издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Московская осень» вновь на Ангаре

  • Автор: Иван Колокольников

В Иркутской областной филармонии прошёл концерт, проводимый в рамках ежегодного фестиваля современной музыки «Московская осень». В прошлом году мы рассказывали о том, как фестиваль впервые шагнул за пределы столицы, причём шагнул именно в Иркутск. Сейчас, как и прошлой осенью, иркутяне вновь слушали современную музыку.

Нынешний фестивальный концерт представил четыре произведения разнообразной специфики. За дирижёрским пультом традиционно находился главный дирижёр и художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Следует отметить, что ещё в советский период он был хорошо известен как ярый пропагандист сочинений своих современников. Плодотворную деятельность по пропаганде творений нынешних композиторов дирижёр активно ведёт и в наши дни. Разумеется, публика может выносить разные оценки данной музыке, нередко крайне специфической. Это наглядно показал и прошедший концерт. Однако знакомство с современными симфоническими произведениями, безусловно, всегда бывает делом интересным.

Открыла концерт 4-я симфония Сергея Беринского, достаточно известного в последние десятилетия прошлого века столичного автора. Композитор прожил неполных 52 года и оставил огромное количество разноплановых произведений. Симфония, представленная иркутянам, по имеющимся сведениям, была создана в 1996 году. Она имеет подзаголовок «Памяти ушедших друзей». Этим произведением композитор как бы предсказал и свой скорый уход из жизни. Симфония является новаторской по стилю, однако побуждает слушателей к размышлению над вечными темами: бренностью мирского существования человека и бессмертием его души. Композитор отразил в  сочинении всепожирающую силу рока, не способную, тем не менее, убить человеческую душу. Сильное воздействие на слушателей производит умело введённый автором в ткань симфонического произведения вокализ. Он как бы отражает голос человеческой души, прорывающийся из небытия. Данный вокализ очень выразительно был исполнен ведущей иркутской вокалисткой Марией Тощевой. Стоит отметить, что во время исполнения в зале находилась вдова композитора – Элла Беринская.

Также в концерт было включено произведение именитого современного композитора Александра Чайковского, который также известен педагогической работой и концертной деятельностью в качестве пианиста. В его «творческом портфеле» самые разнообразные произведения: от балета «Ревизор» по одноимённому произведению Николая Гоголя до комического хора «Не могу напиться с неприятными людьми» (кстати, блистательно исполняемого в столичных концертах Камерным хором Московской консерватории). Произведение, представленное в данном концерте, уже звучало в Иркутске в прошлом сезоне, причём это было самое первое исполнение данного сочинения. Речь идёт о Концерте для скрипки и виолончели с оркестром. В качестве солистов выступили артисты Губернаторского симфонического оркестра – скрипач Андрей Шевченко и виолончелистка Альфия Секерина. В исполненном произведении присутствуют черты самых различных эпох – от барочных мотивов, явственно ощущаемых в партии солирующей виолончели, и до мелодических оборотов, свойственных современному музыкальному искусству. Иными словами, мы наблюдаем в концерте Чайковского явление «политстилистики», распространение которого было некогда подмечено Альфредом Шнитке.

Ян Круль – автор произведения «Танец ветра»

Далее в программе звучала симфоническая композиция московского композитора Владимира Николаева «The Sinewaveland». По словам автора, принявшего участие в концерте, она является «музыкальным приношением» известнейшему американскому рок-музыканту, гитаристу Джимми Хендриксу. Ранее  данное произведение ещё не исполнялось на территории России. По мнению автора, стремившегося соединить звучание симфонического оркестра с оборотами, свойственными рок-музыке, композиция могла бы понравиться широкой аудитории. Однако иркутский концерт показал, что, увы, произведение нельзя назвать творческой удачей автора. Конечно же, право анализировать его художественную значимость предоставим музыковедам. Однако стоит отметить, что у иркутских слушателей, в том числе у автора данной статьи, произведение не нашло понимания как с точки зрения художественной стороны, так и с точки зрения воплощения авторского замысла, хотя по своей сути он был весьма интересен.

Особо хочется отметить, что в концерте прозвучали не только произведения московских авторов. С ними соседствовало сочинение иркутского композитора Яна Круля для виолончели с оркестром, именующееся «Танец ветра». Оно было написано в этом году специально для Губернаторского симфонического оркестра и его солистки – уже названной выше виолончелистки Альфии Секериной, которая успешно выступает в иркутских концертах. Данная вещь была призвана отразить дружбу народов, проживающих на территории нашей страны, синтез различных национальных культур. Ян рассказывает, что в её основу лёг русский, бурятский и марийский фольклор. По мнению автора статьи, композитору удалось создать запоминающееся произведение. Кроме того, он очень эффектно представил его слушателям, выступив с эмоциональным вступительным словом. Ян остался доволен исполнением собственного сочинения, отметив в нашей беседе: «Я очень благодарен Альфие Секериной и Илмару Лапиньшу. Они настоящие художники, а ещё и виртуозы». Очень хочется пожелать композитору дальнейших успехов.

Художественный руководитель Иркутской областной филармонии, музыковед Марина Токарская высказала следующее мнение о концерте: «Хочется в первую очередь отметить безупречную игру оркестра. Из произведений считаю нужным выделить Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Александра Чайковского. Также хочется отметить благозвучность и положительное воздействие на слушателей музыки Яна Круля. Кроме того, он очень хорошо представил своё сочинение, чего нельзя сказать о пояснениях, которые дал к остальным трём произведениям композитор Владимир Николаев. Всё-таки концерт очень сложный и требует ответственного отношения к представлению того или иного номера, а в данном случае этого, увы, не было».

Нынешний концерт «Московской осени», к сожалению, привлёк гораздо меньше иркутян, чем прошлогодний. И всё же, как и ожидалось, он стал нешаблонным явлением в музыкальной жизни города. Хочется, чтобы «Московская осень» и впредь приходила на берега Ангары. Все предпосылки для этого есть. Например, Ширвани Чалаев, произведение которого имело в прошлом году грандиозный успех у иркутской публики, в беседе с автором данной статьи говорил о желании дать иркутским исполнителям своё произведение для виолончели с оркестром. Успех Альфии Секериной показывает, что виолончелистка, способная исполнить данное произведение, в Иркутске есть. Про оркестр не стоит и говорить. Поэтому у иркутской страницы «Московской осени», конечно же, есть будущее. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры