издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Давайте начнём с простого»

Дмитрий Бердников отчитался за первые 100 дней на посту мэра Иркутска

  • Записала : Алёна Махнёва

Точечная застройка, дороги, переполненные детские сады и поликлиники – список острых проблем Иркутска длинен. На прошлой неделе мэр города Дмитрий Бердников, отработавший в этом качестве 100 дней, рассказал журналистам о том, как намерен их решать и за что, по его мнению, следует взяться в первую очередь. И новому градоначальнику действительно есть чем заняться.

– Сто дней – небольшой отрезок времени, я максимально старался сделать свою работу публичной, доступной и для вас, журналистов, и для наших жителей. Как это получилось, мы можем проанализировать вместе. Нет смысла затягивать вступительное слово, давайте приступим к работе, – Дмитрий Бердников начал свою первую большую пресс-конференцию в качестве мэра по-деловому и за два часа ответил более чем на три десятка вопросов, предупредив, впрочем, что «ещё молодой мэр» и не готовил ответы заранее. 

Первый вопрос касался новой практики еженедельно объезжать город в выходные. По словам Дмитрия Бердникова, он опирался на опыт предыдущих городских руководителей: 

– Говорят, что это ввёл ещё мэр Салацкий – человек, который много для города сделал в своё время, продолжали другие главы Иркутска. Во время рабочей недели не всегда удаётся выкроить время, чтобы объехать какие-то болевые точки города. Этот процесс дисциплинирует все городские службы и заставляет быть в постоянной готовности, как, собственно, и должно быть. 

Часто болевые точки выбираются по жалобам, обращениям. Выезжает туда не только мэр, но и специалисты профильных комитетов, муниципальных предприятий, депутаты городской Думы. По мнению главы города, это эффективная система, позволяющая некоторые вопросы решить быстро, на месте, или хотя бы разобраться в проблеме. 

А их в Иркутске хватает. Многие тянутся десятилетиями. Дороги, городской транспорт, ЖКХ, работа муниципальных предприятий, поликлиник, школ, ветхое и аварийное жильё, точечная застройка…

– Сложно даже сказать, какой из вопросов важнее, всеми нужно заниматься, – отметил мэр. – Сейчас я бы не делил их на категории – вот этим вопросом будем заниматься, а этот отложим. Моя задача сейчас – вернуть доверие горожан к власти. С этой целью я стараюсь сейчас и по округам ходить, общаться с людьми. Пусть понемножку, но чтобы они знали, что живут в городе, где власть видит их проблемы. Сразу мы их все не решим, но на все должны обращать внимание. 

Развязать дорожные узлы

Один из таких вопросов с давней историей, запутанный и сложный, – строительство Маратовской развязки. По словам мэра, наконец появилась некоторая ясность, понимание, что проект движется к завершению. Но затратная стройка требует участия федерального и областного бюджетов, частных инвесторов:

– Сегодня нет чёткого решения, как проект будет финансироваться. Однако нельзя опускать руки. Мы прорабатываем возможность частично расширить подъезды к кольцу, чтобы активизировать движение в районе Маратовской развязки. Не буду забегать вперёд, но работа ведётся на основе частно-государственного партнёрства, думаю, в ближайшее время мы вас проинформируем, как идёт процесс. Будем искать пути решения хотя бы локально. 

По информации городской администрации, реализация первого этапа проекта может быть начата в 2016 году. Проектировщик, «Иркутскгипродорнии», должен определить сметную стоимость до конца 2015-го. Сначала предполагается удлинить участок существующего кольца вдоль улицы Баррикад. На втором этапе – построить мост через Ушаковку, путепровод через улицу Баррикад, реконструировать участок Карла Маркса до моста, построить съезды от путепровода к улицам Баррикад и Радищева. Третий шаг – строительство путепровода через Баррикад в створе улиц Рабочей и Рабочего Штаба, на четвёртом предстоит расширение улицы Ангарской и берегоукрепление Ангары и Ушаковки. 

Ещё одна больная дорожная тема – «бутылочные горлышки» на въездах в Иркутск с разных сторон. Всё больше людей перебирается жить в пригород, так что по утрам и вечерам на основных трассах скапливаются огромные пробки. По словам мэра, все въезды в город требуют реконструкции. К реализации некоторых проектов город намерен приступить в следующем году, например, к расширению улицы Маршала Конева, развязки в районе рынка «Покровский» и расширению Байкальского тракта от улицы Ржанова до 8 км. 

– А у нас ещё Старокузьмихинская и 2-я Железнодорожная, – напомнил Бердников. – Будем двигаться планомерно. 

Кроме обновления существующих транспортных артерий есть планы и по строительству новых дорог. Ведётся проектирование участка Верхней набережной, область выделила участок земли в районе Нижней Лисихи, сообщил мэр.

– Думаю, на следующий год будет уже объявлен конкурс и выбран подрядчик, – пообещал он. 

Новая жизнь МУПов 

Увеличивается население не только за городом, но и в растущем Ново-Ленино. В результате муниципального транспорта жителям микрорайона не хватает просто катастрофически – порой уехать на автобусе из центра домой трудно уже после восьми вечера. Корни проблемы Дмитрий Бердников видит в том числе в работе муниципальных предприятий (МУПов). 

– Это касается не только автотранспорта – это и «Спецавтохозяйство» с мусором, – говорит мэр. – «Спецавтохозяйство» у нас находится в таком состоянии, что… Не должно муниципальное предприятие в таком состоянии находиться. И «Горэлектротранса» это касается. Есть вопросы по «Горзеленхозу». 

Проверки в МУПах идут плановым порядком и будут продолжены. Например, «Водоканал» долгое время был, по словам мэра, «очень закрытой организацией, на которую город никак не мог ни влиять, ни понять, что там происходит». В настоящее время идёт работа и по инвестиционной программе, выстраивается новая система отношений, договоров, осмысливается экономическая составляющая – всё это результаты проверки, заметил глава Иркутска. Продолжается проверка Центрального рынка и Управления капитального строительства. УКС проверяла Контрольно-счётная палата, есть замечания, но они не носят системного характера. 

– Что касается автобусов, то присутствие на рынке муниципального транспорта может влиять на процесс, на качество, продолжительность работы. У нас сегодня много частных перевозчиков. Да, мы заключаем с ними договоры, но они могут их не исполнять. А меры воздействия очень слабые, поэтому нужно корректировать и существующие нормативные акты, и договоры, нужна и персональная ответственность чиновников мэрии. 

Сейчас нормативные акты приводятся в соответствие, заключаются договоры с перевозчиками, контролируется техническое состояния транспорта. Встал вопрос о принятии областного закона, регулирующего внутригородские и межмуниципальные перевозки. Его планировали внести на прошлую сессию Законодательного Собрания региона, но Государственная Дума приняла ряд поправок, поэтому областной законопроект отложили до осени. 

Но работа с перевозчиками не останавливается. Вместе с областным правительством мы отрабатываем программу по насыщению нашего автотранспортного предприятия «Иркутскавтотранс» новой техникой. Нужен комплекс мер. Электронный билет призван повысить эффективность транспорта, думаю, осенью уже начнём внедрять. Это и работа по возвращению в муниципалитет бывшего автотранспортного предприятия № 1 на Рабочего Штаба, где будут базироваться автобусы, появится единый диспетчерский пункт, мойка – всё необходимое для нормальной работы. Осенью постараемся отчитаться о выполнении некоторых этапов. 

По данным мэрии, город планирует закупить 100 автобусов большой вместимости,  15 трамваев с низким полом в средней части, 15 низкопольных троллейбусов. 

– А достойные частные перевозчики, способные выполнить наши условия и встроиться в рынок, – пожалуйста, пусть тоже будут, – заключает мэр. 

Разгрузить дороги планируется также с помощью платных парковок, сейчас в администрации ищут для них места. 

– Как правило, новые дома даже наполовину не обеспечены парковочными местами – ни наземными, ни подземными, – как и многие горожане, возмущён Дмитрий Бердников. – В градостроительном комитете мы постараемся убрать лазейки, которые позволяли вводить деловые центры и жильё, обходя организацию парковок. Плюс обязательно должны рассматривать – и такие поручения уже даны – строительство многоярусных парковок. В ближайшее время никто из застройщиков не получит разрешения на строительство, не озаботившись в том числе и парковкой. 

Детские сады, школы и поликлиники

Заметно расстроился за последние годы не только Ленинский район, но и Нижняя Лисиха. Однако новые дома появляются, а поликлиники и другие социальные объекты – нет. Ближайшая поликлиника № 1 на Волжской сильно переполнена. И хотя медицина – это прерогатива области, город не должен оставаться в стороне, полагает мэр. 

– В Ново-Ленино уже строится одна поликлиника. И на Нижней Лисихе, и в районе Солнечного этот вопрос тоже стоит остро. Чтобы хоть немного разгрузить поликлиники, мы выделяем свои площади под поликлинические кабинеты. В Ново-Ленино, микрорайоне Союз, Университетском и Первомайском планируем открыть 5–7 таких кабинетов. С коллегами из министерства здравоохранения подсчитали – каждый сможет принять порядка 150 человек. Но это, конечно, не отменяет необходимости строительства поликлиник. В этом или начале следующего года сформируем для них земельные участки и приложим все усилия, чтобы попасть в областную программу строительства. 

Застройщики должны нести социальную ответственность, считает мэр, это должно стать нормой градостроительной политики Иркутска.

– Мы имеем огромные комплексы, а потом начинаем героическими усилиями искать места, где привязать садик, школу, стадион. Всё это должно делаться сразу.

Дмитрий Бердников пообещал не допускать и точечной застройки. 

– Вы видите, что мы поменяли многих чиновников. Отставки вызваны в том числе непониманием политики в области точечной застройки. Не должно быть точечной застройки. Будем строить кварталами, районами.

Но пока бизнес идёт к пониманию социальных задач, город рассчитывает на поддержку области. 

– Областной центр и власти области должны быть единой командой, работающей на благо людей, – уверен Дмитрий Бердников. – Конечно, и область должна участвовать в программах развития Иркутска, и город должен ощущать себя столицей региона.

Область впервые за много лет выделила нам субсидии на строительство детских садов – это факт. 

Ускоренными темпами город включился в процесс строительства детских садов и так называемых пристроев, мы обязаны 10 детских садов построить в этом году. Я этот вопрос взял на контроль ещё будучи председателем Думы. 

Сегодня мы постараемся получить дополнительные деньги на ремонт дорог. Дальше вопросы стоят и по школам, и по физкультурно-оздоровительным комплексам. В плане на 2016 год – капремонт 19-й школы, проект готовится. 

Запланирована новая школа на улице Багратиона на 900 мест, ещё одна – по улице Гидростроителей, есть проект в микрорайоне Эволюция на 1200 мест со спортзалом и бассейном. Прорабатывается вопрос о земельном участке под школу в микрорайоне Лесной. Всё это – планы на следующий год. 

По воле иркутян

Продолжил тему строительства вопрос о развитии застроенных территорий. В проекте значатся 43 земельных участка, но движение есть лишь по нескольким. Пока интерес у застройщиков к этой программе не очень большой, поскольку она требует комплексного подхода с расселением и оформлением земельных участков, признал глава города: 

– Наиболее активный застройщик – «Высота» – работает на Пискунова. Компания зарекомендовала себя как серьёзный партнёр города, и сегодня они получают ещё один участок в районе Красных казарм. На самом деле тема интересная, я бы хотел, чтобы застройщики более активно участвовали в этом процессе.

К сожалению, в последние годы город недостаточно участвовал в федеральных программах по расселению ветхого и аварийного жилья. 

– На градостроительном совете при мэре, который мы сейчас проводим в новом формате, я привлёк всех наших ключевых застройщиков к участию в этих вопросах, – заявил Бердников. – Нам необходимо развивать и крупнопанельное домостроительство, которое позволило бы удешевить и ускорить процесс возведения доступного жилья. Сегодня и у строителей, и у областных властей есть понимание. 

Вообще, по мнению мэра, в городе ничего не должно возникать вопреки воле жителей.

– Мы с вами видели большой забор на стадионе «Автомобилист», – приводит пример Дмитрий Бердников. – Хороший стадион. Земля была каким-то образом выведена, ко мне попал проект торгово-развлекательного центра. Я не готов дать зелёный свет проекту, потому что люди хотят видеть там стадион. 

Аналогичная «странная» ситуация с забором у пляжа Якоби. 

– Когда я стал мэром, меня удивило, что там вырубают деревья, есть документы, непонятно как и кем оформленные, на строительство делового центра с пристроем – небольшим аквапарком. Я остановил этот процесс. Сейчас надо разобраться, откуда выросли эти документы. Опять же мы говорим об отставках в администрации – не знаю, уместно ли называть фамилии, но человек, подписавший разрешение на вырубку, уже уволен.

К обустройству города, например, зон отдыха, мэрия будет привлекать неравнодушных граждан.

– Нужно пляж Якоби привести в порядок. Мне представили программу несколько частных инвесторов, которые хотели бы в этом участвовать. Далее, у нас всегда был хорошим местом отдыха остров Юность. Есть люди и организации, которые способны участвовать в этом процессе. Помогает и молодёжь. Приводим в порядок танцплощадку, потом займёмся пляжем. 

По словам Дмитрия Бердникова, он готов к диалогу с горожанами. В том числе с дрифтерами – молодыми людьми, устраивающими ночные гонки на машинах на острове Юность и улицах города. 

– Как председатель Думы я вышел с предложением собрать ребят, обсудить и выделить им площадку. Сегодня перед комитетом по градполитике стоит такая задача. Буду встречаться с лидерами этого движения и от них тоже жду понимания. Что касается гонок по городу, конечно, это не дело, тут должна работать наша полиция, ГИБДД. Ну и, конечно, искать совместное решение. Только запретить – так мы ничего не добьёмся. 

Далеко идущие проекты тоже прорабатываются, но сегодня можно сделать что-то простое, считает мэр. Например, это касается организации зоопарка. 

– Давайте начнем с простого – переселим зоогалерею из ЦПКиО, создадим нормальные условия для тех животных, которые уже есть. А что касается большого зоопарка – это серьёзная работа, я сейчас не готов ответить. Хотя в идеале было бы здорово. 

Городу нужны цивилизованные места досуга и для детей, и для взрослых. 

– Сегодня мы отдали в концессию парк Комсомольский. Наш земляк там планирует развивать парк аттракционов. Есть идея не только на острове Юность, но и на острове Конный создать парк. У нас нет и большого концертного зала – сейчас прорабатываем варианты со спонсорами. 

Отвечая на вопрос о культурной политике города, Дмитрий Бердников пообещал поддержать любое интересное, полезное и нужное Иркутску начинание. 

Вокруг «Торговой оси»

Такую поддержку уже получил проект «Торговая ось Иркутска». Это проект освоения центра города, бывшего рынка «Шанхай» с элементами регенерации исторической застройки, над которым работает группа специалистов. 

– Буквально вчера мы встречались с ними во главе с Алексеем Козьминым, Сергеем Маяренковым и членами Общественной палаты, – поделился мэр. – Их лаборатория сотрудничает с нашим комитетом по градостроительной политике, главным архитектором города. Наведение порядка на «шанхайском» рынке, которое проводил мой предшественник – это нормальные, понятные мероприятия, которые как раз и укладываются в рамки этого проекта. Сегодня он уже имеет чёткие контуры. В августе планируем провести общественный форум, где будет подробно рассмотрен в том числе и этот проект. Для его реализации будет создана управляющая компания. Если всё пройдёт по плану, в течение 3–5 лет можно будет увидеть осязаемый результат. 

Поскольку земельные наделы, попадающие в проект, принадлежат частным собственникам, администрации и идеологам «Торговой оси» предстоит с ними договариваться. Есть механизмы привлечения собственников к участию в проекте, какие-то участки будут выкупаться, другим можно предложить адекватную замену, пояснил мэр. 

Привлечь к участию в проекте планируется и Агентство развития памятников Иркутска. 

– Механизм работы АРПИ под контролем администрации и общественности, на мой взгляд, эффективен, – считает Дмитрий Бердников. – Проект «Торговая ось Иркутска» как раз включает весь комплекс мероприятий, связанных с вовлечением туда реконструированных памятников и новых элементов инфраструктуры и соцкультбыта. Здесь АРПИ является неплохим инструментом.

Выразил своё отношение глава города и к деревянному наследию Иркутска: 

– Памятников у нас действительно очень много. Слишком много, мы столько унести не можем. Но это данность, с которой нельзя не считаться. Планируем с министерством культуры Иркутской области всё-таки провести ревизию и часть памятников попытаться через федеральный уровень вывести из реестра и отдать под застройку центра. Это логично. Но пока говорить не о чем, как только будут движения, мы вас проинформируем. 

При этом Дмитрий Бердников пообещал, что те памятники, которые представляют лицо нашего города, будут сохранены, и согласился, что вопрос требует дальнейшей дискуссии.

Принцип один

За два часа мэр ответил более чем на три десятка вопросов иркутских журналистов

Поскольку свою службу на посту мэра Дмитрий Бердников начал с решительной чистки в рядах чиновников, вопрос кадровой политики обойти было невозможно. Отвечая на него, градоначальник, пожалуй, сформулировал основной принцип всей работы администрации: 

– Должны прийти люди, у которых есть желание работать на благо города, а не отбывать номер. В итоге должен получиться нормальный, сплочённый коллектив. А сплочённость появится, когда у людей будет одна общая задача. Если кто-то к нам попадает по ошибке или с другими намерениями – это не по адресу, – заключил Дмитрий Бердников.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры