издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Укоротили «тёщин язык»

Дорогу пустили в обход извилистого участка Култукского тракта

Обход одного из самых трудных участков Култукского тракта открыли для транспорта в минувшую пятницу. Теперь водителям не придётся преодолевать «тёщин язык» на 53-м километре и другие крутые повороты, между которыми чередуются подъёмы и спуски. В результате не только снижается риск возникновения аварий, но и существенно увеличивается пропускная способность этого участка федеральной автомобильной трассы «Байкал». Дорожники тем временем начинают строить тракт в обход посёлков Чистые Ключи и Моты в Шелеховском районе, а в 2024 году планируют приступить к обходу серпантина под Култуком.

«Левый восемь, закрытый, вниз, не срезать!» – пытаясь разнообразить ночную поездку из Глубокой в Иркутск по Култукскому тракту, пытаюсь представить, как раллийный штурман обозначил бы предстоящий поворот, и на мгновение отвлекаюсь от спидометра. Зря: после слабого снегопада, закончившегося пару часов назад, несколько километров в час оказываются лишними, и переднеприводный «кореец» норовит сместиться на обочину. Резко нажимаю педаль тормоза и тут же отпускаю – машина, чуть вильнув задком, ввинчивается в поворот.

Подобные истории про «тёщин язык» – шпильку на 53-м километре Култукского тракта, где дорога разворачивается почти на 180 градусов, – наверняка найдутся в арсенале многих водителей. «Мне самому довелось как-то, возвращаясь из Байкальска, мягко и нежно, но всё-таки соскользнуть в кювет встречной полосы. Слава богу, тогда всё обошлось», – вспоминает председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. Дело происходит за несколько минут до того, как машины пустят по новому участку трассы, который проложен в обход опасных поворотов. Теперь длинная прямая перетекает в пару плавных изгибов, в подъём идут два ряда вместо одного – практически идеал с точки зрения безопасности.

Минус три километра

Строить новый участок Култукского тракта, который является частью федеральной автодороги Р-258 «Байкал», начали в 2018 году. «Мы проходили горный участок, пришлось взрывать горные породы, – рассказывает журналистам начальник Управления автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства Николай Рейнет. – Порядка 1,7 миллиона кубометров взорвали и переместили в насыпь. Скажу для примера, что глубина выемки достигает 40 метров, а высота самой высокой насыпи – 26 метров. Эту работу выполнили для того, чтобы уйти от ненормативных спусков и подъёмов».

При этом удалось срезать путь – старый извилистый участок тянулся более 12 км, протяжённость нового – 9,7 км. Его прокладывали более 300 человек и 100 дорожно-строительных машин, работали два асфальтобетонных завода. С учётом интенсивного движения грузовиков при укладке полотна использовали особо прочные материалы. В основании дорожной одежды – крупнозернистый пористый бетон. На него уложили два слоя покрытия, верхний из которых – из щебёночно-мастичного асфальтобетона. Там, где это требовалось, дорогу оградили 11,2 км отбойника, для пропуска дождей и паводков уложили 15 водопропускных труб. Дорога, построенная в сложных условиях, обошлась почти в 2,5 млрд рублей. Финансирование – из федерального бюджета.

«Ликвидирован в хорошем смысле слова»

Работы завершились точно в срок. Два года назад, когда их детально планировали, никто не мог предугадать, какой будет погода 28 августа 2020 года. Даже однодневный прогноз предупреждал лишь о кратковременном дожде. Однако взвесь, в Иркутске вызывающая разве что лёгкое раздражение, на плоскогорье в 200 метрах выше превращается в настоящий ливень, от которого не спасают ни зонтик, ни дождевик. До того как завершится торжественная церемония, на какое-то время укрыться от него можно разве что в палатке с информационными стендами, которая не вмещает всех желающих.

Спасение для высокопоставленных гостей – крытая сцена, по краям которой установлены колонки. «Что даёт эта дорога? – обращается с неё к собравшимся временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев. – Мы увеличиваем интенсивность движения, грузовые и пассажирские перевозки. Мы понимаем, что в рамках развития можем использовать этот участок как безопасный. Со стороны правительства Иркутской области мы заинтересованы в том, чтобы движение по дорогам региона в дальнейшем становилось всё более безопасным».

Возможно, «тёщин язык» и прилегающие к нему повороты со спусками и подъёмами не удерживали пальму первенства по части аварий. Если посмотреть новости за последние два года, то большинство дорожно-транспортных происшествий случается на серпантине возле Култука и на участке в районе Глубокой. Последний, кстати, есть в перечне мест концентрации ДТП на официальном сайте Госавтоинспекции. Или, если полностью, Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России.

Если отбросить статистику, согласно которой в последнее время на этом участке не регистрировали аварии, он всё равно оставался одним из самых трудных для местных и транзитных водителей. Особенно для тех, кто управляет грузовиками, не без труда одолевающими подъёмы и узкие повороты. И водители легковушек, потратившие немало времени и нервов в неорганизованных колоннах позади многотонных фур, явно вздохнули с облегчением, после того как транспорт пустили по новой дороге.

– Ликвидирован в хорошем смысле слова самый известный дорожно-ландшафтный «природный» памятник Иркутской области, – замечает Александр Ведерников. – Не одно поколение водителей помнит, что в зимнее время «тёщин язык» до добра не доведёт.

– Но наши дети уже будут забывать само это словосочетание, – продолжает депутат Государственной Думы Сергей Тен. – Потому что сегодня мы вводим в строй обход одного из, наверное, самых аварийно-опасных участков на всём протяжении федерального автомобильного транспортного коридора от Владивостока до Москвы.

Моты следом, затем Култук

После этого Кобзев и Рейнет переворачивают временный знак, установленный на развилке со старой дорогой: на смену «кирпичу» приходит надпись «Проезд открыт». Первой трогается колонна машин подрядчиков – синих, малиновых и оранжевых самосвалов с логотипами АО «Труд» и ООО «ЗБСМК МК-162». Следом проезжают дальнобойщики. На фурах номера Иркутской и Ростовской областей, Москвы и Татарстана. Проходит несколько минут, и по дороге движется обычный поток транспорта, не слишком плотный в такое время и в такую погоду. Старая трасса пустеет – в течение месяца там снимут асфальт и высадят деревья. Так что окончательно строительство новой дороги должно завершиться к 30 сентября. Её пропускная способность при этом увеличится с 6 до 14 тысяч машин в сутки.

«Для правительства Иркутской области первоочередная задача – это строительство и реконструкция автомобильных дорог, развитие транспортной инфраструктуры, – заключает Кобзев. – Сегодня я понимаю, что ликвидирован один из самых опасных участков дороги, и за это благодарен всем строителям, проектировщикам и подрядчикам. Но это только начало. У Росавтодора идут масштабные проекты, и правительство Иркутской области заинтересовано в работе с ним, правительством и Министерством транспорта России». В сентябре в регион приедет вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительство, и проведёт совещание, на котором обсудят перспективы развития дорожной отрасли на ближайшие пять лет. Тем временем Упрдор «Прибайкалье» приступает к реконструкции ещё одного участка Култукского тракта. До 2024 года будет проложен новый участок трассы длиной 19,2 км от объездной Иркутска с обходом посёлков Чистые Ключи и Моты. После этого дорожники планируют взяться за серпантин под Култуком.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры