издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Работа с дебиторами

За последние полгода в ОАО «Иркутскэнерго» построена достаточно эффективная
система работы с дебиторской задолженностью. Разработан комплекс мер, направленных
на истребование долгов, а с другой стороны — на стимулирование потребителей электро- и
теплоэнергии к ее погашению. В компании создана дирекция по управлению дебиторской
задолженностью. Проводится оценка финансового состояния потребителя, анализ его
внутренних проблем, перспектив его развития и положения на рынке. После чего
«прописывается рецепт для больного»: вырабатывается программа, комплекс мер для
выведения предприятия из тупика, и обеспечить эффективное погашение задолженности.
Если предприятие добросовестно рассчитывается, выполняет все обязательства по
реструктуризации, энергокомпания предоставляет льготные условия по платежам.

Задача дирекции по управлению дебиторской задолженностью работать с каждым
клиентом индивидуально. Если раньше работали с дебиторами в массовом порядке, от
случая к случаю, как придется, то сейчас по каждому проблемному предприятию,
которых в списке должников около шестидесяти, отрабатывается индивидуальная схема
работы.

Что касается самой дебиторской задолженности в «Иркутскэнерго», то до октября
происходило ее снижение до 300 миллионов рублей, по сравнению с показателями
прошлого года. В связи с тем, что в ноябре-декабре увеличилось сезонное потребление
тепла, произошел рост неоплаты поставленных ресурсов, прежде всего, тепла в пределах
150 миллионов рублей. Одним из факторов роста дебиторской задолженности последних
месяцев стало то, что стали больше электроэнергии продавать на оптовых рынках.

Главной целью по возврату дебиторской задолженности менеджмент энергокомпании
ставил получения оплаты не зачетами и векселями, а деньгами, что значительно
усложняет работу. Как сказал первый заместитель генерального директора ОАО
«Иркутскэнерго» Андрей Горбатиков: «Если бы мы захотели использовать другие
инструменты погашения дебиторской задолженности — зачет кредиторской
задолженности, поставки материальных ресурсов, векселя, то я думаю, что за полгода мы
бы смогли собрать 50 %. Мы поставили себе самую трудную задачу и успешно ее
решаем».

Потребители электро- и теплоэнергии в области становятся более дисциплинированными,
это касается крупных и средних промышленных предприятий. Меняется менталитет
руководителей местных органов власти. «За энергию можно не платить, наступит зима —
все равно включат» — такого безответственного подхода больше нет. Компания ведет
достаточно большую работу, направленную на формирование добросовестного
отношения к оплате, прежде всего с наиболее проблемными группами потребителей —
перепродавцами и местными органами власти. Можно констатировать большое желание
властных структур помогать «Иркутскэнерго» как предприятию большой энергетики в
оплате за поставленную энергию. Проблемой является наличие нормативных актов,
устанавливающих право потребителей на ряде территорий Иркутской области платить 50
% от поставленного объема электроэнергии. Структура населения Иркутской области
такова, что около 40-50 % жителей являются социально малозащищенными, и в этом
плане энергокомпания несет большие потери.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры