издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Призрак реформирования хромает по России

  • Автор: Кандидат наук Алексей ЗАГОРОДНЕВ

Реформа электроэнергетики может привести еще к большей монополизации рынка

В ближайшее время в Госдуму на рассмотрение будет внесен законопроект «Об электроэнергетике» —
документ, создающий базу для проведения реформы. Однако его положения вызывают весьма много
противоречивых мнений. Наиболее острым камнем преткновения являются пункты, касающиеся
первоочередных мер реформирования — создания Федеральной сетевой компании (ФСК) и Системного
оператора (СО). Главное противоречие — целесообразность существования этих компаний как дочерних
предприятий РАО «ЕЭС России».

Создание ФСК — первый практический шаг в реструктуризации РАО ЕЭС. Согласно официальным
документам, цель создания ФСК — сохранение, укрепление и обеспечение единства технологического
управления и реализации государственной политики в электроэнергетике. В состав ФСК войдут
существующие магистральные сети, которые объединяют электростанции РАО ЕЭС и региональные
энергосистемы, обеспечивают перетоки электроэнергии между ними, транзит, экспорт и импорт.
Создание ФСК обеспечит взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном
оптовом рынке электроэнергии, гарантирует равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок
электроэнергии, повысит энергетическую безопасность государства, обеспечит проведение эффективной
государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.

Совет директоров РАО ЕЭС уже одобрил создание Федеральной сетевой компании. Ее главой назначен
заместитель правления РАО Андрей Раппопорт. В совет директоров ФСК вошли 13 человек: вице-премьер
Виктор Христенко, глава РАО Анатолий Чубайс, министр Госимущества Фарит Газизуллин, министр
экономразвития Герман Греф, министр атомной энергии Александр Румянцев, министр по
антимонопольной политике Илья Южанов, министр энергетики Игорь Юсуфов, член совета директоров
РАО ЕЭС Дэвид Херн, президент Национального резервного банка Александр Лебедев, заместители
председателя правления РАО ЕЭС Михаил Абызов, Андрей Раппопорт и Вячеслав Синюгин, а также
первый замгендиректора ЦДУ ЕЭС Александр Бондаренко. Главой совета директоров ФСК избран вице-
премьер Виктор Христенко, его замом — Анатолий Чубайс.

Предполагается, что ФСК будет создана как 100-процентная дочерняя компания РАО ЕЭС. Все
магистральные сети и менее мощные провода переданы с баланса РАО на баланс ФСК. Совет директоров
РАО ЕЭС утвердил три этапа создания ФСК. Первый — 2002 год — непосредственное учреждение компании,
начало ее производственной деятельности, внесение в его уставной капитал сетевого имущества РАО.
Второй этап — 2003 год — внесение в уставной капитал ФСК сетей РАО, учреждение региональных
распределительных компаний, а также введение сетевого тарифа. Третий этап — начало 2004 года — ФСК
будет преобразована в независимое общество с контрольным пакетом акций у государства.

Впрочем, ФСК еще не зарегистрирована официально, не определена сумма уставного капитала компании, а
также рыночная стоимость имущества, которое внес т РАО. Поэтому говорить о ее создании столь же рано,
сколь и утверждать об однозначности ее прямого родства с РАО «ЕЭС России».

Подконтрольность ФСК и СО РАО еще больше усугубит монополизацию в электроэнергетике, что в корне
противоречит целям и задачам реформы, провозглашенным в постановлении правительства «О
реформировании электроэнергетики в РФ». Уже сейчас РАО, имея в своих руках контроль над центральным
диспетчерским управлением, ведет дискриминационную политику по отношению к независимым АО-
энерго. В частности, не допускает на рынок дешевую электроэнергию, вырабатываемую ГЭС Ангарского
каскада. Из утвержденного для «Иркутскэнерго» баланса на 4 квартал в объеме 2334 млн. кВт-ч. компания
реализовала на ФОРЭМе лишь 913 млн. кВт-ч. Весь 4-й квартал 2001 года мощности «Иркутскэнерго» были
задействованы всего на 50%, хотя многоводье ангарского бассейна позволяло не только выполнить, но и
перевыполнить утвержденный баланс и продать значительное количество дешевой электроэнергии
сверх плана при нормальной и равномерной загрузке оборудования. «Иркутскэнерго» готово поставлять на
ФОРЭМ электроэнергию, и потребители заинтересованы в ее покупке. При цене электроэнергии на
ФОРЭМе в 20 коп. за кВт-ч. цена киловатта в дефицитных АО-энерго РАО «ЕЭС России» для потребителей
колеблется на уровне 60-70 копеек, как, например, в «Бурятэнерго» и «Читаэнерго». Потребителям
объективно выгодно покупать электроэнергию за 20 коп. Однако им в этот период поставлялась
дорогая электроэнергия тепловых станций РАО.

Денежные потоки и распределение электроэнергии на рынке регулирует РАО, неудивительно, что оно
отдает предпочтение своим структурам. Это происходит сейчас, будет это продолжаться и в будущем. «Если
системный оператор — 100-процентная «дочка» РАО, то достаточно телефонного звонка, чтобы внести
коррективы в пользу корпоративных интересов генерирующих мощностей РАО в ущерб интересам
конкурентов, — отмечает председатель Федеральной энергетической комиссии Геннадий Кутовой. — Важно
добиться того, чтобы телефонное право одного хозяйствующего субъекта не наносило вред другому
хозяйствующему субъекту. Это можно прекратить, если лишить ЦДУ и ОДУ какой-либо корпоративной
заинтересованности».

Кстати, идея создания ФСК и СО как дочерних предприятий РАО вышла из недр «Чубайса и Ко». Рабочая
группа Кресса, работавшая над программой реформы электроэнергетики, проиграла, но именно она
настаивала на том, что и ФСК, и СО изначально должны быть независимыми от РАО. Но Кресс
проиграл, Чубайс отпраздновал победу.

Если правительственные чиновники утверждают, что ФСК создается для обеспечения безопасности
энергоснабжения потребителей, что компания должна защищать интересы всех субъектов
электроэнергетики, то ее рождение как 100-процентной дочки РАО перечеркивает вышесказанные
утверждения. Федеральная сетевая компания (а это справедливо и для ОАО «Системный оператор») должна
быть создана как государственное АО, причем без права перехода в частную собственность. Что из себя
представляет РАО «ЕЭС России»? Акционерное общество, 30% акций которого принадлежит
иностранным инвесторам. Получается, то, что мы создаем для обеспечения единства и безопасности
электроэнергетики, сразу попадает в руки частного капитала, к тому же иностранного. Передача контроля
над ФСК и СО в руки РАО неизбежно приведет к нарушению прав независимых производителей
электроэнергии, а также крупных потребителей. Ведь в конечном итоге РАО через ФСК и СО будет
определять, какая энергия по каким сетям и, следовательно, по какой цене пойдет к потребителю.
Конечно, можно возразить этому утверждению, напирая на то, что в начале 2004 года контрольный пакет
акций Федеральной сетевой компании (а также и Системного оператора), согласно закону «Об энергетике»,
будет передан государству. Но очевидно, что это утверждение весьма зыбкое. Переход акций РАО из
собственности РАО в собственность другого субъекта, включая Российскую Федерацию, в соответствие с
законом «Об акционерных обществах» возможен только в результате отчуждения акций. Принять решение
об отчуждении может только суд, но для этого нужны веские основания.

Вариант обмена акций ФСК и СО на акции РАО или на любое другое имущество, принадлежащее
государству, представляется невозможным с точки зрения действующего законодательства.

Другой вариант — покупка государством акций, размещаемых при допэмиссии,
— также мало реален. Для
приобретения акций у государства должны быть деньги, заложенные в бюджете, и сегодня нельзя с
уверенностью говорить о том, что будет предусмотрено в бюджете на 2004 год, сможет ли государство
выделить внушительную сумму (очевидно, что акции ФСК, как основного электроэнергетического АО
России, будут недешевы) на приобретение доли в сетевой компании.

И еще. Ни законопроект «Об электроэнергетике», ни законопроект «О введении в действие Федерального
закона «Об электроэнергетике» не регламентируют, что станет с оставшимися 49% акций ФСК и СО. С
большой вероятностью можно утверждать, что эти акции останутся в собственности РАО «ЕЭС России», их
будущее после выделения из РАО генерирующих компаний весьма туманно.

О недостатках базового для реформирования законопроекта «Об электроэнергетике» и законопроекта «О
введении в действие Федерального закона «Об электроэнергетике», прописывающего правила игры во время
переходного периода, можно говорить много. Например, в законопроектах не прописано, каким образом в
ФСК будут переданы сети независимых АО-энерго. Проданы? Но каким образом и на каких условиях? В
законопроекте «Об электроэнергетике» предусматривается, что собственники или иные законные владельцы
объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть, частично
ограничиваются в осуществлении прав пользования и распоряжения этими объектами. Фактически это
означает лишение права собственности. Уже сейчас некоторые чиновники заявляют, что государство может
обязать независимые энергосистемы передать имеющиеся у них сети в Федеральную сетевую компанию. Но
это, извините, противозаконно: Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд
может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Рассуждая о создании системного оператора, можно заметить, что законопроект «Об электроэнергетике»
сильно ущемляет права потребителей, защищая сильную сторону — монополиста. В частности, ограничивает
ответственность СО за вред, причиненный его действиями. Законопроект закрепляет презумпцию
невиновности СО, причинившего своими действиями убытки потребителю услуг, и перекладывает бремя
доказательства вины на слабую сторону — потребителя. Причем законопроект не обязывает Со страховать
риск ответственности за причинение вреда потребителю. В законопроекте применяется мягкое «вправе»
страховать.

При этом законопроект приписывает обязательное заключение договоров с ФСК и СО как со стороны
вышеназванных, так и со стороны потребителей их услуг. Таким образом, он защищает монополистов,
предоставляя им право заставлять потребителей заключать с ними договоры даже вопреки воли. При этом,
законопроект предоставляет правительству право утверждать типовые договоры на оказание услуг по
передаче электроэнергии, что нарушает принцип свободы договора.

И последнее, что хотелось бы отметить: законопроект «О введении в действие:» предусматривает, что
закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» утрачивает
силу с 1 июля 2004 года. Соответствующие статьи закона «Об электроэнергетике» вступают в действие лишь
с 1 июля 2005 года. Целый год отношения в электроэнергетике России, регулирующие порядок определения
цены на электроэнергию, будут подчиняться не закону, а переходным положениям, утверждаемым
правительством. А это создает возможность чиновничьевого произвола в отношении
как потребителей, так
и производителей электроэнергии.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры