издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы стараемся сами для себя»

Иркутские волонтёры готовятся к пожароопасному сезону

С началом пожаропасного сезона активизировались пожарные-добровольцы. Ещё на прошлой неделе они приступили к мониторингу территорий и уже тушили пожары. В этом году к известному отряду «15.08» присоединится региональное отделение Всероссийского студенческого корпуса спасателей, созданное 7 апреля на базе ПИ ИГУ. Тушить пожары студенты не будут, их задача – разъяснять людям правила поведения в лесу в пожароопасный сезон.

«Мы живы, нас много»

На прошлой неделе в Иркутске появились представители «Гринпис». В прошлом году организация поддержала созданный 15 августа первый иркутский отряд волонтёров «15.08», занимающийся тушением лесных и торфяных пожаров. «Мы начали сотрудничать, когда ситуация с лесными и торфяными пожарами была очень серьёзной, – отмечает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России Михаил Крейндлин. – Тогда мы договорились, что весной приедем и поможем разобраться, как обстановка изменилась после зимы. Она значительно лучше. Мы нашли четыре группы очагов торфяных пожаров в районе Усолья. Осенью площади горящего торфа исчислялись тысячами гектаров, а сейчас мы обнаружили 20 квадратных метров – торфяные пожары не пережили снежную зиму. Оставшиеся очаги нужно затушить, чтобы не повторить прошлогоднюю катастрофу».

Вместе с представителями Greenpeace волонтёры побывали в Усольском и Иркутском районах. «9 апреля вместе с нами, пожарной и лесной охраной добровольцы отряда «15.08» и житель деревни Большежилкино работали на тушении торфяников в Усольском районе», – отметила координатор противопожарной программы по Северо-западу Greenpeace России Наталья Максимова. Жителем деревни, о котором говорила координатор, оказался местный депутат Максим Буздыган. 

– Местные принесли нам ранцевые огнетушители, которые летом помогают им бороться с травяными палами, – рассказала Максимова. – У них своя команда добровольцев, которая работает возле Большежилкина. 

Пока государственные структуры готовят технику и тренируют спасателей, волонтёры набирают новичков и проводят агитационную работу. В составе отряда «15.08» сейчас более 400 добровольцев. 7 апреля в пединституте ИГУ на базе студенческого спасательного отряда «БАРС» было организовано региональное отделение Всероссийского студенческого корпуса спасателей, в которое вошли 80 человек. Тушить пожары они не будут, их задача – разъяснять людям правила поведения в лесу в пожароопасный сезон.

В отряде «15.08» знают, каково находиться в эпицентре пожара. «Мы живы, нас много, мы готовы к труду и обороне», – решительно настроена заместитель председателя отряда добровольцев «15.08» Екатерина Андреева. В феврале отряд получил официальную регистрацию и открыл расчётный счёт, на который все желающие могут перечислять средства. Правда, пока никто не откликнулся. Зато Greenpeace России помогла отряду собрать средство на приобретение мотопомпы  – устройства, которое используется для подачи воды из водоёмов. «15.08» – единственный отряд в Иркутске, с которым сотрудничает организация.

Есть у волонтёров и другое оборудование. «Иногда мы покупаем его сами, а иногда нам помогают спонсоры. В прошлом году дарили противопожарные ранцы, огнеупорные перчатки, рукавицы,  лопаты. Транспорт мы ищем самостоятельно», – рассказала Екатерина Андреева.

Добровольцев сложно застать врасплох. «В этом году, когда отряд «15.08» поехал на учения в Бурятию, по дороге мы застали в Слюдянке лесной пожар. Остановились, потушили. Все живы-здоровы, вовремя добрались до места назначения», – вспоминает Екатерина Андреева.

В команде отдают отчёт в том, что работа на пожарах опасна для жизни и здоровья. «Система работы в команде у нас отлажена. Бригадиры выездных команд имеют большой опыт. Они проводят инструктаж и контролируют работу добровольцев», – пояснила Екатерина. 

Но ни она, ни другие участники движения не спорят с тем, что вред здоровью волонтёры могут получить максимальный. «Торф очень ядовит – в нём вся таблица Менделеева. В лесном пожаре на человека может упасть дерево, – говорит Екатерина. – Когда человек идёт на тушение, он осознаёт все риски. В отличие от сотрудников госструктур волонтёры не получают за это заработную плату и несут ответственность за себя сами».

«Когда у человека горит дом, он тушит его»

На вопрос, не боитесь ли вы за своё здоровье, участвуя в тушении пожаров, волонтёры не сговариваясь отвечают: «Боимся, но что поделать?»

Студентка четвёртого курса ИГУ Екатерина Балагурова в прошлом году была добровольцем на тушении торфяных пожаров. «Это мой дом, я очень много энергии беру от Байкала и наших лесов. Получается, когда мы тушим пожар, мы стараемся сами для себя, – считает Катя.  – Про риски я знаю. Мама где-то вычитала, что при тушении одного торфяного пожара человек вдыхает  отравляющих веществ как за год курения. Но я ни о чём не жалею. Если ситуация повторится, поеду снова».

В организации процесса тушения Катя увидела минусы. «Хочется системы, чтобы пожарные всё знали и чётко давали указания. А ещё у меня нет берцев. Ездила в кроссовках, сильно обожгла ноги. Если бы организаторы выдавали  подходящую обувь для тех, кто не каждый день такими вещами занимается, но помогать готов, было бы чудесно», – поделилась студентка.

Действительно, на сайте отряда организаторы пишут, что «для выезда необходима защитная одежда и высокая кожаная обувь, в которую можно заправить штанины, а также наличие прививки или страховки от клещевого энцефалита». Но, надо отдать должное, без подготовки на пожар волонтёры не ездят. «Когда формируется группа выезда, мы проводим устный инструктаж. У нас есть лекции Greenpeace, и все наши волонтёры, которые в прошлом году участвовали в тушении пожаров, записались на дистанционное обучение. Мы прошли достаточно обширный курс лекций. Все едут со знаниями – непроинформированных добровольцев у нас нет».

Дмитрий Лесько в обычной жизни – организатор развлекательных мероприятий. В отряде почти с самого его основания. «После первого выезда добровольцы из «15.08» опубликовали отчёты в соцсетях. Среди ребят был мой товарищ, который звал всех в отряд. Я присоединился. Мы собрали хорошую группу», – рассказал Дмитрий. В прошлую субботу он тоже участвовал в тушении торфяников в Усольском районе. По его словам, это заняло весь день.  

Волонтёры говорят, что при тушении пожаров важно работать в команде

«Мы не пожалели выходной  – уехали рано утром, а вернулись к 9 часам вечера. У меня свободный график, но мои знакомые – бизнесмены. Они тоже тратят выходные на подобного рода «активный отдых» и не жалеют, – делится Дмитрий. – В прошлом году мы работали как на торфяниках, так и на низовых лесных пожарах. Был случай, когда мы стояли на одном месте, болтали, хохотали, потом отошли, а через десять минут туда упало дерево. Причём это произошло беззвучно. Мы услышали хруст веток только тогда, когда они ударились о землю. Но в целом тушить пожары не страшно. Когда у человека горит дом, он при любом раскладе тушит его».

В тушении пожаров прошлым летом принимали участие не только добровольцы из Иркутской области. Москвичка Татьяна Ган приехала в столицу Восточной Сибири в гости к родителям и случайно стала волонтёром на тушении пожара. «Когда я была на Ольхоне, там солнце сквозь дым не проходило. Через несколько дней я вела психологический семинар в Иркутске. Одна из участниц при личной встрече рассказала о волонтёрах, пригласила на собрание. Я пришла туда, выслушала инструктаж, взяла у знакомой берцы, и вперёд! – вспоминает Татьяна. – Ехать было волнительно, участвовать – спокойно. Стало радостно, когда мы увидели результат. Всё было хорошо организовано, ребята из МЧС нас свозили, выдали всё необходимое для работы, накормили вкусным пловом. Все душевно, сплочённо работали. Добровольцы общались не только друг с другом, но и с МЧС».

Руководство отряда делает акцент на том, что помочь предотвратить  и потушить пожары могут не только волонтёры, работающие на очагах. Это зависит от каждого человека. «В прошлом году все ждали чего-то от властей. Но это и наша с вами проблема, которая исходит от нас же. Пожары случаются из-за поджогов. Не так давно Бурдаковку подожгли специально. Приехал джип, пассажиры спросили, где поблизости поля, а через некоторое время трава на поле загорелась. В Слюдянке наш отряд потушил пожар, возникший из-за умышленного поджога. О нечаянных поджогах и говорить не стоит. Давайте обернёмся к себе и запомним правила действий, – обращается к жителям  член совета отряда «15.08» Сергей Мядзелец. – Когда человек, отдыхая на природе, видит пожар, он не знает, куда обращаться, и звонит по номеру 112. Это не совсем верный телефон. Так вы теряете время. Правильный телефон, если вы находитесь за пределами города: 8-800-194-00. Также на сайте лесоохраны есть приложение «Берегите лес», с помощью которого можно сфотографировать пожар и отправить его координаты. Каждый может повлиять на ситуацию».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры