Максим Девочкин: «Главное, чтобы власть слышала людей. А люди понимали, что делает власть. Тогда всё можно решить»
Три общественных пространства созданы в Свердловском округе Иркутска за последнее время. Запущена программа модернизации детских садов, идёт ремонт тротуаров и дворов. Всё это помогает делать город удобным и любимым. И тут не бывает мелочей. Депутат городской Думы Максим Девочкин говорит, что залог успеха – в сотрудничестве. Если власть и общество слышат друг друга, всё получается.
– Заканчивается строительный сезон в регионе, когда нужно было сделать многое за короткий срок. Начался новый учебный год, к которому тоже нужно было подготовиться за лето. В общем, настало время подвести промежуточные итоги. По вашей оценке, из того, что сделано в вашем округе за это время, что было самым важным?
– Я бы не стал выделять один объект или программу. По-моему, самое главное, чего нам удалось добиться, – это устойчивый тренд на сотрудничество с городской администрацией и жителями, когда все стороны слышат и уважают друг друга, работают на общий результат в одной связке. Это помогает решать все проблемы гораздо быстрее и эффективнее. Самое главное, чтобы власть слышала людей. Тогда всё можно решить.
Я стал депутатом три года назад и двадцать лет прожил в этом округе. Так вот, преобразований, которые случились за последнее время, когда в городе появилась новая администрация, мы не могли дождаться в предыдущие тридцать лет. Не скажу, что всё идёт легко. Мы где-то сильно спорим, доказываем что-то, добиваемся от исполнителей качества работ. Это тоже непросто. Но это нормальный рабочий процесс. Это споры ради результата, не ради каких-то амбиций. В итоге у нас в одном небольшом округе за три года появились три общественных пространства.
– О каких пространствах идёт речь?
– Прежде всего это Парк инициативной молодёжи. Мы полностью благоустроили три гектара заброшенной изначально территории. Там был овраг, который отсыпали, приводили в порядок участок. Получилось потрясающее пространство. В нём есть и детские площадки, и места для выгула собак, и пешеходная инфраструктура.
Сейчас идёт третий этап благоустройства – озеленение. Там отсыпают газоны, высаживают больше 120 саженцев. Появятся 20 сосен, 36 берёз, множество тополей, рябина. До конца осени будет сделан скейт-парк.
Ещё одно пространство – это улица Лермонтова. Там появилась большая пешеходная зона – сквер у бассейна «Изумруд». Он связывает частный сектор, сам бассейн «Изумруд» и новый жилой комплекс. Мне кажется, это осмысленный и грамотный подход к формированию пешеходных пространств в городе. Сквер – это не отдельная локация, а протяжённая пешеходная зона.
В прошлом году сделали смотровую площадку в округе. Идея родилась во время встреч и избирателями. Люди говорили: «Сделаешь эту площадку – проголосуем». Я пообещал сделать. Попросил архитекторов разработать концепцию, как всё буд ет выглядеть. Позже её взяли в работу. Что-то добавили, что-то убрали. Чтобы выиграть в «Народных инициативах», пришлось собирать огромное количество людей, просить их проголосовать, бороться с предубеждениями, что не получится. Итог – это победа в конкурсе, выделение денег из бюджета. Площадка готова. Не совсем в том виде, какой её задумывали, но в целом все жители довольны результатом.
– А ремонт дорог, тротуаров? Это всегда очень важно.
– Дорога по улице Профсоюзной была в ужасном состоянии. Причём её разбивали годами. Я знаю, что люди постоянно обращались в администрацию с этим вопросом. Я сразу после избрания начал добиваться того, чтобы улицу сделали. Это ещё один вопрос, который удалось сдвинуть с мёртвой точки.
В этом году не было каких-то глобальных ремонтных работ. Но было сделано множество очень важных точек, которые были похожи на хронические болячки. Например, сделан междворовой проезд на улицах Курчатова и Леси Украинки, на улице Гоголя, 43, на Лермонтова, 77, заасфальтированы арки. В частном секторе на улице Ломоносова и в переулке Короленко были сделаны участки дорог.
Отремонтированы подпорные стенки на Ивана Франко, 8, и Звездинской, 22, лестница на улице Клары Цеткин освещение на улице Грибоедова. До конца года у нас должен быть разыгран конкурс по установке освещения у хоккейного корта «Айсберг». Мы надеемся, что это будет такой подарок клубу, которому в этом году исполняется 25 лет.
В этом году мы асфальтируем тротуары на улице Курчатова. К сожалению, нет программы по асфальтированию тротуаров. Мы выбили 2,5 миллиона из «депутатского» фонда на Курчатова, но их не хватило. Начали искать другие источники. Там полностью «убитые» тротуары, нельзя оставлять их в таком состоянии. Это всем понятно. Надеюсь, у нас получится доделать улицу. Кстати, в этом году нормально идёт работа с подрядными организациями, никто не затягивает сроки. В 2023 году планируем начать процесс по капитальному ремонту улицы Терешковой на участке от Гоголя до ж/д вокзала.
– Что такое «депутатский фонд», какие средства в него попадают?
– Это те же самые деньги из бюджета, не какие-то волшебные деньги, которые нам упали на голову. Но именно у депутата появилось право их распределить, выбрать приоритеты. Просто потому, что депутат ближе к земле, ближе к людям, они сами ему расскажут, что им нужно.
Депутат получает право распределить в своём округе 10 миллионов рублей. На самом деле очень часто в округе есть множество мелких проблем, по которым жители обращаются к депутатам, в администрацию и так далее. Но их не слышат именно потому, что это вроде «мелочь». А людям это важно, это влияет на качество жизни. В одном месте уличный проезд нужно подремонтировать, в другом – лестницу отремонтировать, тротуар сделать. И эти «мелочи» очень сильно влияют на качество жизни людей. Именно через них видно, как власть относится к нуждам людей: внимательно или не очень.
Впервые мы эту практику запустили к 350-летнему юбилею города. А в этом году решили продолжить, сделать традиционной. Потому что это хороший инструмент, рабочий. Дальше есть новые наработки по разным частям округа.
– Что происходит со строительством детской поликлиники на месте бывшего кинотеатра «Чайка»?
– Относительно этой площадки было очень много споров. Долго думали, что там строить: поликлинику, молодёжный центр или что-то ещё. Но всё стало предельно ясно, когда мы собрали почти 5 тысяч подписей по трём округам. Люди высказались за строительство поликлиники в этом месте. К примеру, за строительство молодёжного центра подписей было меньше в десятки раз.
Это едва ли не первый случай за последнее время, когда вместо многоэтажной жилой застройки у нас появляется социальный объект. На сегодняшний день земельный участок освобождён от старой застройки, идёт его передача под строительство. С министерством здравоохранения готовим медико-техническое задание. После того как оно будет согласовано, можно выходить на проектирование. Скорее всего, это задача следующего года.
– Когда будет решён вопрос с больницей на улице Профсоюзной?
– Сформирован земельный участок под строительство будущей больницы. Но он имеет очень сложную форму. Для того, чтобы вписать в него новое здание, нужно снести один из старых корпусов поликлиники. А там не хватает помещений. Чтобы не потерять в качестве обслуживания пациентов, придётся перевести персонал больницы в другое помещение. Поэтому сначала нужно построить поликлинику на «Чайке», временно перевести туда персонал и направить поток пациентов. Лишь после этого можно приступать к строительству нового объекта. Иначе не получится.
Второй момент – нужно расселить деревянный жилой дом на восемь квартир. Это тоже сложный вопрос. Всё это удлиняет процесс, и тут ничего не поделаешь. Нужно двигаться планомерно. Но мы уже понимаем, что со временем получим на этой территории современный больничный комплекс.
Наверное, мы можем говорить о горизонте в 5 лет. Это реалистично. Мы все хотим услышать: «Завтра будет готово». Но давайте лучше будем радоваться, что у нас получилось сделать раньше, чем обвинять власть в том, что обещали «завтра» и обманули.
Нужно делать скидку на внешнюю повестку, конечно. Мы видим, что в целом геополитическая обстановка неспокойная. Но при всём этом хаосе Иркутская область, город Иркутск развиваются. Это важно. Нужно делать всё, что от нас зависит, искать возможности для развития, несмотря ни на что. Кроме больницы на «Чайке» в Иркутске планируется строительство ещё нескольких объектов здравоохранения. Часть мы построили или модернизировали в последние годы. Это медсанчасть ИАПО, больница № 8.
– Что делается с Лермонтовской развязкой?
– Проект по Лермонтовской развязке рассчитан на четыре года. Жители Студгородка получают прямой заезд на Академический мост. Когда он будет реализован, можно будет сразу попадать на мост, не делая крюк, как сейчас. Это самое важное. Финансирование есть, проект тоже. За четыре года мы должны получить результат. Всё идёт по плану, в штатном режиме.
Важные решения у нас приняты по школам и детским садам. Лицей ИГУ переедет в здание проектируемой школы на улице Мелентьева. А наш округ получит здание школы № 62, в котором лицей расположен сейчас. Мы начали в округе модернизацию детских садов.
Оглядываясь на то, что сделано, я даже не могу сказать, что было важнее: сдвинуть с мёртвой точки вопрос с поликлиникой на «Чайке» или построить тротуар на улице Курчатова. Важно всё. Я начинаю перед избирателями отчитываться за «Чайку», а мне говорят: «Спасибо, что у поликлиники на улице Шмидта разворот сделали». Потому что раньше выезжать с парковки поликлиники можно было, только пересекая дорогу по встречной полосе. Не было разворота. И фактически людям приходилось нарушать Правила дорожного движения. И каждый раз это был стресс. А сделать нужно было не так уж много: просто услышать людей.
– И напоследок: как вы проводите свободное время, чем увлекаетесь, где «перезаряжаете батарейки»?
– Теперь очень много времени отнимает депутатская деятельность. Фактически работа переходит в разряд увлечений.
Очень сильно драйвит, когда что-то удаётся сделать. У тебя получилось сдвинуть дело с мёртвой точки, чувствуешь колоссальный заряд энергии. Значит, ты на своём месте, всё делаешь правильно.
Но раньше я бы не задумываясь сказал, что моё увлечение – путешествия, пилотирование. Одно время я даже работал в малой авиации – пилотом вертолёта. Теперь не хватает на это времени. Но я думаю, у малой авиации большое будущее в Сибири и на Дальнем Востоке. Она будет развиваться, станет одним из элементов транспортной логистики в регионе. Расстояния у нас большие, а малая авиация включена в доставку грузов, поисково-спасательные работы, патрулирование лесов, нефте- и газопроводов, к примеру.
– У вашей семьи есть благотворительный фонд. Сейчас трудные времена для благотворительности, многие начали срезать программы.
– У нас есть благотворительный фонд, который существует на наши взносы. Есть несколько программ, по которым мы работаем. Это поддержка детей-сирот, советов ветеранов. Сейчас помогаем нашим ребятам, которые участвуют в спецоперации. Финансово, организационно – в зависимости от ситуации. Мой отец сам прошёл Афганистан, отлично понимает все потребности и трудности.
Надеюсь, этот заряд – помогать другим – перейдёт от деда к внукам, моим детям. У меня их трое, все учатся в школе. Все подростки, самый ответственный возраст. Каждому нужно внимание, каждому нужно что-то объяснить, не упустить. Но ещё лучше воспитывать на своём примере. Так что благотворительный фонд нужен прежде всего нам самим, нашим детям. Он должен работать.