издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зелёная военная хитрость

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Борьба с горностаевой молью в Иркутске похожа на военные действия: определены штаб, фронт наступления, бойцы и «горячие точки». В этом году против вредителей выступит отряд добровольцев. Кроме того, насекомые подвергнутся химической атаке. Впрочем, дендрологи города признают, что пока силы и средства приходится распределять на «популистские меры». В то время как самый безопасный и эффективный способ борьбы – формовочная обрезка деревьев – из-за своей дороговизны отодвигается на второй план. Дендрологи считают, что усугубляет положение растений в городе и непрофессиональный подход к проблеме.

Тяжёлая артиллерия 

С приходом тёплых деньков и появлением первых зелёных листочков на деревьях в городе возобновились разговоры о горностаевой моли, которая уже три года подряд в июле берёт в плен почти все городские яблони. Как и в предыдущие годы, первыми тему подняли чиновники городской администрации. Как пояснил на специальном круглом столе вице-мэр Иркутска Антон Логашов, таким образом власти хотят предупредить неуместные волнения горожан. Санитарные врачи, представители регионального Россельхоцентра, профессиональные дендрологи на том совещании высказывали различные мнения о методах и подходах к борьбе с вредителем. В одном специалисты были единодушны: моль совершенно безвредна для человека, яблони переживают нашествие вредителей тоже легко, полностью восстанавливаясь к концу лета. Отдельные специалисты подчёркивали, что через пару лет насекомые, достигнув пика популяции, исчезнут. 

Как рассказал начальник управления экологии администрации Иркутска Владимир Чубук, каждый год с начала сезона паутин телефоны управления и мэрии разрываются: возмущённые горожане требуют избавить их от неэстетичной картины за окном. При том, что паутина держится на деревьях меньше месяца, нервные разговоры о нашествии горностаевой моли утихают только к середине осени.

По словам Владимира Чубука, в городской черте применимы два способа борьбы с вредителями: обработка деревьев специальными препаратами и формовочная обрезка кроны растений. Доверия к первому методу у горожан традиционно больше. Между тем, отмечают специалисты, он имеет большое количество недостатков, на которые нельзя закрывать глаза.

«Обработка возможна биологическими и химическими препаратами. Биологические вещества менее вредны для людей, но имеют эффективность всего 50–60%. К тому же биологические препараты небезопасны, потому что являются аллергенами. Инсектицидные обработки в детских учреждения мы вообще не проводим. Из двухсот ребят в детском саду найдётся десятка три аллергиков. После использования препарата все эти дети могут получить обострение аллергии», – заявил Чубук. 

Кроме того, биологические препараты технологически сложно применимы. Они забивают форсунки распрыскивающего оборудования. Дендрологи добавляют: надо не забывать о внешних факторах, которые сказываются на результатах обработок. Яркое солнце, осадки, ветер, перепады температуры снижают эффективность действия биологических препаратов. 

Болеют не только яблони. Специалисты по защите растений отмечают,
что этим летом горностаевая моль захватит и черёмуху

Специалисты отмечают, что использование и химических препаратов на основе фосфорорганических соединений тоже не панацея. «Их эффективность достигает 90–100%. Но данные препараты летучие и могут быть опасны для людей. Нарушение условий применения пестицидов может привести к негативному влиянию на здоровье населения. Более того, санитарные нормы очень жёстко регламентируют применение ядохимикатов и вообще ставят под вопрос масштабное использование такого способа борьбы с вредителем на территории города. Поэтому мы можем делать обработку деревьев лишь вдоль магистралей. Широкомасштабные обработки, которых зачастую требуют люди, недовольные видом деревьев, поражённых горностаевой молью, могут отразиться на здоровье населения», – подчеркнул Чубук. 

Тем не менее в этом году мэрия Иркутска решила пока не отказываться от применения химических препаратов. Определено, что актеликом городские яблони будут обрабатываться за лето четыре раза. Опрыскивать растения станут ночью, иркутян попросят плотно закрывать окна. По словам заведующей лабораторией токсикологии Ангарского НИИ медицины труда и экологии человека Ларисы Соседовой, препарат актелик относится ко второму классу опасности. Между собой специалисты его называют «боевым». «Такой препарат, как актелик, при проникновении через кожу почти не вреден, при вдыхании – уже опасен. Прежде всего уязвимы и чувствительны к нему аллергики, дети, пожилые люди. Поэтому необходимо учитывать токсичность при применении ядохимикатов и по возможности смещать акценты на другие способы борьбы с вредителем – обрезку деревьев, замену больных растений новыми», – отметила Соседова.

Муниципальный контракт на обработку на аукционе выиграло МУПЭП «Горзеленхоз». Предприятие располагает необходимой материально-технической и кадровой базой для выполнения условий контракта, заверили в пресс-службе мэрии. 

Как пояснил Чубук, полностью отказаться от инсектицидных обработок деревьев сегодня Иркутск не может. По нормам, если на одном погонном метре ветвей яблони больше одной-полтора кладок (щитков) вредителей, уже необходимо проводить обработку. Как показал фитопатологический мониторинг, на городских яблонях фиксируется до 2–10 кладок на один погонный метр. 

Недофинансирование по всем фронтам

Порой рабочие приступают к обрезке лишь после 19 часов, когда иркутяне уезжают из центра

Иркутские дендрологи считают, что больше пользы в борьбе с горностаевой молью принесёт качественная обрезка деревьев. По словам Чубука, в этом году запланирована обработка 36 тыс. деревьев, стоящих вдоль магистралей, на это предусмотрено около 2,5 млн рублей. На хорошую обрезку этих же деревьев потребуется свыше 70 млн рублей и сотни миллионов, чтобы привести в порядок все зелёные насаждения города. Пока же на эту весну запланирована обрезка лишь 300 деревьев. Большего объёма городской бюджет себе позволить не может. На пресс-конференции мэр Иркутска Виктор Кондрашов неоднократно подчёркивал, что сегодня все средства направляются на строительство детских садов.

«На формовочную обрезку одного дерева необходимо 1–3 тысячи рублей. Сюда входит обрезка, обработка спилов, транспортировка отходов на полигон. Самое дорогостоящее мероприятие – это использование машины с подъёмником», – рассказал Чубук. На вопрос, можно ли автомобиль заменить менее дорогостоящей стремянкой, чиновник ответил категорическим «нет». «Смертельно опасным может быть и падение с высоты собственного роста. Обрезке подвергаются деревья высотой в несколько метров, используются в том числе бензопилы. Поэтому обойтись без специальной «вышки» при формовочной обрезке яблонь просто невозможно», – добавил чиновник.

Чтобы убедиться в справедливости слов Чубука, «Сибирский энергетик» отправился вместе с бригадой подрядчика ИП Кузьменкова (именно эта фирма выиграла муниципальный контракт. – Авт.) в центр города. По словам мастера по озеленению бригадира Евгения Кузьменкова, первые деревья обрабатывать начали сразу после подписания контракта – 5 мая. В праздничные дни бригада не работала, тем не менее к 13 мая она привела в порядок почти 200 яблонь.

«Подъехать на автомобиле всегда сложно: бордюры мешают. К тому же деревья разной высоты, на каждое приходится заново настраивать подъёмник. На аллеях неудобно работать, если часто насажены яблони. Автомобиль хорошо припарковать не получается, а значит, и подъёмник не дотянется», – рассказывает мастер, пока его подчинённый в узком переулке пытается развернуть машину. По словам Евгения, темпы работ в центральной части города традиционно ниже. Здесь мешают припаркованные автомобили. Порой рабочие приступают к обрезке лишь после 19 часов, когда иркутяне уезжают из центра. 

«У нас есть техзадание, в котором расписано, на какой улице какое количество деревьев необходимо обрезать. К сожалению, часто от плана приходится отступать. Например, в переулке 8 Марта нужно обрезать 46 деревьев, а их здесь в таком количестве просто нет. Яблони засохшие стоят. Будем указывать на это заказчику, думаю, администрация просто найдёт нам другие деревья», – добавил Евгений Кузьменков. Мастер считает, что в борьбе с горностаевой молью данные мероприятия – капля в море. С одного обработанного дерева вредители легко переберутся на соседнее, на которого контракта не хватило. 

«Я не понимаю все эти волнения по поводу горностаевой моли. Сейчас один вредитель, потом другой. Это естественный процесс. Другой вопрос, что нужно регулярно делать формовочную, санитарную обрезку всех растений города. Сегодня зелёные насаждения в удручающем состоянии. Много сухих, больных деревьев», – добавил Кузьменков.

Чубук признал, что болеют не только яблони. Специалисты по защите растений отмечают, что этим летом горностаевая моль захватит и черёмуху. Первые очаги поражения этих деревьев были замечены в прошлом году. «Вообще, в городе постоянно циркулирует несколько видов вредителей, и поражают они различные виды растений. Они не так заметны для горожан. И в борьбе с ними также необходим комплексный уход за зелёными насаждениями – своевременная обрезка, подкормка, рыхление грунта, замена погибших деревьев», – отметил Чубук. 

По словам дендролога, бывшего работника МУП «Горзеленхоз», ныне сотрудника частной компании Анны Кривовой, усугубляет положение деревьев в городе то, что формовочная и санитарная обрезка часто проводится непрофессионально. Недовольна Анна и нынешней обрезкой деревьев. Самая главная претензия – к срокам. «Обрезку нужно было сделать в феврале-марте, до распускания почек. Сейчас деревья всю силу направляют на формирование листовой пластины, а им ещё раны наносят. Такое категорически нельзя допускать! Обрезают как попало, якобы форму придают. Да, дерево после такого хирургического вмешательства два-три года простоит. Но потом оно умрёт. Неправильно обрезанная ветка может в будущем стать дуплом», – за­явила Кривова.

Дендролог добавила, что ни в коем случае нельзя допускать до формовочной обрезки деревьев дилетантов и волонтёров. В конце апреля представители территориальных общественных самоуправлений города просили у мэрии разрешение на самостоятельную обрезку деревьев. Тогда вопрос взял на личный контроль вице-мэр Логашов. Как рассказал Чубук, тосовцам не только дали разрешение, но и выделили на несколько часов автомобиль с подъёмником. Акция должна состояться в ближайшие дни. Анна Кривова считает, что такие популистские меры мало того что не дадут эффекта в борьбе с горностаевой молью, так ещё и станут первым шагом на пути к гибели десятков деревьев.

Дендрологи считают, что обрезкой деревьев должны заниматься специалисты, и делать это так, чтобы нанести наименьший вред растениям

«На самом деле эпопея с горностаевой молью началась больше 10 лет назад. Я первый раз деревья в паутине видела в Ново-Ленино. Пока услуга по обработке и обрезке деревьев находилась в составе муниципального заказа у «Горзеленхоза», мы сдерживали моль. Сейчас компании, которые выигрывают контракт, лишь поднимают крону, а личинка моли живёт в самой коре. Нужна глубокая обрезка, тем более что яблони прекрасно вновь разрастаются», – отметила Анна Кривова. 

Она добавила, что есть положительный опыт Красноярска, где в борьбе с горностаевой молью приняли сразу целый комплекс мер. По мнению Чубука, обеспечить зелёным насаждениям города регулярный и качественный уход на плановой основе может только специализированное муниципальное предприятие зелёного хозяйства. В пресс-службе мэрии отметили, что сейчас администрация города активно работает над возрождением и развитием «Горзеленхоза», восстановлением городских питомников и теплиц, которые позволят обеспечивать потребности города в качественном посадочном материале в необходимом объёме. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры