издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Небыстрые деньги

К началу ноября 2017 года в России заключено 1759 концессионных соглашений на сумму 214,8 млрд рублей

По данным Минстроя РФ, ключевым инструментом привлечения инвестиций в ЖКХ стали концессионные соглашения. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные деньги. Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок. О том, как реализуется в Приангарье закон о концессионных соглашениях, о проблемах государственно-частного партнёрства в коммунальной сфере рассказал в интервью заместитель министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Евгенией Ветров.

– В целом в России наблюдается бум заключения концессионных соглашений. В Иркутской области такая же тенденция?

– В нашем регионе также наблюдается резкое увеличение числа заключённых концессий. По данным на ноябрь текущего года, заключено 81 соглашение, из них 45 в сфере теплоснабжения, десять в сфере водоснабжения, три в сфере водоотведения, одно в сфере оборота твёрдых бытовых отходов. В целом за счёт государственно-частного партнёрства в отрасль привлечено более трёх миллиардов рублей. Разумеется, эти деньги поступают не сразу, они вкладываются инвесторами постепенно. Срок соглашений не ограничен, но зачастую их заключают на 10, 15, 20 лет. Это самый оптимальный период окупаемости – существующее оборудование изнашивается, и приходится реконструировать объекты.

– Когда были заключены первые концессионные соглашения?

– Закон № 115 «О концессионных соглашениях» вступил в силу в 2006 году. Начиная с этого времени в регионе начали заключать соглашения. Обязательства по заключению соглашений в коммунальной сфере вступили в силу в 2013 году. Раньше объекты ЖКХ можно было передавать в хозяйственное ведение, в безвозмездное пользование и в аренду. Сейчас по законодательству можем передать их только по концессионному соглашению, а в исключительных случаях, если объекты новые и с момента ввода их в эксплуатацию прошло не менее пяти лет, – по договору аренды.

– Как Иркутская область выглядит по сравнению с другими регионами?

– 11 ноября я принимал участие в семинаре Минстроя РФ по вопросам государственной поддержки проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры. Замминистра энергетики РФ Андрей Чибис сказал, что в России наблюдается концессионный бум, всего на территории страны заключено более 1,6 тысячи концессионных соглашений, при этом в 2016 году было заключено 580 концессий, за 2017 год ещё не составляли статистику. Всего планируется прилечь около 200 миллиардов рублей инвестиций. Из всех этих соглашений 5,5% (это двадцатая часть, учитывая, что у нас 85 субъектов) – в Иркутской области, соответственно, наш регион выглядит довольно неплохо.

– На ваш взгляд, почему государство так активно внедряет концессии?

– У правительства нет другого выхода, бюджетных средств не хватает для проведения масштабной реконструкции объектов ЖКХ, всё находится в плачевном состоянии. Отсутствие финансирования и привело к тому, что государство вынуждено идти по этому пути. Хотя тот же европейский опыт показывает, что наряду с плюсами внедрения концессионного законодательства имеются и большие минусы. Тем не менее вопрос концессионного соглашения включён в национальный проект «Повышение качества коммунальных услуг».

Основная задача концессионного соглашения – это повышение качества, надёжности предоставления жилищно-коммунальных услуг. Снижение аварийности, потерь, удельных расходов, повышение энергоэффективности – главные целевые показатели, которые являются основными условиями технического задания для концессии. Ярким примером может служить город Усть-Кут, где были сложности с прохождением отопительного сезона. Инвестор вложил средства, модернизировал систему отопления, и сейчас там практически нет проблем.

– Достигнут определённый прогресс и в формировании концессионного законодательства?

– Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах. Действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооружённым глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлён срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

Действительно, за последние годы законодательная база в ЖКХ полностью урегулировала все отношения, юридические вопросы. А вот вопрос с тарифной политикой актуален не только для нашего региона, но и для всей страны в целом.

С 1 января 2017 года внесены изменения в закон о концессионном соглашении, субъект РФ стал третьей стороной при подписании концессионного соглашения. Когда полномочия по регулированию тарифов не переданы на местный уровень, регион выступает гарантом исполнения тарифной политики. Кроме того, появилась возможность заключения инициативной концессии. В этом случае концессионное соглашение заключается с инициатором при отсутствии других заинтересованных лиц. Предложения публикуются на официальных сайтах, если в течение 45 дней не поступает никаких заявок, то концессионное соглашение заключается с инициатором.

– Расскажите поподробнее о мерах финансовой поддержки со стороны государства.

– На сегодняшний день у Фонда содействия и реформирования ЖКХ РФ остались нераспределённые средства в размере 82 миллиардов рублей, принято решение пустить эти деньги на поддержку мероприятий по модернизации объектов ЖКХ в регионах. 4 октября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил распределение этих денег по регионам. Так, в Иркутскую область будет направлено в 2018 году чуть менее 154 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на актуализацию схем водоснабжения, водоотведения, перевод объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность, в том числе бесхозяйных объектов, мероприятия по проектированию в рамках концессии. Кроме того, эти средства будут потрачены на софинансирование процентной ставки по кредитам, которые берут концессионеры, для них она составляет до 5%. То есть мы будем субсидировать процентную ставку полностью.

– Какие условия необходимо выполнить региону, чтобы получить средства из фонда?

– Минстрой РФ обозначил три основных критерия: наличие дорожной карты, утверждённый порядок отбора и порядок софинансирования процентной ставки. У нас утверждена дорожная карта развития ЖКХ. Она касается не только коммунальной инфраструктуры и выполнения наших обязанностей и по расселению аварийного фонда, и по работе системы ГИС ЖКХ. Это большой документ порядка 70 страниц. Такие дорожные карты утверждены только в 45 субъектах РФ. Причём в 10 субъектах утверждены они ненадлежащим образом. Сейчас завершаем разработку документа, который будет определять порядок (процедуру) отбора подписания объектов модернизации.

Ещё одна норма, которую область должна выполнить, в противном случае средства необходимо будет вернуть, – показатель эффективности. Объём средств, привлечённых на реализацию проектов модернизации по заключённым концессионным соглашениям, должен не менее чем в 10 раз превышать объём средств, предоставляемых Фондом СР ЖКХ.

В настоящее время Минстрой РФ совместно со Сбербанком разработал типовое решение по кредитованию концессионных соглашений. Если концессионер приходит в финансовую организацию за кредитом, на основе этого типового решения Сбербанк незамедлительно выдаёт кредит. Дополнительное рассмотрение не требуется.

– Какие условия предлагают финансовые структуры для концессионеров?

– Сбербанк, чтобы обезопасить себя, берёт в залог права по концессионному соглашению. Концессионер, не имея залогового имущества, может взять кредит, в данном случае само концессионное соглашение обеспечит залоговые обязательства. Кроме того, дополнительное концессионное соглашение заключается между субъектом и банком; если концессионер обанкротится, то регион выплатит фактически понесённые затраты концессионеру.

– Насколько охотно муниципалитеты идут на заключение таких соглашений?

– У нас нет альтернативы. Закон говорит чётко: концессионные соглашения – и ничего другого. Минстрой и профильные министерства прекрасно понимают, что частный инвестор не зайдёт в село, чтобы инвестировать большие деньги в одну водокачку. Федеральная власть рекомендует объединять муниципалитеты, то есть речь идёт о концессии на территории нескольких муниципальных образований, чтобы укрупнить объекты ЖКХ. Концессия – игра долгая, это небыстрые деньги, инвестор, заключая концессионное соглашение, вкладывает свои средства не на год и не на два, а на 10 или 15 лет. Большому бизнесу не интересно вкладываться в коммуналку, чаще всего заключают соглашения те, кто и ранее работал в этой сфере. На этом рынке новых игроков практически не бывает.

– Какие из уже заключённых соглашений вы бы выделили?

– На сегодняшний день все концессионные соглашения в нашем регионе были заключены без участия региона. Самое первое наше соглашение в Иркутске с ЗАО «Байкалэнерго». В настоящее время компания успешно эксплуатирует котельную Северного промузла, к её работе нет нареканий.

– В чём главная причина неудавшихся концессионных соглашений?

– Одна из причин, сдерживающих реализацию концессионных соглашений, – тарифная политика. Ограничение роста платы для населения по закону возлагает на бюджет обязательства по компенсации выпадающих доходов. Здесь двоякая ситуация. Мы понимаем, что надо и поддерживать коммунальные предприятия, и экономически обоснованный тариф утверждать, но, с другой стороны, тратим средства из бюджета на компенсацию выпадающих доходов.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры