издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефтяники отказали геологоразведке в приоритете

В Приангарье компании не планируют сокращать добычу нефти, но могут уменьшить геолого-разведочные работы

Мировые цены на нефть начали расти. Неожиданное явление наблюдалось в минувшую среду на биржевых торгах. Аналитики связали это с решением международных энергетических гигантов сократить инвестиции в некоторые проекты, в том числе по сланцевой нефти. Российские игроки, судя по всему, на мировой тренд пока не равняются. Так, о сокращении добычи в Восточной Сибири в 2015 году речь не идёт. «Транснефть» намерена сохранить планы по экспорту нефти и к 2019 году только в бюджет Приангарья обещает перечислить 11 млрд рублей. Но добывающим компаниям всё же придётся экономить – на «длинных» инвестициях в геолого-разведочные работы (ГРР).

21 января наблюдатели за торгами на мировой бирже поспешили объявить, что начался рост цены за баррель нефти. Так, в цене прибавила североморская Brent (продукт эталонной марки, смесь сырья шельфовых месторождений, расположенных между Норвегией и Шотландией): по состоянию на 19.53 мск стоимость мартовских фьючерсов на неё подросла на 1,82% — до 48,88 доллара за баррель. Мартовские фьючерсы на лёгкую нефть марки WTI (добывается в Техасе) дорожали на 2,61% – до 47,72 доллара за баррель. Ранее в ходе торгов Brent и WTI подскакивали в цене более чем на 3%.

Аналитики связывают рост цен с планами, которые озвучили крупнейшие мировые нефтедобывающие компании – французская Total и италь­янская ENI. В среду главы обеих компаний объявили о намерении сократить капитальные расходы в следующем году, в том числе инвестиции в сланцевую нефть США. «Многие из наших проектов являются долгосрочными, чтобы иметь продукцию на пять-шесть лет. И это проблема. Если мы сократим капитальные расходы прямо сейчас, у нас будет мало продукции в ближайшие четыре-пять лет, что может создать новый рост цен на нефть – примерно до 200 долларов за баррель», – цитирует РИА «Новости» главу ENI Клаудио Деcкалци (Claudio Descalzi). По его замечаниям, в целом нефтяная промышленность сократит капитальные расходы на 10–13% в этом году из-за падения цен на нефть. Инвестирование в обычном режиме начнётся лишь после стабилизации цен на «чёрное золото».

Между тем в Приангарье, где, по информации «СЭ», добыто в 2014 году порядка 13 млн тонн нефти, компании намерены сохранять темпы по добыче, а также вкладывать инвестиции в новые проекты. Так, «Верх­нечонскнефтегаз» («Роснефть») объявил о начале опытно-промышленной эксплуатации Северо-Даниловского месторождения (открыто в 2011 году) на севере Иркутской области. Запасы месторождения по состоянию на 1 января 2015 года составляют более 75 млн тонн нефти и более 35 млрд кубометров газа. В течение трёх лет планируется отработать три скважины и определить потенциально возможные объёмы добычи на месторождении. Как сообщили в пресс-службе компании, скважины, пробуренные в 2012 – 2014 годах, прошли испытания, объёмы полученных промышленных притоков нефти составили до 216 тонн в сутки. «Комментировать инвестиционные планы на 2015 год мы пока не можем – надо дождаться, когда озвучит данные головная компания», – пояснили «СЭ» в ВЧНГ.

Ещё один недропользователь – Иркутская нефтяная компания (ИНК) – в 2015 году планирует добыть до 6 млн тонн сырья, что на 50% больше показателя прошлого года. Таким образом, сохраниться должен и темп по росту НДПИ, правда, о каком объёме отчислений идёт речь, в компании пока уточнить отказались. Однако сообщили, что по итогам прошлого года, когда было добыто 4 млн тонн нефти, налоги в консолидированный бюджет области составили 4,9 млрд рублей. Рост по сравнению с 2013 годом – более 1 млрд рублей. 

И всё же оптимизация собственных расходов в ИНК уже началась: сокращаются инвестиции в геолого-разведочные работы на новых лицензионных участках; приостановлен приём персонала в структуры компании, не связанные с добычей; уточняются параметры инвестпроектов с длительным сроком окупаемости. «Но мы намерены продолжить реализацию первого этапа газового проекта в Усть-Куте», – сообщили «СЭ» в ИНК. Общий планируемый объём инвестиций ИНК на 2015 год составит примерно 36 млрд рублей. Если, конечно, не ухудшится макроэкономическая ситуация, добавляют ­эксперты ИНК.

– Мы постоянно ведём переговоры с компаниями, пока ни одна из них не заявила о планах по сокращению добычи или о понижении налоговой отдачи, – сообщил 22 января губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, отвечая на вопросы «СЭ». – Не надо забывать, что российские компании, теряя в цене на нефть, всё равно выигрывают по выручке, учитывая соотношение рубля к доллару.

Объём экспорта нефти из Иркутской области по магистрали «Восточная Сибирь – Тихий океан» в 2015 году также продолжит расти, сообщил губернатор со ссылкой на представителей АК «Транснефть»: «Недавно с ними («Транснефтью». – Прим. авт.) проводили рабочую поездку в Братске. Там планируется поставить шесть новых перекачивающих станций. Таким образом, транзит через трубопровод увеличивается, и мы договорились, что к 2019 году «Транснефть» увеличит и налоговые отчисления в бюджет до 11 миллиардов рублей. Они и сейчас увеличили сумму на 1,4 миллиарда».

Тем не менее оптимистичные прогнозы для нефтяной отрасли Приангарья можно давать лишь на ближайшие два года, считает эксперт «СЭ», доктор геолого-минералогических наук, главный геолог СНИИГГиМС Александр Поспеев. Из непростой ситуации, которая сложилась в отрасли, игроки выходят пока с сохранением планов по добыче и даже по некоторым инвестиционным вложениям в проекты. Но это лишь дело времени, считает Поспеев:

– О снижении добычи речи не идёт – из этого ведь напрямую складывается выручка нефтяных компаний. Сокращения можно ожидать от наших компаний лишь из-за естественных причин, когда истощаются запасы месторождения. А вот с дальнейшим приростом запасов у нас как раз и складывается основная проблема, которая усугубляется из-за мировой экономической ситуации на рынке. Недропользователи сейчас начнут тормозить «поисковку», ГРР. Прироста запасов происходить не будет. И если мы «проспим» 5–7 лет, то полностью потеряем нашу нефтедобычу.

Он напомнил, что даже сейчас регион, находясь на своём максимуме по нефтедобыче, выполняет задачу по наполнению ВСТО лишь за счёт «помощи» с Ванкорского месторождения (Красноярский край). При этом перед Иркутской областью стоит задача нарастить через несколько лет добычу до 20 млн тонн, чтобы обеспечить заполнение ВСТО, когда этот трубопровод будет загружен на полную мощность.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры