издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В городе тепло есть...

  • Автор: Алина БОЯРКИНА

Тема начала отопительного сезона в городе Тайшете довольно часто звучала
в последние дни в средствах массовой информации. И ситуация в городе
действительно была близка к чрезвычайной. Не было отопления на 220
тысячах квадратных метров жилья, которые отапливаются котельными НГЧ
и шпалопропиточного завода. А причина этого — в хронической, длительной
задолженности за тепло перед ВСЖД. В результате муниципальное
предприятие жилищного хозяйства (МУП «Тайшетские коммунальное
хозяйство») не заключило договор на предоставление отопительных услуг, то
есть тепло поставлять некому.

На протяжении многих лет большинство тайшетских квартир, детские
сады и школы, больница отапливаются котельной Тайшеского
шпалопропиточного завода (ШПЗ), принадлежащей Восточно-Сибирской
железной дороге. Котельная ВСЖД до начала этого отопительного сезона
ответственно выполняла свои обязанности по обеспечению теплом.

Отношения с городскими властями и руководством МУП
складывались неоднозначно. По договорам ШПЗ ВСЖД исправно
предоставляла тепло и налоги городу, а МУП должно было своевременно
оплачивать услуги. Но с 1998 года муниципальное предприятие перестало
выполнять условия договора. В результате к началу 2002 года долг перед
дорогой составил 20 млн.рублей. Руководство шпалопропиточного завода не
раз вело переговоры по оплате долга, но ни одного шага к согласию не было
сделано. Более того, городская администрация в лице мэра города достаточно
резко заявляла о том, что «мэрия ничего дороге не должна». Руководство
ВСЖД, неоднократно предупреждавшее их об ответственности, было
вынуждено не раз обращаться в арбитражный суд. 24 ноября 2000
арбитражным судом Иркутской области (дело N 931/00-16) с Тайшетского
МУП в пользу ФГУП ВСЖД решено взыскать долг. А на сегодня
есть уже 6 решений об этом взыскании. Но воз и ныне там. С 13 марта 2001 года
судебные приставы пытаются вернуть долги. Пока удалось получить чуть
меньше полутора миллионов рублей. И к августу 2002 года этот долг вырос
до 21 млн. 774 тыс. 643 рублей. Соответственно к началу этого
отопительного сезона железная дорога не имела средств завести уголь в
котельную ШПЗ. По сути, в долг выплачена зарплата рабочим. А как
следствие, с предприятием (МУП), которое в течение уже 4 лет не
оплачивает в полном объеме предоставляемые услуги, ВСЖД не могла
заключать договор на отопительный сезон 2002-2003 гг., так как не было
никакой гарантии, что текущие платежи будут производиться.

Руководство ВСЖД крайне волнует эта ситуация: страдают горожане,
более половины из которых — железнодорожники. А быть этого не должно. И
дорога постоянно вела переговоры с городскими властями, информировала
Минэнерго РФ, губернатора области, прокуратуру области и г.Тайшета о
создавшейся ситуации. Руководство МЖКХ предлагало разные схемы
погашения задолженности для заключения договора и начала отопительного
сезона. Но при этом предлагались совершенно нереальные сроки для
погашения долга — 15 лет. На такие условия ВСЖД, естественно, пойти не
могла. Но только после официальных встреч в областной администрации
руководства ВСЖД, МУП «Тайшетское коммунальное хозяйство» и мэра
города в этой ситуации наметились изменения. Председатель областного
комитета по жилищной политики Петр Воронин, представители финансового
и правового департаментов, рассмотрев создавшееся положение в Тайшете, выработали
вполне определенную позицию. Руководство МУП своими неправильными
действиями привело к созданию долга перед дорогой. Причины были
названы: первая — неправильное формирование тарифов, отступление от
федерального стандарта. Вторая причина — нехватка денежной компенсации
от области и дефицит бюджета. Для справки: в городском бюджете на 2002 год
на отопительные платежи заложено 400 тыс.рублей в месяц, тогда как только
две котельные ВСЖД, работающие на город, затратили за октябрь 1,5
млн.рублей, а в зимние месяцы, когда температурный режим намного выше
необходимо, — более 2 млн.рублей. То есть городской бюджет без помощи
областной администрации не сможет решить эти проблемы. Третья причина
— неплатежи населения. Почему же по этим причинам должна страдать
дорога? Работа в долг, а, следовательно, постоянная дебиторская
задолженность приводят дорогу к серьезным финансовым потерям. В
настоящих рыночных отношениях любое предприятие не должно
работать себе в убыток.

И есть надежда, что справедливость будет восстановлена. Сегодня при
посредничестве областной администрации выработана схема начала
отопительного сезона в Тайшете. Долги за прошлые года должны быть
погашены до 1 июня 2003 года, своевременно должны оплачиваться и текущие
расходы, а как только на котельные ВСЖД будет завезен городскими
властями уголь, в городе будет тепло. При этом мэр города должен нести
ответственность вместе с руководителем МУП за выполнение
договора. Такие условия были подписаны всеми сторонами в протоколе
заседания.

Теперь остается только ждать, что администрация г. Тайшета выполнит
принятые на себя обязательства, поможет МУП оплачивать расходы и не
оставит горожан без тепла, а ВСЖД — без оплаты.

18 октября в г. Тайшете начался отопительный сезон. Котельные ШПЗ и
НГЧ Восточно-Сибирской железной дороги подписали соглашение к ранее
действующему договору с МУП «Тайшетское коммунальное хозяйство».

Подводя итоги, хотелось бы, чтобы эта хрупкая ситуация была
правильно воспринята городскими властями. Договор есть, и он должен
работать, чтобы в условиях дефицита топлива ВСЖД не пришлось
бы понижать температуру и работать в режиме, при котором
можно заморозить тепловые сети, а людей оставить без тепла.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры