издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От жизни собачьей

В Законодательном Собрании обсудили проблему обращения с безнадзорными животными

Расходы бюджета Иркутской области на обращение с бродячими животными растут, тогда как их численность сокращается. Однако для эффективного решения этой проблемы необходимо шире привлекать некоммерческие организации и частные приюты. Нужна также инициатива со стороны федерального центра: значительная часть поправок, которые вносятся в законодательство, касающееся обращения с животными, относятся исключительно к его компетенции. Это констатировали участники депутатского часа, состоявшегося в ходе сессии Законодательного Собрания Иркутской области 17 ноября.

Количество безнадзорных животных в Иркутской области за год сократилось на одну седьмую. Если 30 июня 2020 года в регионе насчитывалось чуть более 18,1 тыс. уличных кошек и собак, то через год – уже 15,5 тысячи. Такие данные привёл руководитель Службы ветеринарии – главный государственный инспектор Иркутской области в области обращения с животными Сергей Шевченко, выступая на сессии Законодательного Собрания региона. Они получены по итогам визуального подсчёта. Его проводят в течение первого полугодия. Методика проста: населённые пункты разбивают на отдельные участки, на которых представители областной службы работают вместе со специалистами местных администраций, подсчитывают животных, впоследствии полученные цифры суммируют.

При том, что численность безнадзорных собак и кошек снижается, расходы на обращение с ними растут. В областной казне на субвенции местным бюджетам предусмотрено 67,7 млн рублей – на 18,2% больше, чем было в 2020 году. На следующий год закладывают 89,3 млн рублей. «Это в полном объёме обеспечивает мероприятия в отношении собак и кошек без владельцев, учтённых по данным проведённого в 2021 году мониторинга», – подчеркнул Шевченко. В 2023 и 2024 годах областные власти планируют предусмотреть в бюджете сопоставимые суммы.

Пока муниципалитетам перечислили 52,3 млн рублей. Местные администрации в 40 территориях, в свою очередь, заключили 81 муниципальный контракт, из которых 31 уже исполнен. По ним, а также в рамках переданных с областного уровня полномочий отловили, вакцинировали от бешенства и стерилизовали 5023 животных, 1737 из них пристроили или передали новым хозяевам. При этом муниципальным властям рекомендовали платить исполнителям не за количество отловленных животных, а за проведённые с ними мероприятия – отлов, транспортировку, клинический осмотр, маркировку, неотложную ветеринарную помощь, если она требуется, стерилизацию и выпуск на волю. Стоимость контрактов при этом формируют, исходя из коммерческих предложений от тех, кто занимается обращением с бездомными кошками и собаками, а не на основе усреднённых твёрдых расценок. Такой подход поддержали Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, региональное министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок и областная прокуратура.

Помощь зала

Несмотря на увеличение финансирования, одних усилий со стороны государства и органов местного самоуправления для эффективного решения проблемы недостаточно. Это признано в концепции создания сети приютов для содержания животных без владельцев в Иркутской области, которую региональное правительство утвердило 1 июля 2021 года. Её конечная цель – сокращение числа бездомных собак и кошек. Средство достижения – формирование сети государственных и частных приютов. Государственные однако обходятся дорого: в Службе ветеринарии подсчитали, что в 2020 году, ещё до подорожания стройматериалов, создание трёх приютов с нуля обошлось бы минимум в 90 млн рублей, а ежегодные расходы на их содержание и эксплуатацию составили бы ещё 60 млн рублей. И это не считая финансирования мероприятий по обращению с безнадзорными животными.

Привлекать негосударственные юридические лица и некоммерческие организации в таких условиях выглядит более разумным решением. «Развитие системы приютов, принадлежащих НКО, позволит решить острые проблемы, связанные с обращениями граждан по отлову безнадзорных животных, и сохранить благоприятную эпизоотическую обстановку на территории региона, – заметил руководитель областной Службы ветеринарии. – Это также позволит снять вопросы со стороны общественных организаций касательно обращения с животными».

Для поддержки НКО, работающих в этой сфере, правительство Иркутской области предусмотрело гранты из регионального бюджета. Порядок их предоставления прописали в постановлении, вышедшем 30 июля. Деньги дают на приобретение модульных зданий и ветеринарного оборудования, материалов для строительства вольеров и ограждений, монтаж и замену электрических сетей и трансформаторных подстанций, бурение скважин и обеспечение водой, покупку оборудования для отлова животных и машин для их транспортировки. Максимальный размер гранта – 3,8 млн рублей. На их предоставление в областной бюджет 2021 года заложили 19 млн рублей.

Пока грант дали только одной организации – обществу защиты животных «Надежда» из Усолья-Сибирского. В сентябрьском конкурсе, где оно победило, также участвовали НКО из Ангарска, Нижнеудинска и Усть-Кута, однако они не соответствовали требованиям, среди которых значатся наличие в течение трёх лет собственной или арендованной земли, отведённой для ветеринарного обслуживания или приютов для животных, опыт работы в своей области не менее года, постановка на учёт в налоговой и отсутствие задолженности по налогам. «Главная проблема, мешающая некоммерческим организациям участвовать в конкурсе, – или земельный участок отсутствует, или вид его разрешённого использования не соответствует требованиям, – констатировал Шевченко. – Главам муниципальных образований на совещаниях у губернатора неоднократно рекомендовали оказывать содействие НКО в предоставлении земельных участков, однако те испытывают трудности с этим, в том числе в Иркутске, Братске и Ангарске. Одновременно земельные вопросы успешно решаются в Усолье-Сибирском, Саянске, Нижнеудинске и Усть-Куте». Как бы то ни было, в ноябре состоится ещё один конкурс на распределение грантов для приютов.

Мяч на федеральной стороне

«Хочу обратить внимание: в 2020 году в Иркутске отловлены 1838 животных, в 2021 году по муниципальным контрактам – 1150, по коммерческим договорам – 230, плюс работа волонтёров и зоозащитников, даже падёж учтён, – отметила заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Лариса Егорова. – Получается, что в 2021 году всех собак в Иркутске, которые были посчитаны и учтены в контрактах, отловили. При этом меньше их в городе не стало. Может, мы неправильно их считаем или контролируем?» Причиной может быть и то, что программа ОСВВ – отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска обратно в среду обитания – не даёт максимального эффекта. По словам Шевченко, для достижения значимого результата – сокращения численности бездомных животных более чем наполовину – должно пройти не меньше четырёх лет.

Это доказывает пример Нижегородской области. Там аналогичную программу начали реализовывать в 2014 году. «Первые три года наблюдались стагнация популяции и даже увеличение численности животных без владельцев, – прокомментировал председатель комитета ветеринарии Нижегородской области Михаил Курюмов. – Впоследствии ситуация стабилизировалось и их количество значительно сократилось». Если в 2014 году в регионе насчитывалось 10,2 тыс. уличных животных, а в 2016-м – почти 15,3 тысячи, то к 2020 году популяция уменьшилась до 3608 особей. Их всех отловили, большую часть – 3107 кошек и собак – после вакцинации и стерилизации вернули в среду обитания, а 736 животных, в том числе «потеряшек» предыдущих лет, возвратили владельцам. В 2021 году запланирован отлов 3175 животных. На это в бюджете региона, население которого на треть превосходит численность жителей Иркутской область, предусмотрено 26,7 млн рублей.

При этом в Нижегородской области есть и общие для всей России проблемы. Строительство приютов здесь также требует значительных расходов. Одной из серьёзных проблем является запрет на повторный отлов кошек и собак, что не позволяет проводить ревакцинацию против бешенства. Кроме того, Курюмов обратил внимание на то, что в Кодексе об административных правонарушениях РФ до сих пор не прописана ответственность за несоблюдение Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», принятого в конце 2018 года. На уровне Федерации нет и общей методики, по которой проводится мониторинг численности бродячих собак и кошек, поэтому в Нижегородской области используют математические модели, а в Приангарье – визуальный подсчёт.

«Регулировать численность животных без владельцев можно путём принятия на федеральном уровне нормативно-правового акта об обязательной стерилизации, – сказал председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Роман Габов, обращаясь к главе региональной Службы ветеринарии. – В рамках опережающего правового регулирования на уровне области планируются какие-то шаги в этом направлении?» Такую возможность профильные региональные ведомства обсуждали неоднократно, однако принять соответствующий закон или постановление могут федеральные власти, поскольку это подразумевает ограничение прав граждан – владельцев кошек и собак. «Такой документ разрабатывается в федеральном центре, это указано в поручениях президента, – сообщил Шевченко. – Думаю, так или иначе он выйдет».подроб

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры