издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Солнце ведёт себя как хочет»

Наша звезда выдала с начала года шесть мощных вспышек

Серия мощнейших вспышек класса X произошла на Солнце с начала этого года. Обычно в течение 11-летнего цикла солнечной активности бывает всего несколько десятков таких вспышек. Сейчас, на третий год нового цикла, с начала 2023 года учёные уже зафиксировали 15 таких вспышек, что для Солнца нетипично. Вернее, нетипично для тех лет, в течение которых исследователи наблюдают светило. Информационное пространство в конце февраля взбудоражило и ещё одно событие: яркий метеор заметили десятки жителей Иркутской области. Он оказался ступенью китайской ракеты. О том, что происходит с Солнцем и как энтузиасты собирают сведения о ярких болидах в небе, рассказал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.

Сорта вспышек

– Последние ваши сообщения в соцсетях немного пугают. Для нас слова «мощнейшая вспышка класса X» звучат страшновато. Но что это означает для учёных?

– Статистика по вспышкам действительно серьёзная. Но пугаться точно не надо. Вспышки, как известно, бывают нескольких «сортов», то есть рентгеновских классов. Существуют пять классов. А и В – это такие маленькие вспышки, что про них вообще никто не говорит, их всерьёз не учитывают. Далее идут классы С, M и Х. Каждый класс в 10 раз мощнее, чем предыдущий. Очень сильных вспышек класса Х во время каждого одиннадцатилетнего цикла солнечной активности бывает немного – несколько десятков за 11 лет. А сегодня получилось так, что только с начала нового года на протяжении недели произошли три вспышки, в феврале ещё одна, и спустя некоторое время уже пятая, самая мощная – рентгеновского класса Х 2.2. И, наконец, 3 марта была зафиксирована вспышка рентгеновского класса Х 2.1. Прошло три года с начала цикла в январе 2020 года. За эти три года наблюдалось всего девять вспышек такого класса. Зато с начала 2023-го – уже шесть за сорок дней! Теперь уже точно можно говорить о том, что прогнозы развития текущего цикла оказались неверными: ожидалось, что цикл будет на уровне предыдущего либо «ниже». На самом деле цикл оказывается более мощным по ряду параметров: и по числу пятен, и по суммарной мощности вспышек, и по их количеству.

Активность Солнца постепенно нарастает. В течение 3 лет, как я и говорил, уже было девять вспышек класса Х. Но это были отдельные события: бабахнуло – и несколько месяцев не повторялось. А тут шесть вспышек буквально за полтора месяца. Причём это произошло в разных группах пятен, что существенно. Бывает, что одна и та же область Солнца, где находятся несколько пятен сложной магнитной конфигурации, может выдавать несколько вспышек подряд, включая серию X-вспышек. Но здесь получилось, что шесть вспышек класса X были в разных группах пятен, расположенных на разных участках поверхности Солнца.

А пятен действительно много. Причём если мы посмотрим, сколько было активных областей (групп солнечных пятен) в декабре, январе и феврале, то их количество существенно выросло по сравнению с тем, что было летом и осенью. Всех вспышек, и мелких, и классов С, M, было много. Бывало, что в день происходило по 20 и более вспышек разных классов. В том числе и вспышки класса X.

– Что это означает, в какой фазе находится Солнце?

– Солнце сейчас вышло на некий пик уровня своей активности, и, похоже, перед нами разворачивается максимальная фаза 11-летнего цикла. Это нормально на самом деле. Да, прошло всего 3 года, а уже приближается максимум. Цикл никогда не бывает симметричным. Подъём всегда бывает короче, чем спад. Солнце быстро достигает максимума, какое-то время – год-полтора – длится этот максимум, после чего активность начинает плавно спадать. Но в предыдущем, 24-м, пике солнечной активности наблюдалась странная ситуация, которую никто не ожидал. Активность нарастала, и в 2012 году был достигнут максимум, после чего активность начала спадать в течение примерно года или полутора лет. И вдруг сформировался вторичный максимум в 2014 году, он оказался выше первого – 2012 года. Пятен было больше. В результате получилось, что фаза роста по формальным показателям от начала цикла до максимума 2014 года продлилась почти 6 лет, что, вообще говоря, очень нетипично.

Впервые за историю наблюдений фаза роста была продолжительнее, чем фаза спада. На самом деле правильнее было бы говорить, что в цикле было два максимума. Причём первый был связан с активностью в северном полушарии Солнца, а второй – с активностью в южном. Тут проявилась такая несимметричность. Такого поведения Солнца никто не ожидал. Думаю, что сейчас тоже толком никто не скажет, что на наших глазах происходит: это первый максимум нынешнего цикла солнечной активности, будет ли второй после какого-то спада? Замечу, что сейчас и северно-южная асимметрия гораздо меньше, чем в прошлом цикле.

– Значит ли это, что сейчас мы имеем дело с появлением новых закономерностей в цикле?

– Об этом рано судить. Вообще-то текущий максимум возник рановато. Если брать 11 лет, то в среднем 3,5–4 года проходит от минимума до максимума, а потом идёт более длительный спад. А тут достаточно быстро был достигнут первый максимум, и есть у меня подозрение, что этим дело не закончится. Даже если в ближайшие месяцы будет некоторый спад активности светила, можно будет ожидать второго максимума. Но это мы посмотрим ещё. Вся тонкость заключается в том, что многое из того, что мы знаем о Солнце, нередко опровергается практикой. Солнце порой ведёт себя как хочет. Если посмотреть на прогнозы Международной службы Солнца, то, согласно их алгоритмам, нынешний максимум должен был наступить в середине 2025 года, а сейчас только начало 2023-го… И мы видим, что кривая прогноза Международной службы Солнца резко отличается от того, что происходит на самом деле. Быстрее нарастала активность, всплеск сейчас выше, и что будет дальше – это чрезвычайно интересно.

– Такое нарастание активности опасно для землян?

– И да и нет. Земля пережила много миллионов 11-летних циклов. Каждый из нас, взрослый человек, сколько перенёс таких циклов? Разделите свой возраст на 11. В максимумах этих циклов действительно было много пятен на Солнце. А значит, было много вспышек, но люди продолжают жить. На самом деле кто-то за это время умер, но крайне трудно доказать, что вспышки имели к этому какое-то отношение. Просто это нормальный фон, на котором мы живём. Мы существуем на фоне постоянно меняющегося уровня солнечной активности. То больше вспышек, то меньше, то чаще магнитные бури, то реже. Вспышка X-класса, случившаяся 18 февраля, была максимальной по своей энергетике среди шести с начала года, её рентгеновский класс – X 2.2. Но ведь бывают и X6, и X9! Была в своё время вспышка X17, но никто не знает на самом деле, какой точно у неё рентгеновский класс, поскольку зашкалило всю аппаратуру на спутниках – она не могла показать больше, чем X17. А эта вспышка, по-видимому, была сильнее. И тем не менее мы видим, что человечество не погибло, машины ходят, самолёты летают, корабли плавают, электроника работает.

Но, в принципе, конечно, могут быть очень мощные вспышки на Солнце. Однако бывают они раз в несколько десятилетий или даже столетий. Например, знаменитая вспышка Кэррингтона 1 сентября 1859 года. Это была первая вспышка, зарегистрированная на Земле. Полярные сияния тогда были замечены даже на экваторе. И все телеграфы, а они к тому времени уже существовали, били током, от приборов летели искры. Значит, после вспышек были очень сильные изменения магнитного поля Земли.

Событий класса кэррингтоновского с тех пор ни разу не было, к счастью для нас. Но сам факт, что такая вспышка была, говорит о том, что, в принципе, это возможно. Может такая вспышка повториться? Да, может. И группа пятен была тогда невесть какая, мы и побольше видели. И тем не менее это была серия вспышек, которые вызвали очень серьёзные последствия на Земле.

Метеор по небу мчится

В эти дни астрономическая обсерватория ИГУ принимала видеозаписи. В ночь с 16 на 17 февраля многие жители области увидели в небе светящийся объект и сумели снять его на камеры своих телефонов. Большой школьный планетарий объявил сбор материалов о болиде, собранные свидетельства передавали в астрономическую обсерваторию.

– Что всё-таки это было, и как верно нужно называть замеченный в небе падающий светящийся объект?

– Светящийся объект, который летит по небу, – по определению метеор. Метеор – это оптическое явление, возникающее в результате сгорания в атмосфере Земли небольших космических тел – остатков комет, астероидов, космического мусора. Метеор ярче минус четвёртой звёздной величины называется болидом. Болид может иметь как естественное, так и искусственное происхождение. Другими словами, это может быть кусок камня или железа, а может быть отработавший спутник, ступень ракеты.

Когда появились первые сообщения о некоем светящемся объекте в небе, мы получили краткую информацию по телефону, собирали сведения в соцсетях, телеграм-каналах. Не было картинок, и невозможно было тогда сказать, что это было конкретно. Знали мы одно – это метеор.

Я предложил собирать сведения, и Большой школьный планетарий взялся за эту работу. В процессе сбора данных стало ясно, что это болид, но порождённый необычным каменным или железным метеороидом. Болид возник в результате входа в атмосферу искусственного объекта, который разваливался в небе прямо на глазах очевидцев. Болид обладал достаточно ярким хвостом с большим количеством отделяющихся фрагментов.

Свидетели описывали свои впечатления и говорили: «Как будто сыпались искры». Дело было в 3.30 утра по иркутскому времени в ночь с 16 на 17 февраля. И оказалось, что в 3.30 утра у нас очень много людей бодрствует! Некоторые, конечно, были на службе, на железной дороге например. Один из позвонивших мне очевидцев сообщил, что работает на ВСЖД. Они были на станции Делюр в Заларинском районе. Поезд стоял, и благодаря этому очевидец точно оценил время: ровно в 3.31 поезд тронулся. А как раз за минуту до этого очевидец снимал на свой телефон то, что происходило в небе. Время вычислили позже и у нас, потому что в астрономической обсерватории ИГУ есть две автоматизированные метеорные станции. Они наблюдают метеоры с двух точек. Одна станция стоит в обсерватории в посёлке Торы Тункинской долины, это примерно в 150 километрах от Иркутска. Вторая – в Саянской солнечной обсерватории в Мондах, что в 300 километрах от Иркутска. Как раз самая дальняя станция всё и зафиксировала. Вторая ничего не увидела, потому что она стояла «спиной», смотрела в другую сторону, на запад. А саянская станция направлена на восток, и метеор был зафиксирован. Ну и кроме всего прочего было много наблюдений разного качества, которые взялся собирать Большой школьный планетарий.

Сейчас у нас свыше 20 видеозаписей из разных точек – Иркутска, Кутулика, Усолья-Сибирского, Зимы, Саянской обсерватории, Усть-Ордынского округа, Усть-Кутского района, есть сообщение из деревни Тальяны. По сути, очевидцы живут в основном вдоль Транссиба или работают на Транссибе за исключением двух точек. И все люди говорили, что нечто летело с юго-востока на северо-запад. Я бы даже сказал, с юго-юго-востока на северо-северо-запад. И на некоторых видеосъёмках очень хорошего качества, кстати, видно, как объект летит почти горизонтально. Явно на огромной высоте, оставляя за собой светлый шлейф, а в нём – отдельные яркие объекты. Сначала видно, что объект разделился на две части, одна летит чуть впереди, вторая чуть позади в этом ярком шлейфе. Потом этих ярких объектов становится больше. Видно, что болид разваливается, дефрагментируется. На записях видно, что цвет свечения и шлейфа красновато-оранжевый. Полученные данные плюс рассказы людей позволили сделать необходимые предположения по поводу того, что это такое.

– Это была ступень ракеты.

– Да, определённо. Мы поняли, что объект искусственный, практически сразу, когда появились первые видеозаписи. Во-первых, скорость движения этого болида была, конечно, аномально низкая. У нас есть достаточно богатая коллекция свидетельств пролёта естественных болидов. Когда камень или железная глыба входит в атмосферу Земли, всё происходит существенно быстрее. А этот объект летел, конечно, быстро, но по сравнению с естественными болидами – медленно. Нормальные естественные болиды с такой скоростью никогда не летают.

Буквально четырьмя днями раньше мы отмечали десятилетие падения Челябинского метеорита. Есть огромное количество свидетельств того, как он падал, и любой может сказать, что он летел гораздо быстрее. Болид, который наблюдался осенью 2016 года из многих точек Иркутской области, тоже имел большую скорость. Как и сейчас, мы были тогда благодарны Иркутской нефтяной компании, которая предоставила запись со своих камер с далёкого севера – с объекта компании в Усть-Кутском районе. И тогда мы видели, что он летит намного быстрее. Медленнее, чем 12 километров в секунду, естественные болиды просто не летают. А если объект летел медленнее, значит, он или на орбите вокруг Земли, или – ещё медленнее – летит по баллистической траектории. И это было совершенно очевидно. Опытный глаз, что называется.

Был и второй аргумент в пользу искусственного происхождения. Опыт фрагментации болидов в воздухе показывает, что естественные болиды так не разрушаются. А то, что мы увидели, очень напоминало кадры, как разрушился на большой высоте американский шаттл «Колумбия». Есть в Интернете и другие видеозаписи, когда люди случайно снимали разрушение спутника, космического корабля, сходящих с орбиты. Обычно такой искусственный объект разрушается на множество отдельных фрагментов, эти фрагменты летят параллельно друг другу, что-то быстрее, что-то медленнее. И в результате получается, что рой частиц летит в дымном шлейфе. И вот именно это как раз наблюдалось при пролёте «нашего» объекта. Соответственно, красноватый цвет этого шлейфа тоже, наверное, был связан и с химическим составом того, что сгорало. То есть это был не обгорающий камень или железка, а что-то искусственное, необычное. Как правило, если скорость большая, цвет получается либо белый, либо зеленоватый. Летящее тело накаляется до очень высоких температур. А здесь были оранжевые, розовато-красноватые тона. Этого, в принципе, уже достаточно для того, чтобы сказать, что это был искусственный объект. Низкая скорость, практически горизонтальный полёт, характер дефрагментации и цвет. Мы обсуждали этот вопрос с коллегами, и я о наших соображениях сказал в прямом эфире иркутского телевидения. Единственное, тогда ещё не было понятно, что это конкретно такое, какой космический аппарат.

– Почему вокруг этого события появилась такая завеса тайны?

– Дело в том, что обычно о таких вещах средства массовой информации всего мира пишут заранее с подачи соответствующих служб. Прежде всего американских, а затем российских. Сообщается, что завтра или через неделю ожидается, например, что старый советский спутник, запущенный в 1980 или в 1990 году, будет сходить с орбиты и, вероятнее всего, это будет там-то и там-то. Это обычная ситуация, она не очень часто бывает, но никогда не обходится без реакции СМИ. А тут на самом деле было полное молчание. Мы смотрели на разных специализированных сайтах и просто в поисковиках, но никаких сообщений о сходе с орбиты спутника, ступени не было. Честно говоря, кто-то из нас сказал: «Если это китайская ракета, то так и может быть». Китайцы очень часто работают, я бы сказал, в духе Советского Союза, когда лишнюю информацию предпочитали не сообщать. Действительно, на сайте Международной метеорной организации уже после события появилось сообщение о том, что это сошла с орбиты ступень китайской ракеты «Чанчжэн-4B», или CZ-4B. Это трёхступенчатая ракета лёгкого класса. Такие используются для запусков спутников на так называемые солнечно-синхронные орбиты. Это когда спутник летает почти по полярной орбите вдоль меридиана. Эту ступень так и несло, что называется, с юга на север по почти полярной орбите. Так и стало окончательно ясно, что над Иркутской областью разрушилась старая китайская ступень космической ракеты, которая была заброшена в космос, и в конце концов она сгорела в атмосфере.

– Но если это был космический мусор, то так ли важен сбор сведений о полёте?

– Напротив, было бы очень полезно и дальше продолжить собирать эти данные. Если посмотреть на параметры падения, то на самом деле этот случай не очень безопасен. Можно сказать на 100%, что какие-то части ракеты до земли, конечно, долетели. В ступенях ракет присутствуют достаточно прочные элементы, которые в состоянии преодолеть плотные слои атмосферы. Если это ступень, там могли сохраниться остатки топлива. CZ-4B – это серия китайских космических ракет, в английском переводе называемых «Великий поход». На чём работает третья ступень? Если это просто керосинка с кислородом, то ладно. Там всё продует и прогорит. Но если применялись какие-нибудь высокоэффективные виды топлива, то остатки могут быть токсичными. И к остаткам, которые упали, вероятно, где-то в Красноярском крае, прикасаться я бы не советовал.

То, что на территории Сибири в Российской Федерации упала ступень китайской ракеты и про это никто ничего не говорит, – это, с одной стороны, странно, с другой – неправильно. Оповестила об этом Международная метеорная организация, а вовсе не Китай. И, с моей точки зрения, это не совсем хорошо. Я хочу поблагодарить всех, кто присылает файлы, зафиксировавшие пролёт болида. Важные файлы поступили с севера – от ИНК. Каждый новый видеодокумент может увеличить точность оценок. В астрономической обсерватории ИГУ под руководством Кирилла Иванова делаются оценки уточнения траектории. Азимут понятен, наклон траектории падения к горизонту над Усольем – примерно 2,5 градуса, высота над Усольем – около 60 километров. Когда будут сделаны оценки примерного эллипса падения, сообщим. Но уже сейчас понятно, что обломки ракеты унесло довольно далеко к северу, в сторону Красноярского края.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры