издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральная перезагрузка

Власти Иркутска поделились планами по развитию дорожной сети

Иркутяне знают самые «узкие» места на городских магистралях. Наиболее загружены транспортом улицы Трактовая, Боткина, Джамбула. До недавнего времени в долгих пробках стояли люди, въезжающие с Качугского тракта. Затруднения возникали в районе Маратовской и Старокузьмихинской развязок. Сегодня ни у кого из горожан или гостей города не возникает сомнений, что реконструкция этих узлов принесла положительный результат. Администрация Иркутска продолжает планомерную работу по дальнейшему развитию сети дорог.

Городские власти подготовили 15 приоритетных решений, которые позволят разгрузить участки улиц с наиболее напряжённым движением. Главный архитектор Иркутска Сергей Александров представил журналистам предложения городской администрации, которые планируется включить в муниципальные и государственные программы. Первые по приоритетности – дороги, которые решают агломерационные и общегородские задачи. Например, по улице Трактовой движется не только городской общественный и личный транспорт, но и транзитный. В час пик в одной пробке стоят люди, которые едут из дома на работу, и водители транзитных грузовиков.

Связать федеральные автодороги «Сибирь» и «Байкал» может магистраль от микрорайона Первомайский через Иркут в районе Селиванихи до объездной дороги в Ново-Ленино. Тогда транзитный транспорт не будет занимать и без того перегруженные городские дороги. Объездная магистраль пройдёт по территории города Иркутска и Иркутского района. Сергей Александров отметил, что для подготовки этого масштабного и весьма затратного проекта нужна поддержка областных властей. Город, в свою очередь, гарантирует активное содействие. По предварительным оценкам, строительство обойдётся в сумму около 13 миллиардов рублей.

Часть транспортных проблем областного центра удалось решить. Автомобилисты, въезжающие в Иркутск, больше не испытывают затруднения в районе Покровской развязки. В нынешнем году завершилось обновление узла. Новая схема, которую инженеры называют «клеверный лист», помогла существенно снизить интенсивность потока и увеличить скорость прохождения развязки. Пропускная способность после реконструкции увеличилась более чем в два раза – с 29 до 63 тысяч автомобилей в сутки.

Продолжился ремонт Маратовской развязки. В нынешнем году поменялась конфигурация кольца, ломаные линии постепенно превращаются в правильный овал. Протяжённость развязки увеличилась, при этом почти на треть выросла и её пропускная способность. На следующий год запланировано удлинение кольца.

Кольцевая развязка на пересечении улиц Старокузьмихинской и Академической сняла напряжение на этом сложном когда-то перекрёстке. Движение организовано таким образом, чтобы автомобили не пересекались со встречным потоком. Количество полос было увеличено до шести. Таким образом, транспорт, которому нужно двигаться с правым поворотом, не заходя на кольцевую развязку, может проехать по отдельному каналу. Те, кому надо в другую сторону, двигаются по кольцевой развязке.

Повернуть движение вспять

«В древнем Средиземноморье все дороги ведут в Рим, а в современном Иркутске все дороги ведут к Парку имени Парижской коммуны. Потоки транспорта, которые идут с шелеховского и ангарского направлений, с улицы Лермонтова, сходятся на пятачке вокруг парка – на улицах Боткина, Маяковского, Джамбула, в переулке Спортивном. У нас есть предложения по оптимизации сети. На комиссии по безопасности рассмотрели», – сообщил главный архитектор города.

Сейчас это, пожалуй, самый сложный участок на городских дорогах. Транспорт из Ангарска, Ленинского района проходит через Трактовую, курорт «Ангара» и выезжает на Маяковского. Трафик с левого берега также идёт по Маяковского. В общий поток вливается транспорт, который идёт из Шелехова и с Синюшиной горы. Первое распределение происходит только тогда, когда транспорт, направляющийся в Ленинский округ, поворачивает к переулку Спортивному.

Архитекторы предлагают перераспределить потоки. Например, не отправлять автомобили из Ленинского района по общему кругу Боткина – Маяковского, а приспособить участок улицы Джамбула от Иркутного моста до Глазковского моста под движение в обе стороны. Как рассчитывают специалисты, это вряд ли вызовет затруднения движения при съезде с Глазковского моста. Проехав по двум полосам движения на мосту, сейчас машины выезжают на четырёхполосную улицу Джамбула с односторонним движением.

Если две полосы пустить в противоположном направлении, к мосту, это не отразится на скорости движения в сторону Ленинского района. Маршрут движения общественного транспорта из Ново-Ленино и Иркутска II планируется оставить прежним. Выехав с моста, автобусы будут проезжать через остановки «Курорт «Ангара», «Дом связи», «Райсовет», а потом спускаться к Глазковскому мосту. «Пока это лишь предложение, мы его будем моделировать. Нет гарантии, что это улучшит ситуацию, но пока такой вариант мы рассматриваем», – отметил Сергей Александров.

Трудности у автомобилистов возникают при съезде с Академического моста. Там проблема в том, что широкая шестиполосная магистраль выходит в «узкое горлышко» из двух полос. Части транспорта затем нужно развернуться на 180 градусов, этот разворот пока никак не решён. Навстречу движется поток транспорта, сразу поворачивать небезопасно. Поэтому в час пик в этом месте копится «хвостик», в том числе под путепроводом. Вариант решения – сделать большое разворотное кольцо с ограждением, разделяющим потоки. Тогда машины будут плавно вливаться в поток, очереди не будет. Сергей Александров добавил, что такая развязка – это первый шаг. В дальнейшем, когда по мосту начнёт ходить общественный транспорт, нужно будет вернуться к этому вопросу.

Разрешения требует и обстановка на съезде к правому берегу с Академического моста. Поток машин «упирается» в улицу Партизанскую. По мнению специалистов, эту магистраль надо «пробивать» до улицы Ширямова.

С дирекцией железной дороги городские власти согласовали эскиз второго путепровода над железнодорожными путями в районе станции Кая. Действующий путепровод имеет две полосы движения, он уже не справляется с нагрузками. Основной трафик идёт из пригородов в сторону Ленинского округа. Рядом с существующим будет построен новый путепровод, рассчитанный на две полосы движения. Затем старый закроется на капитальный ремонт, а после завершения ремонта они заработают вместе.

Ещё один сложный участок – пересечение Сергеева и Аргунова. Здесь часто скапливаются автомобили, происходит много аварий, в том числе наезды на пешеходов. Рассматриваются варианты, как снять напряжённость на этом участке. Расширить этот перекрёсток нельзя, рядом находится путепровод. Первое предложение – сделать регулируемый перекрёсток с правыми и левыми съездами. Второе предложение – сделать кольцевую транспортную развязку. èèè

Кроме того, в ближайшие годы будут продолжены работы на Покровской развязке – будет проведена реконструкция путепровода. Завершится реконструкция улицы Пискунова – обновления ждёт участок от Партизанской до Ядринцева.

У архитекторов есть несколько предложений по оптимизации дорожной сети. Они касаются связей между районами города. Например, из микрорайона Ново-Ленино в соседний Иркутск II сейчас можно попасть только через «Узловую». Если бы между районами было более удобное соединение, водители, которые намереваются попасть из Ново-Ленино в Иркутск II и обратно, могли бы не выезжать на и без того загруженную улицу Розы Люксембург. Поэтому в створе улицы Новаторов планируется пробивка дороги через железнодорожные пути. Планируется, что дальше магистраль будет выходить на объездную дорогу в Ново-Ленино.

Готовится проект реконструкции улицы Баумана. По задумке проектировщиков, эта улица будет превращена в протяжённую аллею. Передвигаться по ней будет удобно не только на транспорте. Вдоль улицы будут обустроены пешеходные и велодорожки, зелёные зоны. Масштабное обновление ждёт и улицу Дальневосточную. Там будут обустроены удобные перекрёстки, пешеходные дорожки, остановки общественного транспорта.

К мероприятиям, которые решают задачи микрорайона, относится реконструкция Верхней Набережной. Обновление будет проведено на участке от Академического моста до дома № 7. Ремонт планируется провести на бульваре Рябикова. Ещё один бульвар появится в Иркутске в микрорайоне Радужный. Он протянется от улицы Стасова наверх, до частного сектора.

Как отметил Сергей Александров, не все из перечисленных предложений требуют больших вложений. Некоторые можно реализовать, вкладывая незначительные средства. Планируя работы, администрация учитывает возможности вступления в различные программы федерального, регионального и муниципального уровней, привлечение частного капитала.

Приоритет – пассажир, пешеход

Сергей Александров напомнил, что приоритет в развитии дорожной сети отдаётся удобству пассажира, пешехода. На всех магистральных улицах появятся выделенные полосы для общественного транспорта. На территории города запланировано создать 69 транспортно-пересадочных узлов.

Администрация подготовила и направила в Думу города проект правил благоустройства. В нём определены требования к внешнему виду остановок общественного транспорта. Специалисты изучили опыт Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных городов и подготовили предложения для Иркутска. Чтобы пассажирам было не так холодно стоять на остановке зимой и не так жарко летом, остановки планируется выполнить в виде навесов из специального материала. Пилотный проект реализован на остановке Жуковского. Архитекторы предупреждают: вид остановок будет меняться, они станут более технологичными, внутри строений появятся точки продажи билетов без участия кассиров.

Проектирование одного из крупных транспортно-пересадочных узлов в районе железнодорожного вокзала в Иркутске планируется начать в 2018 году. Ожидается, что на этой территории будут созданы условия для движения пешеходов, удобные остановочные пункты, места для парковок, а также организовано безопасное и удобное движение автомобилей и местного и междугороднего пассажирского транспорта.

«Мы обсудили предложение на городской комиссии по безопасности дорожного движения, достигнуты договорённости с ОАО «РЖД». Начать реализацию проекта планируется в 2019 году», – отметил архитектор.

Ещё один крупный транспортно-пересадочный узел появится возле «Торгового комплекса». Сейчас в районе Центрального рынка человеку, который не знает город, очень сложно разобраться, откуда отправляются маршруты в разные районы. К рынку устремлено более 70 маршрутов общественного транспорта, 24 используют конечную остановку для отстоя. Первая сложность организации узла заключается в том, что участок, на котором планируется разместить ТПУ, находится в частной собственности.

Внимание Сергей Александров уделил и развитию велоинфраструктуры. На пилотном участке сделали разметку. Если покрытие хорошо перенесёт зиму, разметка будет нанесена на дорожки Верхней и Нижней Набережных и бульвара Гагарина. Вместе с союзами велосипедистов и архитекторов подготовлена комплексная схема велоинфраструктуры в Иркутске.

В развитии дорожной сети наш город вписывается в федеральные тренды. По решению Росавтодора, 2017-2018 годы – время ремонтов, приведения дорог в нормативное состояние, проектирования. На 2019 год запланированы более капиталоёмкие мероприятия – реконструкции, строительство развязок. У Иркутска есть все шансы получить федеральное и областное финансирование.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры