издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Страховки «не пропали»

Вопреки угрозам закрыться офисы «Колымской» продолжают работать и после 20 августа

Иркутянин Александр Бредицкий сомневался больше двух месяцев и на прошлой неделе всё-таки подписал документы, которые ему предложила страховая компания «Колымская». Страховщик заявил, что добровольно прекращает работу, и попросил клиентов до 20 августа расторгнуть договоры ритуального страхования. Александр Петрович, как и тысячи других страхователей, не собирался отказываться от страховки, рассчитывал: когда настанет его время, детям не придётся тратиться, всё будет оплачено. В июне, июле и августе сотрудники «Колымской» по телефонам и в офисе убеждали людей, что, если срочно не отказаться от полиса, он «пропадёт». Многие поверили и написали заявления о том, что добровольно расторгают договор и претензий к страховщику не имеют.

О том, что с его страховкой не всё в порядке, 74-летний Бредицкий заподозрил, когда в июне пришёл в офис «Колымской» платить очередной взнос по страховке. Он увидел, что там собралось непривычно много народа. В тот день люди начали толпиться у входа с самого открытия. Были слышны разговоры о том, что нужно переоформлять какие-то договоры.

Напомним, в начале июня «Колымская» объявила, что добровольно прекращает работу. Такое сообщение появилось на сайте, на страницах страховщика в социальных сетях и в иркутских газетах. Клиентам предложили расторгнуть договоры «по соглашению сторон». По закону страховщик не может отказаться от своих обязательств. Тогда руководство компании предложило своим клиентам (большая часть из них пенсионеры), ничего не объясняя, добровольно прекратить отношения со страховщиком. По информации с сайта «Колымской», до объявления о прекращении работы у компании было 180 тысяч действующих договоров, основная часть из них – страхование на случай смерти. Сотрудники называли крайнюю дату, до которой все клиенты должны подписать комплект документов, подготовленный компанией, – 20 августа. «Все должны успеть. Если кто-то не расторгнет договор, страховка пропадёт», – объясняла по телефону сотрудница «Колымской» в начале августа.

Страховщик сообщил также, что полисы страхования от несчастного случая и болезней, добровольного медицинского страхования будут переданы другой страховой компании и продолжат действовать. По заявлению страховщика, все договоры ритуального страхования должны быть расторгнуты. Причём инициаторами разрыва отношений должны быть сами клиенты.

Людям предложили два варианта. Первый – расторгнуть договор и забрать часть выплаченных денег. Суммы у всех разные, но в среднем это 30% от страхового взноса. Второй вариант – расторгнуть договор и перевести деньги на счёт нового договора с другой компанией «Колымская». Она называется так же, как и прежняя. У компании тот же учредитель – Григорий Лесков. И зарегистрирована она в том же Хабаровске.

Из страховой компании «Колымская» с уставным капиталом 472 миллиона рублей руководство предлагает перейти в сервисную компанию «Колымская» с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Плюс к этому в новый договор засчитываются не все выплаченные деньги. Некоторым клиентам предлагают доплатить до 50 тысяч рублей. При том, что полный договор стоит 66 тысяч.

Сотрудники компании ничего не объясняли. Что произошло? Почему надо расторгать договоры? Что будет после 20 августа? Что значат слова «страховка пропадёт»? Люди не могли получить ответы на свои вопросы. К окошкам сотрудников «Колымской» образовались большие очереди. Люди стояли часами, многие приходили по нескольку раз, так как не могли добиться внятных ответов от сотрудников.

По телефонам компании дозвониться было невозможно, отвечал автоответчик. Если сотрудник брал трубку, он повторял одни и те же фразы про 20 августа, когда компания закончит работу, и два варианта, из которых нужно выбрать клиенту. Компания спровоцировала ажиотаж. Во время пандемии сотни людей старшего поколения оказывались в замкнутом пространстве. У многих повышалось давление, им становилось плохо от духоты и стресса.

«Пока я сидел в очереди, наблюдал, как работают сотрудники. Периодически по залу проходит женщина, интересуется. Выглядит она как начальница. На самом деле – нет, это обычный работник компании. К тем сотрудникам, у кого приём проходит гладко, она не подходит. Помогает успокоить недовольных клиентов, – рассказывает сын Александра Бредицкого Альберт. – Если человек возмущается, что по новому договору он должен доплатить 40 тысяч, его уговаривают, что не всю сумму надо будет отдать сразу. Можно выплачивать постепенно, но с процентами. Если кто-то всё равно не соглашался, громко выражал недовольство, ему уменьшали сумму, переделывали договор».

Президент Иркутской областной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев говорит, что сотрудники действуют в зависимости от обстоятельств. Были случаи, когда увеличивали выкупную сумму в договоре, если человек возмущался, громко требовал своего. В других случаях «дожимали» клиентов c помощью окриков. «Одной женщине сказали: «Вы что, не понимаете?! Компания закрывается!» И отобрали полис. Она всё подписала», – говорит Низовцев.

Александр Бредицкий сходил на приём в июле, получил документы. Но решение принимать не стал. Он заключил договор в марте 2020 года. К лету 2021-го выплатил 43 тысячи. Компания предложила вернуть ему 32 из них. «На наш вопрос, где остальные 11 тысяч рублей, ответа не получили», – рассказывает Альберт.

Его отец направил в адрес компании претензию, в которой заявил, что его не устраивают предлагаемые компанией условия. Он против расторжения договора и требует передать его полис другому страховщику, который сможет выполнить обязательства. Через пять дней пришёл ответ, в котором директор иркутского филиала «Колымской» Нечаева напомнила, что компания сделала Бредицкому предложение. Принимать его или нет, он должен решить сам.

Александр Бредицкий ждал до последнего, следил за новостями о «Колымской». Но за несколько дней до часа Х, обозначенного компанией, всё-таки подписал документы. Расторг договор со страховой компанией и заключил с ООО «Колымская». Доплата – 17 тысяч рублей, выплачивать будет с пенсии каждый месяц по тысяче. «Может, я раньше уйду. Может, эта компания распадётся. Кто знает?» – рассуждает Александр Петрович.

«Я советовал отцу забрать деньги. Он пришёл из офиса и рассказал, что в итоге подписал договор с ООО. Я не могу осуждать за это своего отца. Нас, детей, в семье трое. Если потребуется, справимся и без страховки. Для нас главное, чтобы отец не переживал», – говорит Альберт.

Мы позвонили в иркутские офисы «Колымской». По телефону на Карла Либкнехта ответил автоответчик. Сотрудница офиса на Гоголя, которая ответила на звонок в субботу, 21 августа, сказала, что как минимум до 27 августа будут работать оба иркутских офиса. Возможно, и после этого сотрудники продолжат приём. Как видим, компания вопреки угрозам работает. После 20 августа страховки «не пропали», как это обещали работники «Колымской».

Мы обратились в компанию «Спас», которая предоставляет ритуальные услуги по страховкам «Колымской». Там подтвердили, что полисы действительны, «Спас» продолжает работу со страховщиком.

Объявление «Колымской» и, как следствие, толпы её клиентов в офисах – сейчас это всё, что говорит о прекращении деятельности страховщика. Компания продолжает работать. Центробанк не сообщает об отзыве лицензии или о том, что у страховщика есть проблемы.

Виктор Низовцев рассказал, что по его заявлению и по обращениям клиентов «Колымской» прокуратура и Роспотребнадзор сейчас проводят проверки. Результаты будут известны в сентябре-октябре.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры