издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заложники расстояний

Муниципалитеты не справляются с транспортными проблемами в одиночку

Муниципальный час в рамках январской сессии Законодательного Собрания Иркутской области, на котором рассматривали тему муниципальных и межмуниципальных перевозок, по факту длился больше 2,5 часа. В итоге стало ясно: проблемы с перевозками есть абсолютно во всех муниципалитетах. А вот системного видения их решения у регионального правительства пока нет.

 

Сначала слово дали муниципалитетам. Они должны были рассказать, как обстоят дела с муниципальными перевозками в больших и малых населённых пунктах области. Получилось, что доклады из территорий все, как один, иллюстрировали утверждение классика о том, что счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные несчастны по-своему.

Дорогие муниципальные предприятия

Например, в Ангарском городском округе из муниципального транспорта остался только трамвай. Проблема в том, что большинство вагонов очень старые, на покупку новых у транспортного предприятия не хватает собственных средств.

– Вместе с руководством округа предприятие разработало антикризисную программу, – рассказал заместитель председателя Думы Ангарского городского округа Артём Детышев. – В прошлом году предприятию удалось увеличить выручку и пассажиропоток, но рентабельность всё равно в отрицательной зоне.

Чтобы предприятие оставалось на плаву, из местного бюджета ему предоставляется субсидия. В прошлом году она составила 72,7 млн рублей.

– Но есть вопросы, с которыми мы просто не в силах совладать. Их решение лежит на региональном и федеральном уровнях, – говорит Артём Детышев.

В частности, это установка льготного тарифа для электротранспорта, субсидирование из федерального и регионального бюджетов ремонта трамвайных путей, обновление транспортного парка. Собственных средств на это нет ни у местного бюджета, ни у предприятия.

Председатель Думы Братска Лариса Павлова рассказала, что и в Братске дела обстоят не слишком хорошо.

– Ухудшение идёт по любым автотранспортным предприятиям, будь то трамвайные или автобусные, – отметила Павлова. – Нужна системная поддержка муниципальных автотранспортных предприятий по всей области. Мы в этом году приобретаем 26 автобусов, но это не решит проблему, мы не сможем справиться своими силами.

Усть-Илимск оказался в заложниках у перевозчика-монополиста. Муниципального транспорта в городе не осталось.

– Перевозчик просто отказался от четырёх из девяти действовавших в городе маршрутов, – поделился с коллегами председатель Думы города Усть-Илимска Сергей Зацепин. – Эти маршруты просто субсидируются из городского бюджета. В 2017 году сумма субсидии была 2,5 миллиона рублей, в 2018 году – 3 миллиона, в 2019 в бюджете заложено 7,5 миллиона рублей.

Может быть, усть-илимский перевозчик просто не знает, что муниципальное предприятие «Ангарский трамвай» получает субсидию в размере 72 млн рублей. Иначе попросил бы ещё больше.

– Единственный выход нам видится в создании муниципального перевозчика, – заявил Сергей Зацепин. – Он позволит демонополизировать перевозки и более гибко реагировать на жалобы горожан.

– А что будет, если этот ваш перевозчик забастует во время выборов и скажет: «Не буду никого перевозить, мэр и Дума поставили горожан на колени»? Как это отразится на результатах выборов? – подлил масла в огонь депутат ЗС Антон Романов.

– Наверное, негативно отразится, – сказал Сергей Зацепин. – Но я надеюсь, что там всё-таки взрослые люди и на такие шаги они не пойдут.

«Многие удивляются, как мы живём»

Однако проблемы изношенности автопарка и даже монополизации рынка меркнут на фоне трудностей, с которыми живут Киренск и Мамско-Чуйский район. В Киренске действуют три паромные переправы. Причём попасть из спальных районов на островную часть города, где сконцентрирована основная инфраструктура, можно только на пароме. Поэтому все 12 тысяч человек, которые составляют население районного центра, пользуются паромом. А во время ледостава, когда идёт шуга, люди на моторных лодках пробираются в центральную часть города, где находятся ЦРБ, Сбербанк, МФЦ, другие учреждения. Облегчение наступает зимой, когда начинает работать зимник.

Паромы при этом являются частными. Никакие льготы для жителей не предусмотрены, перевозки не субсидируются. Платить за переправу многим очень накладно. При этом билет на самолёт Киренск – Иркутск стоит 8 тысяч рублей для местных жителей, 12 тысяч рублей для всех остальных. Никаких преференций район не получает.

– Многие люди удивляются, как мы живём, – говорит председатель Думы Киренского муниципального образования Сергей Куклин. – Есть такой демографический термин «катастрофическое сжатие». За последние 30 лет население района сократилось с 30 до 17 тысяч человек. Чтобы народ не уезжал, нужно региону, федерации обратить на нас внимание, поддержать.

– У нас люди из посёлка Алексеевка должны пройти целых два парома, чтобы попасть в центр города, – поддержала коллегу из Киренска депутат ЗС Ирина Синцова. – И ведь механизм поддержки нами разработан. Единственная проблема, над которой мы уже два года бьёмся, – внести в нормативные подзаконные акты буквально два слова и позволить получать субсидии переправам, не находящимся в собственности муниципалитета.

 

Люди испытывают такие трудности, которые обусловлены географическим положением. В наших силах при нынешнем бюджете решить эти проблемы.

Председатель Думы Мамско-Чуйского района Александр Панов рассказал о «паромной» проблеме Мамско-Чуйского района. Она не менее застарелая, чем в Киренске, и не менее тотальная.

Район расположен на севере области, доставка продуктов, лекарств, товаров первой необходимости производится только автомобильным транспортом. Но от Мамакана до Мамы прямой дороги нет, транспорт вынужден переправляться на пароме. Паром в районе один, ходит он нерегулярно. Иногда машины стоят по 3–5 дней, за это время продукты успевают испортиться.

Цена на перевозки вполне коммерческая. Благодаря парому стоимость одного рейса 10-метрового большегруза с продуктами сразу увеличивается на 55 тысяч рублей. Понятно, что все расходы закладываются в цену продуктов. Область перевозки не компенсирует, хотя слезницы и челобитные всех мастей летят из района давным-давно.

– Мы считаем, что происходит нарушение конституционного права жителей нашего района на свободу передвижения и доставку товаров, – говорит Александр Панов. – Просим оказать помощь в виде субсидирования перевозок грузов сейчас и завершить наконец строительство дороги от Мамакана до Мамы в перспективе. У нас уже колбасу дешевле 500–600 рублей за килограмм не найдёшь.

«Не является паромной переправой»

Когда все муниципалитеты выступили, слово взяла заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Ольга Золотарёва. Министр жилищной политики Артур Сулейменов присутствовал в зале и контролировал процесс, не вмешиваясь в него без особого приглашения.

Ольга Золотарёва рассказала о том, как правительство планирует решать проблемы межмуниципальных перевозок. Например, всем известно, что есть маршруты выгодные, а есть убыточные, которые никто брать не хочет. Министерство планирует выставлять одним лотом «жирный» кусок и в довесок к нему – убыточный маршрут. Перевозчикам не останется ничего другого, как брать оба маршрута. Ну или разориться и уйти с рынка – как альтернативный вариант.

Что касается проблем перевозчиков внутри муниципалитетов, о которых шла речь на муниципальном часе, Ольга Золотарёва напомнила, что «организация перевозок в границах городских округов и муниципальных районов не относится к полномочиям субъекта».

Заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Евгений Липатов убил надежды Ангарска на ремонт трамвайных путей за счёт областного бюджета.

Если трамвайные пути входят в проезжую часть, они могут быть отремонтированы в рамках капитального ремонта дороги. Если находятся на разделительной полосе – не могут быть включены в дорожное полотно. В таком случае затраты на их ремонт должны нести муниципалитет или предприятие.

Зато по Киренску вопрос всё-таки частично решается. В областное законодательство вносятся поправки, которые позволят субсидировать паромные перевозки, даже если паром не является собственностью муниципалитета.

– Но паромная переправа – это целый комплекс, в него включаются подъездные пути, причалы. И они должны быть в собственности района, так как паромная переправа – это продолжение дороги, – предупредил Евгений Липатов. Правда, паромы не ремонтировались 20 лет и без капитального ремонта могут вообще встать. Но ремонтировать их за счёт областного бюджета правительство не видит возможности.

Что касается Мамско-Чуйского района, правительство не может субсидировать перевозку даже самых важных грузов.

– Существующая паромная переправа не является паромной переправой, – заявил Евгений Липатов. – Это судно, которое перевозит транспорт не через реку, а вдоль реки. Поэтому финансироваться из бюджета не может.

В прошлом году принято решение достроить участок постоянной дороги протяжённостью 16 километров. Из-за сложного рельефа он будет стоить не менее 1,5 млрд рублей. Но окончательно проблему это не решит, потому что нужен ещё и мост через Витим.

В конце своего выступления Евгений Липатов напомнил, что в области 250 населённых пунктов не обеспечены круглогодичной связью. В каждом районе есть такие посёлки – и ничего, живут. А в Мамско-Чуйском районе имеется ещё и автозимник, который зимой проходит по реке Витиму.

Тут не выдержал мэр Мамско-Чуйского района Александр Сергей.

– Я так понимаю, скоро до режима ЧС дойдём и будем завозить продукты другим видом транспорта. Что касается субсидирования: думаете, какая это сумма? Всего-то 230 тысяч рублей. Очень много против того же Катангского района с его 16 миллионами рублей. У нас единственный предприниматель, который обеспечивает три посёлка продуктами питания, и тот хочет уйти с территории. Люди останутся без продуктов. Это нормально? Прошу вас, уважаемые члены правительства и депутаты, давайте не будем искать причины, почему не делать, а найдём способ, как сделать. Ну нельзя бросать район. Он и так в крайнем запустении.

Однако ответить мэру никто не смог. Артур Сулейменов пояснил, что затронутые темы лежат вне его полномочий. Представитель губернатора в ЗС Роман Буянов пообещал передать вопрос председателю правительства Руслану Болотову, как только тот выйдет из отпуска. Кто исполняет его обязанности на время отпуска, выяснить не удалось. Спикер ЗС Сергей Сокол пообещал, что вопрос будет взят на контроль Законодательным Собранием.

Льготы как бы есть, но их нет

Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова рассказала о проблемах перевозчиков из Тайшетского и Чунского районов. Они спрашивают, почему не компенсируются перевозки льготных категорий населения по нерегулируемому тарифу.

Ольга Золотарёва в ответ заявила, что такие перевозки компенсируются. Например, в Ангарске, где ситуацию в прошлом году лично разруливал заместитель губернатора Дмитрий Чернышов.

– Обстановка там накалилась до предела, – рассказала Ольга Золотарёва. – В итоге было дано поручение и внесено изменение в 521-е постановление правительства – о возмещении средств за перевозку льготных категорий пассажиров для муниципальных и коммерческих перевозчиков, которые работают по нерегулируемому тарифу.

Однако самим перевозчикам об этом сообщить, похоже, забыли. Или не внесли изменения в подзаконные акты. Или не отрегулировали порядок предоставления компенсации. Артём Детышев в своём выступлении отметил, что льготы предоставляются из бюджета муниципального образования.

Заместитель главы администрации Тайшетского городского поселения также удивился этой новости:

– У меня на руках ответ министерства социального развития, в котором сказано, что компенсировать проезд льготников будут только тем перевозчикам, которые работают по регулируемому тарифу. Может быть, этот ответ уже устарел, конечно. Он был дан три месяца назад.

«Не хотим получить вторую Вихоревку»

– У меня вопрос, – высказался наконец министр транспорта и связи Артур Сулейменов. – До каких пор мы будем подменять местную власть? Мы работаем за муниципалов. Я завтра еду в Тулун, чтобы там решить вопрос по внутримуниципальным перевозкам. Это не наши полномочия, но мы туда лезем, потому что не хотим получить вторую Вихоревку. Давайте мы их пригласим и спросим, что они-то сделали, чтобы у них маршруты заработали.

– Если у нас областная власть не в состоянии взаимодействовать с муниципалитетами, это сделаем мы, – пообещал Сергей Сокол.

– Областная власть будет заниматься муниципальными проблемами до тех пор, пока у муниципалитетов нет денег на исполнение своих полномочий, – вступился за муниципалитеты Антон Романов. – Поэтому я полностью поддерживаю предложение по созданию региональной программы. В связи с этим у меня вопрос к министрам: не думали вы создать государственное унитарное предприятие, которое решало бы проблемы перевозок? Второй вопрос: как вы относитесь к тому, чтобы монополисты взяли на себя часть расходов? Например, установили льготные тарифы для городского электротранспорта.

Заместители министров ответить на вопросы не смогли, сославшись на то, что это не относится к их компетенции.

– Может быть, мы тогда обратимся к министру, – предложил Сергей Сокол. – Артур Мухтарович, к вашей компетенции это относится?

– К нам всё относится, – вздохнул министр Сулейменов. – Только давайте это… напомните мне, какие были вопросы.

– Ответ понятен, – констатировал Сергей Сокол. – Давайте в целях экономии времени решим это в рабочем порядке, а предложение депутата внесём в резолюцию.

В резолюцию внесли все предложения. Рекомендовано разработать порядок получения компенсации из областного бюджета за перевозку льготных категорий населения по нерегулируемому тарифу. Пока льготного проезда в регионе нет, несмотря на все заверения министерства.

Самое главное – разработать региональную программу по организации муниципальных и межмуниципальных перевозок. Она необходима, чтобы субсидировать приобретение новых транспортных средств, чтобы системно подходить к формированию тарифов. Перевозчики давно уже стали заложниками сибирских расстояний. И помогать нужно не только муниципальным предприятиям, но и частным перевозчикам. Сделать это трудно. Но, если не сделать, в недалёком будущем есть риск получать «вторую Вихоревку» регулярно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры