издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взяли «добро» на реконструкцию

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Аэропорт Братска готовится к реконструкции аэродромного комплекса. Чтобы получить федеральные целевые средства в размере почти 1,2 млрд рублей, ОАО «Аэропорт Братск» «пожертвовало» в федеральную собственность имущество и теперь будет его арендовать. 

В конце ноября вышло распоряжение правительства Российской Федерации, разрешающее ОАО ­«Аэропорт Братск» взять в аренду на срок до 49 лет находящееся в федеральной собственности имущество аэропорта. Искусственная взлётно-посадочная полоса, перрон, места стоянки воздушных судов, рулёжные дорожки, закреплённые за ФГУП «Администрация гражданских ­аэропортов (аэродромов)», переданы единственному оператору аэропорта напрямую, без проведения торгов. Это, согласно сообщению правительства, «наиболее обоснованный и эффективный способ распоряжения указанным имуществом». 

Интересно, что прежде, чем получить имущество в аренду, «Аэропорт Братск» был его владельцем, получив его в начале 2000-х от ­АООТ «Братское авиационное предприятие» (в 2000 году владело 100% акций ОАО «Аэропорт Братск») в счёт оплаты допэмиссии акций. Относительно недавно акционерное общество передало объекты в казну, чтобы войти в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и получить деньги на реконструкцию. По договору пожертвования ряд объектов, подлежащих реконструкции, передано федеральному учреждению «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Чтобы ими пользоваться, «АэроБратск» должен, в свою очередь, заключить договор аренды. 

Сумма инвестиций по ФЦП оценивается в 1,165 млрд рублей. Между ОАО «АэроБратск», ФАВТ и правительством Иркутской области заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта по реконструкции объектов аэропортового комплекса, в котором компания выступает соинвестором. С января по сентябрь 2014 года «АэроБратск» в рамках проекта потратил 45,5 млн рублей.

С собственными средствами у компании не очень: 2013 год «Аэропорт Братск» закончил с  убытком в размере около 45,7 млн рублей – себестоимость продаж оказалась выше, чем выручка. 

Подобный манёвр с имуществом – нормальная практика для аэропортов, которым нужно привлечь инвестиции для развития, считает руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Как и передача теперь уже федеральных объектов без торгов частной компании (100% акций ОАО «Аэропорт Братск» принадлежат ООО «ВИМ-АВИА Финансы», владелец базирующейся в московском Домодедове авиакомпании «ВИМ-АВИА» Рашид Мурсекаев является председателем совета директоров ОАО «Аэропорт Братск») – если у аэропорта есть действующий оператор, посредник между ним и собственником имущества будет лишним. «Учитывая, что все аэропорты являются, по сути, естественной монополией, имущество нужно оператору аэропорта, – говорит Пантелеев. – Многие аэродромы переданы на баланс единого ФГУП, а оно сдаёт имущество операторам аэропортов в аренду, как правило, на долгий срок».

Обновление аэропорту действительно нужно: например, реконструкция рулёжных дорожек проводилась последний раз ещё в 1990-е, для приёма современных воздушных судов они не подходят даже по ширине. В Братске, в частности, хотят принимать «Боинги», сейчас выполняющие международные грузовые перевозки через Новосибирск. 

В начале 1990-х аэропорт отправлял около 300 тыс. пассажиров и 1257 тонн грузов в год. Однако к концу десятилетия показатели существенно снизились, а в этом году в ­аэропорту перевезено 83,9 тыс. пассажиров и 575,5 тонны грузов. Сегодня до находящегося в 8 км от Братска аэропорта даже нельзя доехать общественным транспортом – из-за отсутствия пассажиропотока муниципальные маршруты давно упразднены.  

В период зимней навигации из аэропорта Братска регулярными рейсами можно улететь в Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Москву, Талакан, Тюмень и Хабаровск. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры