издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Культурный код

С 5 по 7 июня в Иркутске пройдёт фестиваль «Культурная столица», организованный при поддержке ОАО «ЕвроСибЭнерго» и городской администрации

В конце первой недели лета иркутян ждёт сюрприз. В День города они смогут не только отдохнуть, но и придать своему свободному времени смысл, став участниками творческих площадок фестиваля «Культурная столица». За пару дней жители столицы Прибайкалья окунутся в мир современного отечественного искусства, побывав на выставках необычных фотографий, концертах экзотичного Российского рогового оркестра, показе нового авторского российского кино.

«Митьки» в городе

Одним из самых интересных мероприятий фестиваля обещает стать приезд в Иркутск основателей творческой группы «Митьки», тесно связанных с развитием питерского андеграунда 1980-х. У нас петербургские художники, среди которых будут Владимир Шинкарёв, Виктор Тихомиров и Андрей Усов, представят программу «Здесь и сейчас». В неё вошли работы из серии «Митьковский Петербург», а также живопись и графика различных периодов творчества «Митьков». В экспозиции, привезённой в Иркутск, можно увидеть работы из серии «Дни серебра», посвящённой 60-летию легендарного Бориса Гребенщикова.

Кроме этого художники обещают в рамках фестиваля провести серию творческих вечеров  с необычной программой и устроить премьерный показ фильма Виктора Тихомирова «Чапаев-Чапаев».

– Фестиваль «Культурная столица» – это творческий десант питерских художников, музыкантов, писателей и кинематографистов на иркутскую землю, это обмен опытом с местными профессионалами и любителями современного искусства, – говорит генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. – И дата проведения «Культурной столицы» не случайно совпала с Днём города и временем празднования 60-летия «Иркутскэнерго» – ключевого актива группы «ЕвроСибЭнерго». Всё предложенное, на мой взгляд, удачно дополняет праздник, даёт возможность иркутянам, гостям города и нашим сотрудникам посетить мероприятия фестиваля.

Кроме питерских «Митьков», в рамках «Культурной столицы» будут работать ещё несколько площадок, где иркутяне смогут не только ознакомиться с творчеством других, но и попробовать создать что-то необычное сами, проявив фантазию. 

Нет фантазии

Картонию Сергей Корсаков называет тиранией, а себя избранным «Тираном»

В тёмных коридорах здания бывшего ночного клуба «Панорама» в последние дни царит странная для неподготовленного наблюдателя картина. В полумраке не сразу понятно, что здесь происходит: вокруг пачками расставлены огромные листы гофрокартона, из которого обычно делают фабричные коробки. В облаке до сих пор не выветрившегося после ночных вечеринок табачного запаха снуют редкие люди с серьёзным выражением лица. Только внимательно вглядевшись, можно понять, чем они занимаются: кто-то сосредоточенно соединяет пластиковыми скрепами картонки, другие что-то рисуют под неярким светом ламп.

Собравшиеся здесь люди занимаются главной стройкой фестиваля «Культурная столица» – возводят декорации, центром которых станет сказочный завод по выработке творческой энергии. Зачинщиком всей этой работы стало международное сообщество «Картония», чьи участники занимаются организацией уличных мероприятий и перфомансов. Персонажи «Картонии», собираясь в разных городах и странах, создают пространство и организуют праздники вымышленного государства, которое, не имея своей территории, на время «арендует» её у других стран.

Воплотить фантазии в картоне, помогая строить завод творческой энергии, мог любой желающий

Больше всего в «Картонии» привлекает не вымышленная история о государственных границах, а её создатели – взрослые люди, которые ведут, кажется, какую-то детскую игру. На вопрос, чем занимаются персонажи страны, один из её создателей, Сергей Корсаков, отвечает: «Совсем неинтересным людям делом». На этом он настаивает на протяжении всего разговора. И лишь в самом конце признаётся, что ему просто нравится строить картонные города и привлекать к этому занятию как можно больше людей. 

– До этого я занимался тем, что привозил в Россию музыкальные группы, сейчас нравится застраивать территории картоном, – пожимает он плечами. – Мы приезжаем в города и устраиваем праздники «Картонии» там, где нас зовут. Сейчас о нас уже знают, а раньше мы сами напрашивались. В Москве несколько лет назад по собственной инициативе мы даже развернули военную базу «Картонии». Все решили, что это детский проект. Получается, в общем-то, хорошая маскировка – можно делать всё, что хочешь.

На вопрос, готовы ли люди вместе с участниками «Картонии» заниматься чем захочется, Корсаков отвечает, что не всегда:

– Участвовать в наших проектах, которые мы устраиваем в разных местах, могут и дети и взрослые. Понятно, что у взрослых тяжело со временем, а у детей сложности со взрослыми. У нас много молодёжи, потому что среди них больше всего бездельников, которым мы показываем, что создавать – это намного интереснее, чем бездельничать. 

– В Иркутске люди готовы что-то придумывать и работать?

– Конечно! Хорошо бы иметь больше времени на подготовительную работу по привлечению местного сообщества. В некоторых городах людям нужно больше времени, чтобы решиться присоединиться к проекту. Например, на Западе ты приезжаешь, открываешь мастерскую, и к тебе идут и начинают сразу работать, делать собственные проекты – это заложено в образовании. В Финляндии или Голландии, где мы бывали с разными историями, люди приходят и начинают сразу резать картон – им не нужно ничего объяснять, показывать – они делают сами. У нас в России человек не может просто прийти и, не оглядываясь на учителя, создавать – ему нужно, чтобы объяснили, он боится ошибок и оценок. В европейских странах всё, наоборот, построено  на проектной работе. Но при этом у них есть другие проблемы. В сравнении с ними у нас сделать что-то вместе легче, а у них создать что-то в коллективе очень сложно. В России, если мы  смогли собрать 50 человек, довольно быстро можно мотивировать их что-то делать вместе – в Европе же это сделать очень сложно. Но выстраивать коммуникацию в разных контекстах вообще очень интересно. Главное, чтобы человек умел общаться с собой, соседями, партнёрами. Картон – это инструмент для обучения коммуникации, пониманию друг друга.

Иркутяне, принявшие участие в проекте «Картония», с энтузиазмом делятся своими впечатлениями:

– Работать оказалось интересно, приятные люди, необычная идея, – рассказывают две студентки Иркутского техникума архитектуры и строительства. – Даже если человек вырос, он может играть, это же интересно – порадовать других и самим повеселиться.

– Как вы считаете, почему не так много людей принимает в этом участие?

– Лень, – говорит одна из собеседниц по имени Евгения. – Иногда ради интереса люди готовы выйти из дома, но желание ничего не делать побеждает.

Площадка общения

На несколько дней в Иркутск приедут основатели творческой группы «Митьки», сделавшие образ «мужика в тельняшке»
узнаваемым по всему миру

Идеологи фестиваля преследовали цель объединить между собой творческие коллективы Иркутска и Северной столицы.

– С Петербургом нас многое связывает, – говорит один из организаторов «Культурной столицы» Анатолий Борозненко. – Многие наши друзья-питерцы включились в работу и оказывают нам помощь в организации фестиваля. В Петербурге у нас есть хорошие компаньоны – арт-салон «Невский, 24», именно они помогли организовать площадки: привезти в Иркутск создателей группы «Митьки», Российский роговой оркестр, сделать совместную экспозицию иркутских и питерских ломо-графов. Программа участников могла быть другой. Но из всего спектра мы выбрали наиболее интересные и актуальные направления. 

– Почему вы решили организовать в Иркутске такой масштабный фестиваль, привезти одновременно столько людей и творческих объединений?

– Я много езжу по городам. В европейской части страны существует целая культура подачи интересных творческих проектов. Мы с партнёрами болеем за регион, и было интересно спровоцировать обмен творческими идеями и проектами не только между людьми, но и между городами. Есть идея создать в Иркутске коммуникационные площадки. Тот же Петербург – такая вакуумная страна, откуда тех же «Митьков» было очень сложно вытащить. И мы как раз попытались собрать наиболее интересные творческие коллективы, показать их иркутянам и объединить между собой для обмена опытом и идеями.

Пока лишь Иркутск принимает гостей, однако, как планируют организаторы, в будущем году уже сибиряки нанесут ответный визит в Северную столицу, чтобы познакомить местных жителей со своим творчеством. 

– Проблема в том, что у нас много творческих людей, но они существуют и развиваются как-то оторванно, – объясняет наш собеседник. – Современное искусство есть, но его очень мало. Всё нужно мотивировать. Мы хотим, чтобы люди увидели, что происходит, и смогли что-то сделать сами. Поэтому планируем проводить «Культурную столицу» ежегодно. Чтобы маленькие дети, которых родители приведут на наши площадки, росли с мыслью о важности творчества. Именно поэтому мы привезли в Иркутск «Картонию», чтобы включиться в творческий процесс, инфицированный нами, могли и архитекторы, и дизайнеры, и волонтёры, и дети.

Как говорят организаторы, «Культурная столица» – новый проект, и для них особенно важно, чтобы их инициатива нашла поддержку среди горожан и представителей бизнеса, готовых помочь развитию творческих идей в Иркутске. Такие уже нашлись – в ОАО «ЕвроСибЭнерго», выступающем соорганизатором и одним из инициаторов фестиваля. 

– Мы рады принять участие в уникальном проекте, поскольку одна из его ключевых идей – смещение акцентов культурного развития с запада на восток России – полностью созвучна и с вектором развития «ЕвроСибЭнерго», – говорит генеральный директор компании Вячеслав Соломин. – Восточная Сибирь – центр экономического и кадрового потенциала группы, поэтому мы стремимся поддерживать всестороннее развитие региона и укрепление Иркутска в роли уникального исторического центра культурной жизни Сибири.

Другой взгляд

Приобщиться к творческим процессам может каждый –
было бы желание, говорят организаторы фестиваля

Петербуржцы, вовлечённые в подготовку фестиваля, возлагают на проект не меньше надежд, чем иркутяне.

– Иркутск в этом проекте положительно раскрывается уже в том, что предоставляет свои лучшие площадки для проведения фестиваля «Культурная столица», – говорит организатор из Петербурга Илья Ивашов. – Это многое значит. Более того, у всех организаторов существует заряд и желание создавать максимально комфортные условия для обмена опытом и совместного представления программы фестиваля. Мы со своей стороны хотели привезти к вам всё интересное и современное, что есть у нас в Петербурге. Показать, что искусство может быть разным: возрождённым, ультрасовременным, самобытным, даже спонтанным и, в нашем представлении, актуальным. Старинный музыкальный жанр, андеграунд излома эпох нашей страны или, может быть, что-то совершенно трендовое, как в случае с ломографией и видеоартом.

– Вы не боитесь, что люди могут не заинтересоваться новыми течениями, решив, что это не столько искусство или творчество, сколько дань моде?

– Всё, что мы привезём, – форма творческого самовыражения. Ярлыки, которые навешиваются – модно – не модно, какая прослойка этим занимается – мне кажется, не столь важны, ведь в этом точно есть творческий фундамент. И это доказывает: при желании даже на снятом с производства фотоаппарате можно создать целое движение, не лишённое художественной глубины, что очень важно сегодня. Нередко всё начинается со слов «давайте придумаем». И если у человека есть желание фотографировать, рисовать или строить из картона, он уже может сделать много.

– В таком случае для вас как организатора важно, чтобы был результат или чтобы люди просто стали на несколько дней ближе к творческим процессам?

– Фестиваль сам по себе уже является результатом работы как минимум совместной продюсерской группы, ну а «Картония» и Ломография по своей сути тоже междугородние или даже международные проекты. Лично я за то, чтобы фестиваль генерировал новые события и явления современной городской культуры. И всё, что связано с фестивалями, сегодня внушает оптимизм: большинство людей заинтересованы событийностью и яркой жизнью не только в Иркутске, но и в Петербурге. Здесь свежее видение, не лишённое романтики и основанное на сегодняшней реальности. С такой формулой работы фестиваль имеет высокие шансы на успех и развитие.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры