издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В ручном режиме

Экзамены на водительские права усложняют ради безопасности на дорогах

Правила сдачи экзамена на водительские права изменятся с 1 апреля 2021 года. Из его программы исключат проверку начальных навыков на автодроме, а оценивать их выполнение в городе наравне с умением соблюдать правила и ориентироваться в дорожной обстановке будет непосредственно инспектор ГИБДД, который займёт место инструктора автошколы за дублирующими педалями на переднем пассажирском сиденье. Не пристёгнутый ремень безопасности, использование мобильного телефона за рулём, подсказки со стороны и наезд на бордюр теперь будут означать, что экзамен не сдан. В УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области считают, что на первых порах это приведёт к увеличению числа тех, кто его провалил. И добавляют: уровень сложности увеличивают для повышения качества подготовки водителей и снижения количества аварий, в 10% из которых виноваты новички.

Выпускниками более чем 120 автошкол в Иркутской области ежегодно становятся около 15 тыс. человек, которые сдают экзамены на права всех категорий. При этом каждый год виновниками около 10% дорожно-транспортных происшествий в регионе становятся молодые водители. Иными словами, те, чей стаж не превышает двух лет. Цифры могут колебаться в ту или иную сторону: в 2019 году они составляли 11%, в январе-феврале 2021 года по вине неопытных водителей произошло 20 из 335 учтённых в статистике ДТП, то есть чуть менее 6%. Однако средний показатель остаётся неизменным. «Сказать, что [молодые водители] постоянно сознательно грубо нарушают, нельзя, потому что [чаще всего] к авариям приводят такие нарушения, как неправильный выбор дистанции и скоростного режима, а это вещи, которые приходят только с опытом, – отметил начальник Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Иркутской области Григорий Крепель. – Но все должны понимать, что водителей со стажем значительно больше. Поэтому есть проблема с качеством подготовки водителей, и её надо решать. Чтобы повлиять на эту составляющую безопасности дорожного движения, с 1 апреля вступают в силу новые правила приёма практических экзаменов на получение водительского удостоверения».

Нововведения продиктованы федеральным проектом «Безопасность дорожного движения», который является составной частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его единственная цель – снизить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях с 13 человек на 100 тысяч населения в 2017 году до 4 в 2024-м. Один из способов её достижения заключается, согласно документу, в повышении «требований к уровню профессиональной подготовки» шофёров. «Это в первую очередь касается не коммерческих перевозок, там водители по определению профессионалы, но и всех нас, тех, кто как физическое лицо управляет транспортным средством, в том числе частным», – подчеркнул Крепель.

Враги курсанта: бордюр, мобильник и ремень

Одно из главных изменений заключается в том, что экзамен теперь будет разделён на теоретическую и практическую части. Проверка «первоначальных навыков управления транспортным средством» – проще говоря, упражнения на автодроме – из программы исключена. Теперь параллельную парковку, движение задним ходом, разворот и тому подобное придётся выполнять в городе. «Есть некоторые нюансы, о которых сейчас рано говорить: нужно наработать практику, – сказал начальник областного Управления ГИБДД. – Это касается некоторых практических упражнений, которые не позволяют выполнить интенсивность дорожного движения или особенности дорожной сети в конкретном городе или посёлке». Точно так же ещё предстоит утвердить предварительно разработанные маршруты для сдачи экзаменов. В Иркутске их, к примеру, будет 26. «В настоящее время маршруты дорабатываются, мы их оцениваем, – рассказывает заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Артём Соловьёв. – Отдельной разметки или мест не будет – маршруты разработаны по существующей улично-дорожной сети. Какие упражнения необходимо выполнить кандидатам в водители, они все будут в них входить». Тем не менее во имя безопасности специалисты проложили маршруты в обход самых загруженных улиц города.

Перечень навыков, которые будут проверять у сдающих на автомобильные права, состоит из 19 пунктов: от остановки и начала движения на подъёме и спуске, левых и правых поворотов, торможения и остановки на разных скоростях, «гаража» и параллельной парковки до проезда перекрёстков и пешеходных переходов, перестроения и обгона или опережения. В их число входят специфические упражнения для кандидатов в водители автобусов (остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров) и грузовиков (прямолинейное движение задним ходом и парковка на погрузочной эстакаде, а также сцепление и расцепление прицепа с тягачом). В действующий список для мотоциклистов добавили «управление на малой скорости в габаритном коридоре» – «восьмёрке», обозначенной конусами. Для тех, кто получает права на трициклы и квадроциклы, – торможение, в том числе экстренное.

Ещё одно нововведение – принимать экзамен будет непосредственно инспектор ГИБДД. Вместо инструктора автошколы именно он будет сидеть на переднем пассажирском сиденье машины и в случае необходимости сможет вмешиваться в управление. При его вмешательстве, как это было и раньше, экзамен будет автоматически считаться проваленным. В свою очередь, перечень грубых нарушений, ведущих к тем же последствиям, был расширен. К нему добавили не пристёгнутый ремень безопасности, который раньше считался средней ошибкой, использование мобильного телефона и подсказки других лиц во время движения, наезд на бордюр или препятствие.

Внесены и поправки, касающиеся формальных процедур. Например, при обращении в аттестационное подразделение ГИБДД достаточно будет предоставить комплект необходимых для сдачи экзамена документов, а соответствующее заявление оформит инспектор. Это сделано во избежание ошибок или опечаток. Регламентировано и аннулирование результатов экзамена. Курсант, не согласный с ним, может подать жалобу, которую рассмотрит комиссия минимум из трёх человек. Она будет оценивать действия кандидата в водители и экзаменатора.

«Нужно задуматься представителям школ»

«На первый взгляд, кому-то покажется, что экзамен усложнился, – добавил Крепель. – Однако, если внимательно читать регламент, все должны понимать, что, когда мы убираем один этап, сама процедура на треть упрощается. Что касается непосредственно сложности сдачи экзамена, здесь возникают некоторые вопросы. Об этом, конечно, нужно задуматься представителям школ, которые готовят кандидатов в водители». Поэтому в ближайшее время с директорами и инструкторами автошкол планируют провести серию семинаров и рабочих встреч, чтобы разобраться в тонкостях применения нового регламента на практике. Однако в инспекции по безопасности дорожного движения ожидают, что на первых порах количество тех, кто не смог сдать экзамен, увеличится. Такое уже бывало, когда в правила дорожного движения и прочие регламенты вносили существенные изменения.

«Я думаю, что это не последняя поправка [в правилах сдачи экзамена на права], потому что на сегодняшний день уровень аварийности у нас слишком высокий, и есть резервы, чтобы сохранить жизнь человеку, – предположил Крепель. – Мы не говорим о тех людях, которые сознательно нарушают, – это отдельная тема для разговора, тут есть другие рычаги воздействия. Когда же человек в силу своей неопытности совершает ДТП, я считаю, это недопустимо. Поэтому нужно [качественно] готовить водителей». Глава областного Управления ГИБДД ссылается на опыт зарубежных стран, где экзаменационные правила строже российских, а практическому обучению уделяют больше внимания.

В Германии, к примеру, на езду с инструктором отводится не менее 20 часов, четыре из которых нужно обязательно отъездить в тёмное время суток, ещё четыре – по автобану. Степень готовности к экзамену при этом определяет инструктор, руководствуясь не столько формальными критериями вроде количества занятий, сколько собственным опытом. В Финляндии – родине семи из двадцати чемпионов мира по ралли – в программу подготовки водителей обязательно входят занятия зимой и курсы контраварийного и экстремального вождения. «Там долгое время ездят по городу, – заключил начальник УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области. – Причём это, скажем, не в Качуге сдавать экзамен. Пусть меня простят жители Качугского района, но условия движения разные, и если водитель, тем более молодой, который сдал там экзамен, приезжает в Иркутск, для него это стресс просто. Не должно быть этого стресса, человек должен уверенно управлять автомобилем и знать, где и когда остановиться, как перестроиться и так далее».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры