления 2014 года, то охраняемой зоной стала бы вся территория Иркутска в рамках административных границ. В этом случае разрешение на строительство пришлось бы получать не в администрации, как это нынче принято, а в федеральных структурах. 

– Тем не менее хочу отметить, что ни федеральное, ни какое-либо другое значение не имеет моратория на строительство, – продолжает Литвиненко. – Это компетенция градостроительного комитета. В Иркутске есть региональное постановление, которое определяет параметры и регламенты нового строительства на территориях исторической застройки – высотность, протяжённость фасадов. Этого никто не отменял. 

Для восстановления памятников архитектуры теперь планируется привлекать частный бизнес, который уже готов вкладывать деньги в реставрацию и реконструкцию зданий.

Так, скоро обещают привести в порядок водонапорную башню на Байкальской. В будущем там будут расположены ресторан и пара гостиничных номеров. Собственник (по не подтверж­дённым официально данным, это структуры, владеющие отелем «Европа») уже провёл несколько экспертиз и получил положительное заключение о приспособлении исторического здания под коммерческие цели. Только таким способом, по мнению властей, можно сохранить историчес­кие постройки для потомков:

– Мы не можем указывать инвес­тору, что ему делать в здании, – говорит руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Литвиненко. – Мы не можем диктовать ему условия, что исторически в доме была лавка и больше ничего, кроме неё, появиться там не может. Условие у нас одно – идея инвестора не должна противоречить самому существованию памятника. А так мы сами пойдём к ним с протянутыми руками, потому что они – инвесторы – вкладывают деньги.

Теперь судьбу ветхих памятников архитектуры будет решать бизнес

Чтобы сохранить памятники муниципального значения на архитектурной карте города, больше двух лет назад было создано ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», которому городской администрацией было передано на баланс несколько десятков разрушенных исторических объектов. Их планируется передать в частные руки, после того как их будущие собственники проведут работы по реставрации этих сооружений и приспособлению их к современному использованию. 

– До конца реставрации объекта мы выполняем функции заказчика и застройщика, – говорит о роли агентства его генеральный директор Ирина Кравец. – Мы не можем передать объект, пока инвестор не выполнит свои обязательства. Но и ему выгода – не нужно согласовывать проект по инстанциям, проходить экспертизу.

Выполнение обязательств в отношении памятников архитектуры – отдельная головная боль властей. Под этим понимают ненадлежащее содержание зданий. У собственников подобных домов – чаще всего физических лиц – нет средств на качественный ремонт или реставрацию таких построек.

– Есть льготы по реставрации памятников, но говорить о том, что есть прямые субсидии, не приходится, – говорит Вадим Литвиненко. – Думаю, что легче тем объектам, у которых есть коммерческий потенциал: они могут стать ресторанами или гостиницами. Чаще всего такие здания находятся на «красных линиях» в хороших районах. Так или иначе, я уверен, что добропорядочный собственник – главное, что нужно историческому объекту.

При этом, как отмечают представители власти, штрафы за ненадлежащее содержание исторических памятников архитектуры увеличились. Физическим лицам, если их действия сочтут нарушением, теперь придётся выплатить не меньше 15 тысяч. Юридическим лицам и фирмам придётся заплатить в десятки раз больше – их штраф может достигнуть пяти миллионов рублей, однако именно они могут позволить себе содержание архитектурного памятника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры