издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Окно с видом на долгострой

Новый инвестор обещает погасить долги перед дольщиками

Иркутянин Андрей Большаков не дождался квартиры, за которую они вместе с женой Тамарой заплатили деньги шесть лет назад. Он умер в прошлом году, ему было 62 года. Супруги покупали квартиру в практически достроенном доме, заключили договор долевого участия. В конце 2013 года семья планировала справить новоселье.

Четверга, 25 июля, дольщики ждали с замиранием сердца. Решалась судьба людей, которые купили квартиры в трёх домах по улице Ядринцева: № 33, № 37 и доме без номера, так и оставшемся котлованом. Более 50 семей отдали деньги за жильё в этих домах, но квартиры до сих пор не получили. В прошлом номере «Восточно-Сибирской правды» мы рассказали истории нескольких пострадавших (материал «Дольщики не в доле»).

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрел кассационную жалобу министра имущественных отношений Иркутской области. Региональный чиновник пытался опротестовать мировое соглашение. Оно регулирует порядок погашения долгов перед дольщиками и инвесторами. В дело вошёл новый инвестор, который принимает участок с недостроенными домами и обязуется рассчитаться перед людьми. Прежний застройщик остался должен несостоявшимся собственникам недвижимости около 200 миллионов рублей. Большинство захотели получить долг жильём, часть покупателей предпочли взять деньгами.

Соглашение готовилось несколько месяцев. В окончательном виде оно было утверждено 30 апреля нынешнего года в Арбитражном суде. Представители минимущества участвовали в судебном процессе, против заключения мирового соглашения не возражали. Несмотря на это, 13 мая министр направил в суд жалобу, в которой просил отменить документ. Мотивировал это необходимостью соблюдения формальных процедур. Например, в жалобе говорится о том, что текст соглашения не был направлен в правительство, под ним не были поставлены подписи. Однако суд оставил жалобу без удовлетворения. Соглашение осталось в силе. Возможно, какие-то формальности действительно были упущены. Но это не даёт повод аннулировать важный для десятков дольщиков документ, так решили судьи. Впрочем, у министра есть возможность обжаловать их решение в вышестоящей инстанции – Верховном суде.

В четверг суд рассмотрел также кассационную жалобу бывшего подрядчика строительства – ООО «СибИнвест». Руководство фирмы пыталось обжаловать определение о заключении мирового соглашения. Но также получило отказ.

История долгостроя

Эта история затянулась на 13 лет. Первую многоэтажку ООО «Торговый дом ИЗКВ» начало возводить в 2006 году. Дом № 33 с горем пополам спустя 10 лет удалось достроить. Правда, застройщик привлёк нового подрядчика – ООО «СибИнвест». Того самого, который требовал расторгнуть соглашение.

Хотя руководство конторы находится не в том положении, чтобы чего-то требовать. В 2016 году фирма должна была передать квартиры владельцам. Но вместо этого директор оформил недвижимость на организацию и открыл продажи. В итоге 17 квартир из 50 были проданы повторно, некоторые по нескольку раз. Например, квартиру Анастасии Верхотуровой махинаторы умудрились продать четырежды.

Уголовное дело по статье «Мошенничество» насчитывает восемь томов. Известны имена и фамилии людей, которые продавали чужие квартиры, ставили подписи в документах. Но, странное дело, полицейским так и не удалось установить виновных. Дело закрыто и отправлено в архив.

Люди, которые приобрели жильё в соседнем – 37-м – доме, до сих пор ждут завершения строительства. По договору застройщик обещал передать ключи от готового жилья ещё в конце 2013 года. Но работы остановились. 30 семей, отдавшие деньги за квартиры, остались ни с чем. Ещё 14 пострадавших заплатили за квартиры в доме, строительство которого дальше котлована не продвинулось.

Пострадавшие прошли все инстанции. Обращались в полицию, прокуратуру, дважды к губернатору, в приёмную «Единой России», к президенту. В июне нынешнего года выходили на митинг. Долгие годы дольщики живут в стрессе, постоянной борьбе. Из-за проблем с жильём распадаются семьи. У многих на нервной почве начались проблемы со здоровьем. Несколько человек умерли, не дождавшись заветных ключей.

Сложный, небыстрый процесс

Муж Тамары Большаковой Андрей Дмитриевич много лет проработал хирургом. В Иркутск семья переехала из Казачинско-Ленского района, там он заведовал хирургическим отделением, работал главным врачом больницы. Тамара работала в торговле, была начальником ОРСа. После распада Советского Союза вела своё дело.

В областном центре супруги продали квартиру в Рабочем, вложили деньги в новостройку и стали ждать новоселья. Полностью рассчитались за жильё в 2013 году. «Недалеко от дома, где мы купили квартиру, у меня был продуктовый магазин «Катюша». Думала, как мне будет удобно управлять магазином рядом с домом, – рассказывает Тамара. – Когда стало понятно, что застройщик не выполнил обещание, я вынуждена была срочно продать бизнес. Конечно, это решение мне было тяжело принять. Но пришлось, что поделаешь… Купили квартиру неподалёку от нашего долгостроя. Не оставаться же нам на улице!»

Окна квартиры Тамары как раз выходят на недостроенный дом. Из кухни видна «коробка» без крыши. Тамара держится, старается не унывать. «За эти годы мы пережили многое. Я расстраивалась, плакала, было всё. И с Афанасьевым (руководитель компании-застройщика. – Ред.) ругалась, – делится женщина. – Потом взяла себя в руки. Поняла: умер муж, если и я умру, разве кому-то от этого будет лучше. Надо жить дальше». Вот только сложно прожить на одну пенсию. Ведь из-за долгостроя Тамара лишилась основного дохода.

Женщина верит, что скоро переедет в свою квартиру. Сейчас, когда очередная инстанция суда оставила в силе мировое соглашение, её вера становится сильнее. Арбитражный управляющий Александр Шерстянников считает, что у дольщиков есть все шансы получить квартиры. Позади долгий путь урегулирований.

Дело существенно осложнялось тем, что дома возводили на территории военного городка ИВАТУ. Земля принадлежала Министерству обороны России и была передана застройщику в аренду. А в последнее время срок аренды и вовсе вышел. «Изначально я не видел другой возможности решения вопроса, кроме как вести переговоры и добиваться, чтобы Министерство обороны передало участок в собственность Иркутской области, – объясняет управляющий. – Взаимодействие с федеральным ведомством – сложный, небыстрый процесс. В итоге нам удалось добиться передачи земли».

Ещё одна сложность, по словам специалиста, заключалась в том, что разрешение на строительство домов было получено в 2006 году. Значит, договоры долевого участия не подлежали регистрации. Поэтому у подрядчика была возможность повторно продавать квартиры. Некоторые вкладчики даже не смогли получить статус дольщиков.

Александр Шерстянников говорит, что в мировом соглашении учтены интересы всех пострадавших. Новый инвестор должен погасить задолженность перед всеми вкладчиками. И перед теми, чьи квартиры остались недостроенными. И перед теми, чьё жильё продали по второму и третьему кругу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры