издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сегодня автомобиль не роскошь. Скорее головная боль...

Беседа нашего корреспондента Бориса АБКИНА с начальником областного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения полковником милиции Владиславом Викторовичем ШПАНАРСКИМ.

— Владислав Викторович! Я позволил себе обозначить
тему нашей с вами беседы именно таким заголовком. Действительно,
не надо быть большим специалистом, чтобы согласиться
с таким выводом: «головная боль». Количество автотранспорта
растет с каждым днем, а улиц и дорог не прибавляется,
и они не расширяются. Тут уж не до призывов Ильфа и
Петрова: автомобилист и пешеход, будьте взаимно вежливы…

— Я вам назову цифру хотя бы по Иркутску, она вполне
впечатляет: сегодня в областном центре почти каждый
четвертый житель — за рулем. Всего по дорогам области
колесят 700 тысяч единиц транспорта. Среди них грузовых
— около 100 тысяч, легковых — около 400 тысяч, автобусов
— свыше 21 тысячи. Есть еще и мотоциклы…

— Мы с вами упомянули Иркутск, где, наверное,
проблемы особенно типичны.

— Как и для всей России. Город у нас старый, улицы
узкие. В среднем количество транспорта только за год
растет на 8-10 процентов. Это очень много. Центр —
вы сами как автомобилист можете подтвердить — настолько
перегружен, что дальше, как говорится, некуда. По городу
колесят полторы тысячи маршруток — вот уж действительно
головная боль. Это сплошные нарушения. Мы за то, чтобы
ограничить и их количество, и установить год выпуска автомашин
— не старше 5 лет. Мы вносим предложения, чтобы их
хотя бы объединить под общим руководством. Чтобы у них
была и ответственность, и должный медицинский контроль
у водителей. Хотелось бы, чтобы Законодательное собрание приняло,
наконец, закон о пассажирских перевозках. Сколько же
можно говорить об этом!
Ведь речь идет о безопасности людей, не больше и не
меньше. Мы хоть как-то пытаемся разгрузить центр: ввели
по улицам одностороннее движение, запретили парковку
по левой стороне ул. Карла Маркса… Но все это полумеры.
Вы посмотрите, сколько в этих местах офисов, а ведь
ни один владелец фирмы не думает, где будет парковаться.
Возможно, придет время, когда и другие ограничения
придется вводить. Например, призывать воздерживаться
от поездок в какие-либо дни в центр города.

— В Москве что-то подобное пытались сделать…

— В Москве напряжение еще больше. От гостиницы до своего
главка я добираюсь на метро за 15 минут; на автомобиле
уходит полтора часа. Вот и делайте выводы…

— А подземные переходы?

— Это очень дорогостоящее дело. И не всегда эффективное.
Первый и единственный
опыт — переход на Волжской — выполнен неудачно. Да и
пешеходы у нас привыкли по улицам города как по своей
кухне ходить: переход для многих — не более чем благоглупость
гаишников.

— Владислав Викторович! Как обеспечивается безопасность
на дорогах? Достаточно ли сил и средств для этого у
областной — теперь уже можно говорить «по-старому» —
ГАИ?

— Непосредственно в управлении 42 человека. Это отдел
дорожно-патрульной службы и розыска, отдел технического надзора
и пропаганды, отделение организации дорожного движения,
которое следит специально за безопасностью
на железнодорожных переездах, организационно-аналитическое
отделение, контрольно-профилактическое отделение и т.
д. Как видите, народу не так уж и густо на область.
Безопасность на дорогах обеспечивает в городе Иркутске
батальон дорожно-патрульной службы — это 306 человек
(по штату должно быть 500 человек). Есть отдельная
рота для сопровождения делегаций. Когда нет делегаций,
высоких гостей, она работает в местах потенциально
большой аварийности, сопровождает автобусы с детьми,
туристами и т.п. Рота также есть в Ангарске — 101 человек,
в Братске — 100 человек; действуют в городах 22 взвода
ДПС в составе горрайотделов милиции и 10 групп в составе
ДПС. 294 патрульных автомобиля следят за порядком на
дорогах. Нам же положено иметь 509 автомашин. Весь состав
сотрудников на сегодня 1623 человека. Должно быть четыре
тысячи.

— Почему же такой разрыв?

— Объяснение простое и, увы, типичное: нет финансирования.
Офицеров у нас — около 700 человек, рядовых и сержантов
— свыше 900.

— Владислав Викторович, у вас на столе я вижу справку
об итогах работы вашего ведомства за 6 месяцев. Давайте
познакомим читателя хотя бы с некоторыми данными.

— Давайте начнем с одного из главных ее пунктов: это
обстановка с аварийностью. К сожалению, она крайне сложна.
Несмотря на принимаемые управлением ГИБДД меры, такие
как проведение локальных операций «Скорость», «Обгон»,
«Нетрезвый водитель», «Пешеход» и другие, выставление
нарядов ДПС на наиболее опасных участках автодорог,
в местах концентрации ДТП, стабилизировать ситуацию
с аварийностью не удалось.

По итогам 6 месяцев 2002 года на территории Иркутской
области зарегистрировано 1607 дорожно-транспортных происшествий.
Это на 14% больше аналогичного периода прошлого года,
когда погибло 234 и травмировано 1853 человека. Хотя, правда, отмечается
снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий
с 12,6% в 2001 г. до 11,2% в этом.

По всем показателям рост аварийности зарегистрирован
в Ленинском районе Иркутска, где количество ДТП увеличилось
на 20,4%, количество погибших — на 38,5% и раненых
— на 16,7%. В Иркутске в целом количество ДТП увеличилось на 7%,
количество погибших — на 6,5% и раненых — на 2,1%. То
же самое в Тайшетском, Тулунском, Братском районах.
Рост по ДТП и раненым отмечается в Ангарске,
Бодайбинском, Усольском, Шелеховском, Иркутском, Казачинско-Ленском,
Слюдянском и Усть-Удинском районах, по ДТП и погибшим
— в Свердловском районе г. Иркутска.

По вине водителей транспортных средств за полгода в
области совершено 1302 ДТП (рост 12,9%). В 191 из них
водители находились в нетрезвом состоянии. Это относится
к Ангарску, Зиминскому, Тайшетскому, Жигаловскому, Иркутскому,
Казачинско-Ленскому, Качугскому, Куйтунскому районам.

Сотруднами Государственной инспекции за управление транспортом
в нетрезвом состоянии за 6 месяцев 2002 года задержано
20859 водителей.

Остается высоким уровень аварийности и по вине водителей
индивидуального транспорта. Так, за последние 6 месяцев
по их вине было совершено 943 ДТП (рост 8,1%). Для изменения
сложившейся ситуации проведено оперативное совещание,
на котором принято решение об
активизации работы по профилактике аварийности среди
физических лиц. Мы использовали в этих целях средства
массовой информации, собрания в автокооперативах и на
автостоянках, проводили беседы при техническом осмотре
транспортных средств, при выдаче водительских удостоверений.

Надо сказать, что ситуация с аварийностью в области
с первых дней текущего года была взята под особый контроль.
Руководству ГОРОВД и главам администраций городов и
районов, где наблюдался рост уровня аварийности, направлялись
письма; вопросы снижения уровня аварийности рассматривались
на 14 оперативных совещаниях при руководстве УГИБДД
и на 2 селекторных совещания при начальнике МОБ УВД
Иркутской области.

За 6 месяцев 2002 года инспекторами дорожно-патрульной
службы по надзору за дорожным движением отработано 63384
человеко-дня, выявлено при этом 323466 нарушений
правил дорожного движения. Доля грубых нарушений составила
в среднем по области 84,4% от всех выявленных.

— Что значит — грубых?

— Это превышение режима скорости (здесь 117436 нарушений),
нарушение правил обгона и некоторых других, что и создает предпосылки
к ДТП.

— Ну, а как пешеходы? Они ведь тоже участники
движения…

— Конечно. Нынче на 9,8% больше выявлено нарушений, допущенных по
вине пешеходов, всего выявлено 80298 нарушений.

— Похоже, даже нелепая смерть под колесами или,
в лучшем случае, остаться калекой на всю жизнь мало
кого из пешеходов пугает?

— К сожалению, вы правы. Народ у нас мало задумывается
над тем, что все мы, и пешеходы и водители, несем
свою долю ответственности за возможное ДТП. Хотя
почти каждодневно — по ТВ можем воочию убедиться,
чем кончается легкомыслие.

— Владислав Викторович! В вашей же справке я читаю,
что одной из профилактических мер, рекомендованных вашей
службе, является, цитирую: «уменьшение административного
рычага воздействия на участников дорожного движения;
на первый план выходит пропаганда безопасного поведения
на дороге». Как это совмещается, скажем, с ростом ДТП?

— Правила дорожного движения утверждены правительством,
и никто не имеет права их нарушать. Это аксиома. Одному
нарушителю и закон не закон — таких надо сурово наказывать,
лишая водительских прав. Других — и таких, уверяю
вас, большинство — достаточно предупредить, поговорить,
что называется, по душам, и человек поймет, что вел
себя неправильно. Так что никакого противоречия я в
таком подходе не вижу: наоборот, воздействуя на
совесть, ответственность водителя, можно добиться большего
результата, чем карая всех направо и налево.

— Вы наказываете своих подчиненных.

— Да, конечно. Бывает, за серьезные проступки и
увольняем. 5 человек в прошлом году расстались с формой
инспектора ГИБДД.

За 6 месяцев в наше управление поступило 466 жалоб и
заявлений, из них 195 — на неправомерные действия сотрудников
ГИБДД. 14 из них признаны обоснованными, и по ним приняты
соответствующие меры.

Мы постоянно выступаем на радио
и телевидении, в газетах, в школах, даем сводки новостей
ДТП… Люди должны в конце концов понять, что милиция
не способна уследить за каждым нарушением на дороге,
что многое как раз зависит от нас самих, нашего
понимания того, что дорога — это очень ответственная
«часть» нашего бытия. Поэтому давайте будем думать об
этом все, а не только те, кому это положено «по штату».

Одной из главных задач ГИБДД является борьба с кражами
и угонами автотранспорта. По статье 166 (неправомерное
завладение транспортным средством) сотрудниками ГИБДД
раскрыто 116 преступлений (рост 75,8%). Это за полгода.

Наибольшее количество краж совершено в крупных городах
Иркутской области. В Иркутске — 413, в Ангарске —
127, в Братске — 83, в Усть-Илимске — 30… Всего
зарегистрировано 1071 кража транспортных средств. Из
общего их числа сотрудниками ГИБДД раскрыто 29 преступлений
(рост 45%).

Постоянно осуществляется контроль и за перевозкой леса,
алкогольной продукции. За полгода сотрудниками ГИБДД
проверено 8769 единиц транспорта, перевозящего лесопродукцию,
358 автомашин задержано, составлено 402 административных
протокола. Проверены 5680 автомашин, перевозящих алкогольную
продукцию, 134 автомашины задержано. Изъято 8879 куб.
метра лесопродукции и 170134 литра спиртосодержащей
жидкости, перевозимой без соответствующих документов.

Мы работаем в тесном контакте с мэриями и администрациями
городов области, с областной администрацией. У нас есть
ответственные за каждый район и город лица. Ситуацию,
таким образом, держим под контролем.

— Ну что ж, Владислав Викторович, спасибо вам
за беседу. Думаю, и «Восточка» будет для вас той
газетой, где вы можете выступать с любыми своими материалами.
И разрешите поздравить вас с недавно прошедшим профессиональным
праздником — Днем работников ГАИ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры