издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оттенок в исторической палитре

Вопрос о создании в Иркутске мужской православной гимназии остаётся открытым

Недавно на страницах нашей газеты было опубликовано открытое письмо прихожан Спасской церкви, адресованное мэру Иркутска Владимиру Якубовскому. В нём верующие ставили вопрос о передаче Иркутской епархии Русской Православной Церкви здания бывшей гимназии Хаминова, а ныне школы №72, для размещения в ней мужской православной гимназии. Ответ мэрии был отрицательным. Однако вопрос о создании в городе мужской православной гимназии остался. Насколько он актуален и почему в этой истории появилось упоминание о здании Хаминовской гимназии, мы попытались разобраться.

Позиция верующих, в общем, понятна. Православные родители во главу угла ставят духовное воспитание своих чад. В общеобразовательной школе о духовности говорить попросту некогда да и не принято. В Иркутске уже 12 лет работает женская православная гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В гимназии обучается примерно 400 девочек. Попасть туда не так просто, конкурс 2-3 человека на место. Аналогичного мужского учебного заведения в городе нет, хотя вопрос о его создании обсуждается уже лет десять. Надо полагать, конкурс на место в мужской гимназии будет не меньше, чем в женской. Однако в одиночку епархии не осилить такое дело.

Здание преткновения

Вопрос о размещении мужской гимназии в старинном здании на углу улиц Польских повстанцев и Рабочей уже давно витал в воздухе. Просто никогда не был официально озвучен. В последние десятилетия в здании располагалась общеобразовательная школа № 72. Однако школа выросла, ей стало тесно в этих стенах. До последнего времени там не было даже спортзала. Само здание давным-давно требовало капитального ремонта. Для епархии Хаминовская гимназия привлекательна прежде всего своим месторасположением. На другой стороне улицы, в бывшей Владимирской церкви, живёт-поживает женская православная гимназия. Стояли бы две гимназии, мужская и женская, как Иван да Марья, смотрели бы друг на дружку. И учительский потенциал можно использовать сразу на два фронта. Есть здесь и историческая подоплёка.

Когда-то давным-давно здание это принадлежало богатому иркутскому купцу Хаминову. В 1879 году случился пожар, в городе сгорела школа. Хаминов пожертвовал ребятишкам свой особняк. Были приглашены архитекторы, которые сделали расширение здания, приспособили его под школу. Тогда же появилась в нём и домовая церковь, богато украшенная лепниной. После революции место гимназии заняла школа. Уникальность здания в том, что практически неизменными остались интерьеры 19 века. И даже помещение церкви сохранилось. Теперь это школьный актовый зал, но лепнина на потолке всё ещё цела.

Здание уже год находится на капитальном ремонте. Кроме ремонта фасадов, усиления стен, планируется сделать к нему современный блок-пристрой, в котором разместится спортивный зал. Если всё пойдёт по плану, обновлённая школа должна открыться к новому учебному году.

Лабиринты истории

Следует пояснить, что бывшая Хаминовская гимназия относится к памятникам регионального значения и охраняется государством. Поэтому, кроме притягательности для епархии, имеет определённую культурную и историческую ценность для города. Никакие работы по преобразованию или переделке невозможны без санкции службы по охране объектов культурного наследия. Документация, связанная с проведением реставрационных работ, должна проходить (и проходила) историко-культурную экспертизу.

Проект реставрации был проведён через конкурс. «Но результатом конкурса стала довольно плачевная ситуация, – говорит начальник НИПРМ «Иркутскгражданпроекта» Надежда Красная, которая готовила экспертное заключение. – Выполнение работ оказалось разбито на три части. Одна организация осуществляет проект реставрации фасадов, другая – инженерное обследование, третья – проект пристроя. В итоге три организации действуют разобщённо, работы не увязаны между собой, нет единой, стройной концепции проекта».

«Первоначально заказчик (УКС №1 Иркутска) ставил задачу – сделать пристрой спортивного зала и ремонт фасадов, – говорит руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Шахеров. – Но мы сразу выступали против такой постановки вопроса и предупреждали заказчика о том, что без комплексной реконструкции объекта не обойтись. Здание очень старое. Ему более ста лет, а капитального ремонта в нём не было. Детям опасно там учиться». Надо полагать, заказчик попросту хотел обойтись «малой кровью», то есть малыми деньгами. Потом стало ясно, что капитальный ремонт всё-таки нужен. На эти работы тоже был проведён конкурс, но он оказался разбит на несколько частей.

«…что ему сделается, он же памятник»

После капитального ремонта историческое здание всё равно примет иной облик. К нему будет присоединён современный блок-пристрой в стиле хай-тек, в котором разместится спортивный зал. По словам Вадима Шахерова, чтобы он сильно не бил в глаза и не нарушал исторический ансамбль, его решено «спрятать» на боковую улицу – Рабочую. В тех же целях между блоком и самим зданием будет сооружена стеклянная перемычка. Сейчас специалисты ООО «Традиция» пытаются спасти исторически ценную лепнину в актовом зале. Дело в том, что реконструкции требует кровля. Однако осуществить её, не повредив потолок актового зала, довольно проблематично. «На сегодня самая сложная задача – реконструкция фасадов», – говорит Вадим Шахеров.

«Даже при наличии спортзала здание всё равно не соответствует нормам и требованиям, предъявляемыми к современному общеобразовательному учреждению, – утверждает Надежда Красная. – Прежде всего я это касается земельного участка. Он слишком маленький. Поэтому, рассматривая документацию, приходишь к выводу, что более целесообразно было бы вернуть здание епархии для размещения в нём мужской гимназии с количеством учеников, соответствующим параметрам здания. В этом случае можно было бы приспособить здание к современным нуждам, сохраняя его историко-художественные особенности, не уродуя его сооружением современного безликого пристроя в стиле хай-тэк. Можно было бы не тратить муниципальные средства на это строительство, а провести реконструкцию позже за счёт епархии и наверняка в других формах». Именно такой вывод стоит в экспертном заключении.

Однако эксперт – не согласовывающий орган, он лишь пишет свои рекомендации. Разрешение на реконструкцию даёт служба по охране памятников. Госорган не счёл нужным принять к сведению выводы экспертизы. Только дело в том, что с историко-культурной экспертизы документация была направлена в службу по охране объектов культурного наследия 8 сентября 2008 года. В это время согласование эскизного проекта «Реконструкция и реставрация памятника архитектуры «Школа №72». Блок мастерских со спортзалом» было уже выдано. Оно подписано 3 июля 2008 года и 9 июля получено заказчиком. Зачем посылать на экспертизу документацию, которая уже получила согласование органа охраны, вопрос риторический. Получается, что экспертное заключение «Иркутскгражданпроекта» – чистой воды формализм, необходимый лишь для соблюдения буквы закона. Да и то задним числом.

Впрочем, это не единственное нарушение, отмеченное экспертизой. «Не был представлен градостроительный, архитектурно-стилистический анализ. Всё это должно быть рассмотрено на научно-методическом совете. Этого в документации нет, – перечисляет Надежда Красная. – Однако по всем параметрам пристрой выдержан».

Марья без Ивана

Вот на такое здание «замахнулись» прихожане Спасской церкви. Мэрия Иркутска прислала им ответ, в котором говорится, что город не имеет права быть учредителем православной гимназии, поскольку церковь в России отделена от государства. «Совместными усилиями приходов возможно построение современного здания для негосударственного образовательного учреждения мужской православной гимназии», – пишет в ответном письме председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Валентина Вобликова. «Учредителем мужской гимназии может выступить приход любого храма или сама епархия. Учредитель должен найти здание, разработать программу, получить государственную аккредитацию. В этом случае, пожалуйста, пусть выходят на конкурс и претендуют на получение субсидии из бюджета города Иркутска», – объясняет точку зрения администрации заместитель начальника департамента образования Иркутска Валентина Бужигеева.

По словам директора женской гимназии священника Александра Беломестных, годовой бюджет на содержание дисциплин госстандарта в гимназии составляет около 12 млн. рублей. Из них 70% возмещает муниципалитет за счёт субсидии из городского бюджета, предоставляемой по результатам конкурса между негосударственными образовательными учреждениями. Примерно 30% затрат несёт область согласно региональному закону о поддержке негосударственных образовательных религиозных заведений. По закону, если частное учебное заведение получает государственную аккредитацию, лицензию на проведение образовательной деятельности, оно приобретает право участвовать в конкурсе между НОУ (негосударственными образовательными учреждениями) на получение субсидии из бюджета города в случае предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным образовательным программам. Гимназия конкурс прошла.

Средства субсидии идут исключительно на обеспечение набора предметов, принятых в любой государственной школе так называемого госстандарта. Дополнительные, церковные предметы, обеспечивает Иркутская епархия РПЦ МП. Кроме того, епархия содержит в гимназии медработника, обеспечивает ремонт и эксплуатацию здания. Например, в прошлом году в гимназии был сделан ремонт более чем на 10 млн. рублей из средств частных пожертвований. А здание бывшей церкви, где ныне размещается гимназия, в своё время муниципалитет передал епархии в бессрочную аренду.

«Само по себе здание Хаминовской гимназии не представляет для епархии никакой ценности, – говорит Александр Беломестных. – Содержать гимназию самостоятельно епархия не сможет, таких средств у неё просто нет. Мало найти деньги сегодня. Нужно быть уверенным, что и завтра финансирование будет. Ведь речь идёт о детях. Тем более нереально построить новое здание». По версии представителей епархии, мужская гимназия может существовать на тех же условиях, что и женская. То есть если её на паритетных началах с епархией согласится финансировать государство. «У нас накоплена хорошая научно-методическая база, имеется педагогический состав, – продолжает Александр Беломестных. – В принципе, нужно только решить юридические и административные вопросы, и мы готовы выйти на конкурс. Проблема в том, что разместить мальчиков негде».

По неофициальной информации, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим не раз обращался с этим вопросом в мэрию, но понимания не нашёл. А пока две власти – духовная и светская – ищут консенсус, жизнь идёт. Дети рождаются, подрастают, им нужно учиться. Потому и раздался голос общественности. «Верующие не претендуют на здание, – расставил акценты один из авторов письма Александр Дьячков. – Мы просто хотели, чтобы администрация города услышала наш голос. Ведь власти должно быть небезразлично мнение горожан».

Конвертация ценностей

«Я ко всем конфессиям отношусь хорошо, – в сердцах воскликнула одна из моих собеседниц. – Но я не люблю, когда хотят взять «на халяву». В конце концов, это наши с вами налоги. Почему их дети должны учиться в каких-то привилегированных условиях, когда наши школы переполнены и работают в две смены». Вот это и есть настоящая причина, по которой в Иркутске десять лет висит вопрос о создании мужской гимназии. Кто такие «они» и кто такие «мы», по какому принципу нас делить и главное – зачем? Церковь в России отделена от государства, но верующие – нет. Православные являются гражданами РФ со всеми вытекающими правами и обязанностями. Как и все остальные, платят налоги государству. Коли на то пошло, заказчиками образования, согласно Конституции РФ, являются родители. А православных родителей в Иркутске много. Больше, чем мест в православных учебных заведениях.

Если разобраться, государству выгодно наличие частных учебных заведений, если они дают качественное общее образование. В женской гимназии государство финансирует «госстандарт». Бесспорно, это немалые затраты. Однако часть расходов всё-таки лежит на епархии. Если бы девочки учились в муниципальных школах, затраты на их обучение государство несло бы полностью. Точно так же, как сейчас полностью несёт затраты на обучение мальчиков из тех же семей. Ведь учить их всё равно нужно. И учатся они в тех самых переполненных иркутских школах. А могли бы учиться в одной. В общем, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Качество обучения в женской гимназии выше, чем в общеобразовательной школе, это признают все. По словам Валентины Бужигеевой, гимназистки активно участвуют в городских и областных мероприятиях, занимают призовые места на олимпиадах среди школьников. Статус «гимназия» обязывает давать знания выше базового уровня. Учатся там одни девочки, и в классах по 15 человек. Это тоже способствует повышению успеваемости. Не говоря уж о том, что большое место здесь уделяется духовному воспитанию. Дивиденды, которые общество получает от этих вложений, призовыми местами в олимпиадах не измеришь.

Жизнь города определяют и строят горожане. Если в обществе есть потребность в создании православной гимназии для мальчиков, может быть, стоит ещё раз остановиться и обратить на эту проблему внимание? Отдав здание под мужскую гимназию, можно решить вопрос о сохранении исторического памятника. Причём это редкий случай, когда его можно сберечь не во имя самого памятника, делая заложниками истории его обитателей. Если нам удастся сохранить в центре города «кусочек» старого Иркутска, наполнив историческую форму современным содержанием, от этого город только выиграет, и в его палитре появится новый оттенок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры