издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Как можно руководить мужчинами?»

Накануне праздника 8 Марта свой юбилей отметила директор по производству «Механизированной колонны-162» Галина Шмакова. Галина Борисовна курирует все крупные новостройки МК-162, ведёт их от комплектации строительными материалами и оборудованием до приёмки выполненных работ, контролируя качество и объёмы, координируя работу всех служб и участков. Для хрупкой женщины этот труд очень нелёгок.

На стройках Сибири Галина Шмакова трудится с 1982 года. В управление «Ангарстрой» приехала молодым специалистом после окончания Хабаровского института железнодорожного транспорта. Отправили на станцию Видим в СМП-532 на возведение путей Тайшет – Лена. Там и встретила свою судьбу в лице прораба Виктора Шмакова. 

Вместе молодые супруги строили перегоны и станции Видим, Коршуниха, Хребтовая, Семигорск, тупики для Нижнеудинских леспромхозов. Приходилось и в ночную смену работать, так как мастеров не хватало, а работу нужно было организовывать, чтобы техника не простаивала. И грязь приходилось месить по нехоженым тропам, и под дождём мокнуть, и в снежные зимы замерзать.

В 1986-м молодая семья перебралась в Железногорск-Илимский, Галине предложили работу в МК-162, снова мастером, снова на трассу. Со временем Шмакову оценили как грамотного специалиста. «Молодец, Галина, – не раз, бывало, говорил ей директор мехколонны Валентин Хитров, глядя на аккуратное, технически грамотное производство работ на её участке. – Чувствуется лёгкая женская рука».

И реагировала на проблемы своего участка чисто по-женски: если на исходе ГСМ или техника сломалась, а запчастей нет – звонит, едет, просит со слезами на глазах обеспечить необходимым. Это теперь у неё в голосе металлические нотки проскальзывают, потому что от её решений и распоряжений зависит слаженность работы крупного коллектива.

Генеральный директор мех­колонны Камиль Курбайлов по до­стоинству оценил деловые качества Галины Борисовны, доверив ей должность технического директора, руководителя всего производства крупной строительной фирмы. Воля и талант самого генерального, слаженная работа его команды позволили вывести предприятие на уровень мощного строительного треста, выполняющего весь комплекс работ по автодорожному строительству. А это и земляные работы, и асфальт, и искусственные сооружения, включая мосты и путепроводы, и буровзрывные работы. 

– Главное в нашем деле – организация строительного процесса, – не устаёт повторять коллегам Галина Борисовна. – Документация, согласования, акты – всё должно быть вовремя, чтобы производственные участки могли работать, ни о чём не заботясь. Тогда и скорость другая, и качество не заставит себя ждать.

В её кабинете беспрестанно звонят телефоны. Вот начальник Чунского участка Сергей Волов просит выделить дополнительный экскаватор: «Завтра приезжает контроль с проверкой толщины отсыпанного рабочего слоя, а наш сломался. Что делать?». «Отправим на днях», – отвечает Шмакова. Начальник другого участка интересуется сроками поставки арматуры на ростверк и опоры. «Машина с арматурой пришла, проверьте на складе», – следует ответ. Главный инженер Василий Суховецкий посетовал на «Водоканал» в связи с переустройством коммуникаций водоснабжения и канализации на строящемся участке Байкальского тракта: «Запросили большую, чем в смете, сумму, что будем делать?» – «Увеличить смету мы не можем, решаем вопрос по перезаключению договора с другой организацией». Звонки с участков, лабораторий, отделов… Ни минуты покоя, даже словом перекинуться некогда. «Сейчас на объект поедем, там и поговорим», – успокаивает меня Галина Борисовна.

На вопрос, как она себя чувствует в такой мужской должности, Галина Борисовна серьёзно ответила: «Хорошо чувствую, потому что люблю не свою должность, а свою работу». 

– Меня, бывало, спрашивают, как можно руководить мужчинами-строителями? Отвечаю просто: а чего ими руководить? Они же всё знают не хуже меня. Вот мы с вами тут беседуем, а на площадке будущего путепровода всё бурлит, работа бьёт ключом. Другое дело, что потребовалось какое-то время для настройки производственного процесса. 

Разговор наш продолжился за городом, на реконструируемом участке Байкальского тракта автодороги Иркутск – Листвянка. Строят здесь две путепроводные развязки, расширяют дорогу. За три месяца сделали два освещённых объезда в районе Новоразводной, полным ходом продолжается перенос инженерных коммуникаций, строительство путепроводов и уширение самой дороги.

– Галина Борисовна приезжает к нам утром и вечером, – рассказывает встретивший нас начальник участка Шамиль Халиков. – Кон­тролирует ход строительства, решает вопросы снабжения, согласования проектной документации, возникающие проблемы и неувязки.

– Когда же отдыхать успеваете, Галина Борисовна? – поинтересовался я, когда мы возвращались с объекта.

– А чем это не отдых? – откинулась на спинку сидения собеседница. – Люблю такие минуты, думается легко о разном.

– Скажите, а какая самая запоминающаяся для вас стройка?

Строительство развязок на Байкальском тракте

– Их немало. К примеру, дорога к нефтяному терминалу на Сахалин, которую строили около двух лет. Проект осуществляли специалисты США и Англии. Жили мы по соседству: у них – благоустроенные домики, у нас – привычные вагончики на восемь человек. Они всё удивлялись, что у нас на строительстве дорог работают женщины. 

Сахалин для всех работников ­МК-162, в том числе Галины Шмаковой, стал большой школой работы на международном уровне, которую они прошли достойно. Из других знаковых новостроек Галина Борисовна назвала обустройство месторождений Верхнечонскнефтегаза и марганцевых руд в Хакасии, дороги «Вилюй» в Верхне-Марково и железнодорожный путь Томмот – Якутск. А сегодня – реконструкцию дороги Иркутск – Листвянка с двумя путепроводными развязками. Об этом объекте она говорит с особой теплотой и надеждой. Ведь он как очередной экзамен для предприятия, очень сложный и очень ответственный.

– Успеете ли уложиться за восемь месяцев, как обозначено в контракте?

– Успеем, – улыбнулась собеседница. – Сегодня на этой площадке сосредоточено 120 специалистов и около 60 единиц современной техники, Живут в обустроенном вахтовом посёлке, работают и днём и ночью. К маю нам предстоит разработать и уложить в дорогу около 400 тысяч кубов грунта, закончить переустройство инженерных коммуникаций и возвести опоры под путепровод. К этому времени с завода «Курганстальмост» придёт 700 тонн металлоконструкций и начнётся строительство путепроводов – 136-метрового в районе Новоразводной и 54-метрового в посёлке Молодёжный.

И никаких сомнений у неё нет, что участок будет сдан в сентябре, как обусловлено контрактом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры