издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Историческая ценность

В Думе Иркутска задумались над привлечением инвесторов к массовой реставрации памятников архитектуры

Расселить, подвести инженерные сети, выставить на торги и привлечь инвестора для реставрации. Такая идея о том, как решить проблему с восстановлением памятников архитектуры в центре Иркутска, прозвучала на депутатских слушаниях в Думе города, состоявшихся 24 ноября. Их участники констатировали: для реставрации исторической застройки нужно использовать все существующие государственные механизмы, но массовой она может стать только с привлечением частного капитала.

Иркутск претендует на инфраструктурный бюджетный кредит в размере 129,1 млн рублей. Из федеральной казны планирует получить 127,8 млн рублей. Деньги, которые будут поступать через региональные ведомства, разделены на два транша: 63,5 млн рублей по линии министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области предназначены для проектирования, строительства, реконструкции и технического перевооружения 10 участков инженерных сетей в центре города, ещё около 64 млн рублей в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» пойдут на ремонтные работы на десяти улицах.

Как сообщила исполняющая обязанности мэра – председатель комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Татьяна Макарычева, заявка на получение кредита, которую подало областное правительство, прошла согласование с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и практически согласована с Министерством финансов РФ. Итоги конкурсного отбора на распределение кредитов станут известны в первой декаде декабря. «Запас устойчивости у нас хороший, пока планируем, что всё будет хорошо», – подчеркнула Макарычева.

Стеклянный и (или) деревянный

За счёт бюджетного кредита планируют спроектировать и построить инженерную инфраструктуру для «Иркутских кварталов» – территории площадью 73 га, ограниченной улицами Седова, Тимирязева, Карла Либкнехта, Горной, Подгорной (до границы с историко-мемориальным комплексом «Иерусалимская гора») и Коммунаров. То есть 11 кварталов. Это лишь малая часть исторического центра Иркутска, по которому разбросаны возрастные дома, до сих пор не подключённые к современной инфраструктуре. По данным из реестров, опубликованных на сайте областной Службы по охране объектов культурного наследия, за исключением церквей, мечети, синагоги и костёла в городе насчитывается 502 архитектурных памятника федерального, регионального и местного значения, а также 436 вновь выявленных объектов. Отдельных зданий с таким статусом несколько больше: застройка улиц Карла Маркса и Урицкого, пять казарм и жилых домов Военного ведомства на Советской и несколько усадеб со всеми надворными постройками считаются едиными ансамблями.

– Проблема очень большая, – констатировал заместитель председателя Думы Иркутска Сергей Юдин. – В первой её части стоят люди, которые проживают в этих домах, где нет ни [централизованного] водоснабжения, ни водоотведения, ни отопления. Конечно, каждый пытается всеми правдами и неправдами то сети провести, то подключать квартиры, но это делается настолько по-дилетантски и по-партизански, что, как правило, эти санитарные инженерные сооружения не работают, всё уходит в грунт и ни о какой экологии речь не идёт. Вторая часть проблемы – в том, что нам надо определить, каким мы хотим видеть и предложить бизнесу и жителям центр города.

Концепция, которую планировали рассмотреть на депутатских слушаниях, предполагает расселение неблагоустроенных жилых домов, формирующих облик центральной исторической части города, с их последующей реставрацией. Заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов, в свою очередь, напомнил о поручении губернатора Иркутской области Игоря Кобзева оптимизировать перечень памятников и вновь выявленных объектов культурного наследия. «Последние по итогам научной работы надо либо поставить в определённую категорию охраны, либо вывести из-под неё, – отметил чиновник. – Если оптимизируем количество объектов, сократятся зоны охраны и можно будет ставить новые дома, создавая комфортные условия для жителей, но не нарушая при этом среду застройки, не допуская того, чтобы стеклянные здания стояли рядом с деревянными».

«Совсем другие деньги»

При этом остаётся проблема стоимости реставрации. Одно здание обходится в 25–40 млн рублей. Собрать такие деньги за счёт взносов на капремонт, как предложили некоторые депутаты, попросту невозможно. К тому же Фонд капитального ремонта работает с домами, в которых насчитывается не менее восьми квартир, так что памятники в большинстве своём в его программы не попадают. «Признание жилья аварийным – это инструмент, которым надо пользоваться», – предложил заместитель председателя Думы Иркутска Виталий Матвийчук возможную альтернативу. На это есть несколько возражений. Основное – цена вопроса. Деньги из федерального бюджета, заложенные в государственные программы РФ, выделяют, исходя из стоимости квадратного метра 52 тыс. рублей, остальное добавляют из областной и в большей степени местной казны. «Расселить сегодня условную пятиэтажку – это 80 тысяч за квадрат, – привёл простой расчёт вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников. – Расселить и потом вновь построить объект культурного наследия – это совсем другие деньги».

Во многом по этой причине в 2016 году, когда формировались региональные подпрограммы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, памятники таковым практически не признавали – не было известно, какие средства предусмотрят в государственных программах, принимаемых на федеральном уровне. «Если бы мы всё жильё начали активно ставить в категорию ветхого и аварийного, а федеральная программа не появилась бы, мы бы сейчас бюджет тратили на расселение, нас бы органы прокуратуры понудили этим заниматься, – подчеркнул Ружников. – Сейчас мы расселяем объекты, признанные аварийными до 2017 года, и будем расселять их до 2025 года. Потом пойдут объекты после 2017 года. Сейчас их жильцы встанут в очередь на 2029-й, 2030-й годы. Наверное, мы будем их расселять. Вопрос в том, когда. А им ещё в этих домах жить».

Решением по части объектов культурного наследия в 2012 году виделось создание Агентства развития памятников истории – АРПИ. Акционерному обществу, которое принадлежит городской администрации, под «опеку» передают исторические здания, а оно на конкурсной основе выбирает инвесторов, готовых их отреставрировать, и заключает с ними соответствующие договоры. Поначалу интерес со стороны частных структур казался довольно высоким. Однако за всё время существования АРПИ отреставрированы только 13 домов. Ещё 18 зданий, по информации с официального сайта компании, находятся на реставрации, по одному – дому №19 на улице Свердлова, где в 1915 году располагалась подпольная типография, – планируют провести торги.

Приманка для инвестора

«Здесь только рыночный механизм и системная работа, – констатировал Ружников. – Либо запрос федеральных средств, чтобы нам их массово предоставили и мы массово отреставрировали центр Иркутска. Но их, на наш взгляд, крайне сложно получить, потому что эти деньги не всегда получается привлечь даже там, где есть угроза жизни и здоровью граждан». Привлечение частного капитала сработало в случае 130-го квартала, но этому предшествовали бюджетные инвестиции, вложенные в том числе в инфраструктуру. Приведя этот пример, Харитонов заметил, что необходимо связать программы расселения из ветхого и аварийного жилья, инфраструктурные кредиты и возможности частного капитала.

– Мы можем привлечь инвесторов, убрав из их затрат расходы на подключение к инженерным сетям, можем обратиться в инвестиционный совет при губернаторе и в какой-то степени исключить налоговую нагрузку, – отчасти согласился председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв. – Окупаемость проектов будет иная, но мы должны понимать, что деревянное здание в окружении зданий из стекла работать не будет, поэтому нужно создавать какие-то тематические кварталы. И пока администрация не возьмёт на себя организационную нагрузку, очередь из желающих не выстроится. Другим путём мы никуда не уйдём – люди будут ссылаться на отсутствие механизмов. И так и будут деревянные нужники в центре города стоять, а вокруг дома красивые строиться, набережные и Японский квартал. Десять лет назад мы же смогли сделать 130-й квартал. И сейчас нам ничего не мешает объединить усилия, пусть на участке в десять раз меньше, и реализовать некий пилотный проект в центре города.

Идея, которую ещё предстоит доработать до полноценно функционирующего механизма, в общих чертах выглядит так: исторические дома расселяют и подводят к участку с ними коммуникации, а затем выставляют на торги под реставрацию. При этом инвестор обязан восстанавливать здание по уже готовому проекту, согласованному со всеми инстанциями. Претворят ли это начинание в жизнь или используют другие схемы, определит рабочая группа, которая подготовит концепцию восстановления и сохранения облика исторического центра Иркутска. Её решено создать по итогам слушаний.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры