издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Относительная сила

Линейная часть «Силы Сибири» подешевела, но тендер на строительство «трубы» в Якутии поставил ценовой рекорд

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Генерального подрядчика строительства участка газопровода «Сила Сибири» протяжённостью 822 км определят по результатам торгов, объявленных 30 ноября. На них фактически выставили четыре лота, объединённых в один, что, как поясняют в ПАО «Газпром», вызвано необходимостью оптимизации затрат. При этом тендер стал самым дорогим в истории компании – максимальная стоимость контракта с учётом налога на добавленную стоимостью приближается к 156 млрд рублей. Расчёты говорят об удорожании проекта, но в компании подчёркивают, что газопровод по условия конкурса строится «под ключ» со всей сопутствующей инфраструктурой, так что его линейная часть даже немного подешевела.

Победителю открытого запроса предложений, уведомление о проведении которого появилось на официальном сайте государственных закупок в понедельник, предстоит проложить газопровод с 208-го по 1030-й км трассы «Силы Сибири». Он проходит по территории Республики Саха (Якутия) и разбит на четыре участка по маршрутам от Ленска до компрессорных станций «Салдыкельская», «Олёкминская», «Амгинская» и «Нимнырская». Заявки на участие в торгах принимаются до 8 декабря, их рассмотрение, по результатам которого будет определён генеральный подрядчик строительства, назначено на вечер 12 декабря.

Начальная цена, она же максимальная стоимость контракта, составляет без малого 155,969 млрд рублей. Если вычесть из неё налог на добавленную стоимость, получается 132,177 млрд рублей. К этой сумме следует прибавить не только 23,792 млрд рублей НДС, но и 52,469 млрд рублей затрат на централизованную поставку материально-технических ресурсов, необходимых для строительства, так что в итоге получается 208,438 млрд рублей. Это делает тендер самым дорогим за всю историю «Газпрома». В то же время в управлении информации компании отмечают, что объединение четырёх лотов было произведено для оптимизации затрат. В августе и сентябре 2015 года были объявлены конкурсы на прокладку двух участков трубы от Ленска до «Салдыкельской» и «Олёкминской», но они были признаны несостоявшимися. Теперь, объясняют в «Газпроме», было решено сформировать единый лот на возведение 822 километров, сформированный «на полный комплекс работ «под ключ»: строительство линейной части, крановых узлов, технологических проездов и объектов энергоснабжения, логистику, подготовку и так далее». 

В информационном агентстве «Интерфакс», в свою очередь, подсчитали: если по условиям августовского конкурса километр «Силы Сибири» в среднем стоил 177 млн рублей, а сентябрьского – 144 млн рублей, то сейчас речь идёт о 254 млн рублей. Таким образом, получается, что общая стоимость линейной части газопровода длиной 2176 км может составить 552 млрд рублей, тогда как при тех ценах, которые были заявлены ранее, она обошлась бы в 350 млрд рублей. Если учесть, что проект в целом, включающий магистраль от Ковыктинского месторождения в Иркутской области, предусматривает строительство 3246,8 км «трубы» и восемь компрессорных станций, то получается, что только на линейную часть придётся потратить 825 млрд рублей, а расходы на компрессорные станции составят схожую сумму. Однако в материалах «Газпрома» содержится следующая оценка: весь бюджет «Силы Сибири» составляет 800 млрд рублей в ценах 2011 года. 

Агентство «Финам», в свою очередь, опубликовало комментарий аналитиков «Промсвязьбанка», которые не видят ничего удивительного в росте стоимости газопровода на фоне девальвации рубля. Они поясняют: обесценивание национальной валюты привело к удорожанию необходимых комплектующих и оборудования, цены на которые привязаны к доллару. «Негативным моментом является то, что, по оценкам экспертов, стоимость «Силы Сибири» при заключении контракта имела низкий IRR (internal rate of return, внутреннюю норму доходности. – «СЭ»), который с учётом подорожания проекта и снижения цен на газ может и вовсе уйти в отрицательную зону», – отмечают аналитики. Впрочем, в «Газпроме» объясняют, что удорожание вызвано исключительно включением в цену затрат на строительство сопутствующей инфраструктуры. Стоимость линейной части, подчёркивают в компании, даже снизилась на 5% по сравнению с первыми участками «Силы Сибири». «Общие затраты в расчёте на 1 километр линейной части не превышают предельные показатели, учтённые в обосновании инвестиций», – сказано в комментарии, распространённом управлением информации «Газпрома». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры