издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В единой команде волонтёров

Более 50 человек из Иркутской области были в этом году волонтёрами на ХХIХ Всемирной зимней Универсиаде в Красноярске. Их выбрали из более чем 700 желающих. Вернувшись домой, ребята пришли в гости в Музей истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова, состоялась прямая трансляция беседы в Интернете – ребята делились своими впечатлениями.

Строитель железных дорог, математик, театральный режиссёр, педагог – будущие профессии нынешних волонтёров из Иркутска. Но сегодня всех этих молодых людей с горящими взорами объединяет Иркутский региональный волонтёрский Центр.

– Если у тебя доброе сердце и есть желание изменить мир хоть немного, помогая кому-то просто так, тебе дорога в нашу организацию, – с улыбкой говорит Ксения Котова.

Она, как и её друзья, вернулась с Универсиады, где работала три недели. Вначале это была учёба, потом соревнования, а в завершение ребята остались ещё на несколько дней – посмотреть Красноярск.

– Нужно было выдохнуть, – шутит Дарья Сегедюк, – столько мы получили эмоций! Я ни капельки не жалею, что сессию пришлось где-то досрочно сдавать, где-то договариваться о переносе экзаменов и зачётов. Я работала по направлению «Юный репортёр», более 20 молодых людей со всего света вели свои репортажи, участвовали в мастер-классах, и я была частью всего этого. На самом деле работа волонтёров не такая уж и лёгкая, как может показаться на первый взгляд. Вот расписание наше, например: я работала в две смены, как правило, с 7 до 16 и с 16 до 23 часов. Приходилось в 5.30 вставать, чтобы доехать до спортивной деревни. Мы, кстати, жили на территории Сибирского федерального университета – в новых общежитиях кампуса. До своих объектов нужно было ехать кому-то час, кому-то – полтора. Удобно, что нам всем выдали транспортную карту на 64 поездки и про расходы мы вообще не думали. Ещё и подремать удавалось в автобусах, пока ехали.

Девушки и юноши попали в число иркутской делегации не случайно – во-первых, нужно было заявки на участие подать заранее и успешно пройти тесты и собеседование с Дирекцией Универсиады. Оно было индивидуальное – по «Скайпу». Ну и знание иностранных языков приветствовалось. Учитывались опыт участия в подобных мероприятиях, умение адаптироваться в незнакомой среде.

– Несмотря на то что поехали мы большой командой, – рассказывает Валентина Тимофеева, – работали по разным направлениям и с разными спортсменами. Я, например, курировала сборную Японии по кёрлингу – была атташе национальной федерации студенческого спорта. Встретить, проводить, сопроводить команду, быть где-то переводчиком – это были мои задачи. Хоть я сама этим видом спорта не занимаюсь, теперь знаю много тонкостей и с удовольствием бы начала играть. Кстати, мои подопечные из Японии высоко оценили красноярский лёд. Как выяснилось, успех в этом виде спорта во многом зависит от качества ледового покрытия. Японские спортсменки рассказывали, что у них кёрлинг развит, но мало мест для тренировок. Живя в разных частях страны, девушки по субботам за свой счёт прилетают в Токио, чтобы потренироваться. Именно для кёрлинга покрытие делать могут только шесть человек в мире, один из них – Марк Каллан – как раз работал на Универсиаде.

Из Иркутска приехала достаточно представительная волонтёрская делегация, всего же на Универсиаде работало 1900 российских добровольцев. Вначале планировалось, что от региона поедут 28 человек, но потом прошёл дополнительный набор и люди поехали помогать организаторам даже за свой счёт. Итого – более 50 человек представляли Иркутскую область.

– Работали часто в две смены, кто-то в одну, смотря с кем нужно было заниматься. У меня график был с 8 до 14 и с 14 до 23 часов, – говорит Екатерина Кононенко. – Если дежурили в утренние смены, то находились в зонах, где общались спортсмены. Интересно было наблюдать, как они обменивались адресами, телефонами, значками национальных сборных: спорт очень объединяет людей. Никакой политики, все были очень доброжелательны, много шутили. Я общалась с канадскими ребятами, у них буквально рушились стереотипы о том, что русские угрюмые и необщительные люди. Гости влюбились в Сибирь, в Красноярск, были покорены нашим гостеприимством. Мы много говорили про наш Иркутск, смотрели фото и видео в Интернете. Наши новые друзья собираются на Байкал.

По вечерам волонтёры устраивали разные мероприятия – соревнования по компьютерным играм, фотозоны, концерты.

– В «Бобровом логу» – так назывался мой фан-парк на горнолыжном склоне, – продолжает беседу Ксения Котова, – я работала с победителями – с теми, кто занял призовые места, сопровождала горнолыжников от финиша до цветочных и медальных церемоний. У нас всегда была одна смена, но логистика совсем другая – прибытие к началу соревнований, подъём на гору, мы часто долго ждали результатов. Все спортсмены обязательно проходили допинг-контроль. Я общалась и с тренерами, и с медиками, в том числе и об этом. На Универсиаде не было нарушений.

На питание никто не жаловался, рассказывают иркутяне. В «Перьях» – так назывались общежития, где жили добровольцы, – всегда были горячие завтраки. На столах много фруктов, снеков, напитков от спонсоров. Во время соревнований в многочисленных кафе и ресторанах тоже можно было покушать – выдавались талоны. В ресторанах, где кушали спортсмены, готовились блюда разных кухонь мира. Конечно, в меню всегда предлагались наши блинчики, борщ и пельмени.

Заслуживает внимания и построенное жильё для студентов в кампусах – многоэтажные здания с панорамными окнами. Комнаты на 2-3 человек, планировки типа «студии», с санузлом и небольшой кухней. Вид из окон просто завораживал, делились девушки. Организаторы позаботились о досуге волонтёров и спортсменов: если выдавались свободные часы, каждый день можно было ездить на экскурсии – либо по городу, либо в природный заповедник «Столбы», на ГЭС и так далее.

Один момент, по признанию всех участников, был очень необходим, но именно он и вызывал негодование и где-то раздражение – длительные проверки. Перед входом на объекты и в зоны устраивались досмотры сумок, карманов и вообще всего чего только можно. Молодёжь вначале пыталась пронести спиртное, например, потом перестала. Кстати, за нарушения дисциплины можно было распрощаться с Универсиадой. Человека лишали аккредитации и отправляли домой, причём за свой счёт, и ещё ему нужно было возместить стоимость формы. «К чести иркутской делегации, у нас таких прецедентов не было, – комментирует руководитель Иркутского волонтёрского центра Анастастия Дубровина. – Универсиада – это грандиозное мероприятие, я с удовольствием туда поехала, мне хотелось посмотреть, как устроена работа изнутри, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт у нас в Иркутске. Я работала по функционалу – встречи, проводы, церемонии, награждения. Всё очень быстро, чётко, отлаженно. В оргкомитете были собраны люди, которые уже работали на крупных мероприятиях – на чемпионатах мира, Олимпиаде в Сочи. Все из разных городов, но получилась единая команда. Иркутяне, хочу отметить, были всегда на уровне – с настроением, пунктуальны. Всего на Универсиаде работало более 5000 добровольцев со всего мира, и без них игры действительно бы не прошли на высоком уровне. Именно волонтёры сглаживали все возникающие шероховатости. Несомненно, участие во Всемирной зимней Универсиаде – это богатый опыт.

У Иркутского волонтёрского центра обширная география, мы представлены во многих городах области – нас уже почти 5000 человек! Наши тренеры сейчас находятся в Казани, скоро мы будем проводить обучение добровольцев для участия в чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, он как раз состоится с столице Татарстана летом 2019 года. В ближайших планах – помощь организаторам Международного ралли «Шёлковый путь», совсем скоро мы объявляем набор для работы там. И в 2020 году нас ждёт чемпионат мира по хоккею с мячом.

Мы работаем не только на крупных мероприятиях, наши волонтёры помогают социализироваться ребятишкам с ограниченными возможностями – играют, гуляют с ними. Летом мы проводим экологические лагеря на Байкале. Сейчас помогаем организаторам Irkutskfashionday – чемпионата по кикбоксингу.

Чтобы стать волонтёром, нужны только, как уже сказали наши девочки, доброе сердце и желание изменить мир в лучшую сторону. Поэтому ограничений по возрасту у нас практически нет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры