издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Охота на вузы

Государство начинает и выигрывает

В этом году выпускников школ ждёт суровое испытание: сдача единого государственного экзамена становится обязательным условием для поступающих в высшие учебные заведения. Такой порядок определён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2008 года. К сожалению, в полном объёме с новыми правилами приёма в высшие учебные заведения преподаватели и будущие абитуриенты смогли ознакомиться на месяц позже: опубликован приказ был только в январе.

Мы будем жить теперь по-новому…

Впрочем, вузовская общественность, так или иначе, характер новшеств себе представляла: они были заложены ещё федеральным законом 17-ФЗ от 9.02.2007 г. об обязательности единого государственного экзамена. Как и ожидалось, с 2009 года все абитуриенты государственных высших учебных заведений, вне зависимости от того, поступают ли они по программе обучения за счёт средств бюджета или на основе договора об оплате обучения юридическим или физическим лицом, будут зачисляться только на основе результатов ЕГЭ. Дневное, заочное, ускоренное  – все поголовно, за исключением поступающих в военные вузы и образовательные учреждения, программы которых будут содержать сведения, составляющие государственную тайну, а также инвалидов. Говоря иначе, свидетельство о результатах ЕГЭ теперь фактически является экзаменационным листом вступительных экзаменов в вуз.

Согласно новым правилам, вузы могут поднять планку: установить количество баллов, позволяющих успешно пройти вступительные испытания, выше, чем минимум, установленный для подтверждения освоения общеобразовательной программы среднего общего образования.

Вуз может выбрать три испытания из перечня, утверждённого Министерством образования и науки, причём вступительное испытание по русскому языку и профильному общеобразовательному предмету является обязательным. Всего в перечне испытаний ЕГЭ  11 предметов, если считать иностранный язык за один: русский  язык,  математика, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранный язык и информатика.

Легче верблюду войти в угольное ушко…

Приведённые выше новации в сфере высшего образования не обрадовали ни преподавателей высших учебных заведений, ни самих выпускников. Конечно, сложнее всего выпускникам и их родителям. Заявления о сдаче ЕГЭ нужно подать до 1 марта. В новых условиях будущим абитуриентам выгодно сдать в рамках ЕГЭ как можно больше испытаний – это откроет им возможность для дополнительного маневра: правила не запрещают подать документы в несколько мест одновременно, главное, чтобы были сданы ЕГЭ по соответствующим дисциплинам. Чем больше испытаний, тем больше требуется подготовки. Это значит, что последнее школьное полугодие у выпускников полностью уйдёт на подготовку к ЕГЭ, натаскивание и занятия с репетиторами. Это серьёзная нагрузка, причём не только моральная, но и материальная: час индивидуальных занятий с репетитором сегодня стоит от 300 до 600 рублей. А значит, что дети из семей, которые могут нанять своему чаду дорогостоящих репетиторов, будут находиться в лучших стартовых условиях.

Куда выпускнику податься?

Но даже если ЕГЭ более или менее успешно сдан, куда податься выпускнику – в государственное учебное заведение или частный вуз? Вопрос далеко не праздный. Некоторые коммерческие вузы предлагают специальности, которые не всегда обеспечены государственными вузами, используют новые, нетрадиционные программы обучения.

Но у коммерческих вузов есть и отрицательные стороны. Часто у них отсутствуют собственные учебно-методические фонды, помещения и штатный научно-педагогический состав. Наконец, самым страшным пороком некоторых коммерческих «институтов» и «университетов» является стремление к извлечению прибыли в ущерб качеству образования. В таких учебных заведениях процесс обучения сводится к формальным действиям, реальных знаний студент во время обучения не получает. Дипломы таких заведений на рынке труда ценятся невысоко, и при устройстве на работу молодым людям с таким документом приходится больше полагаться на себя.

Не мешает напомнить, что ещё летом прошлого года министр образования и науки РФ А. Фурсенко заявил о необходимости снижения числа вузов в России. По словам министра, из более тысячи действующих сегодня высших учебных заведений скоро останется не более двухсот. Логика реформы подсказывает, что коммерческие вузы, выдающие дипломы государственного образца, должны унифицировать правила приёма с государственными либо выдавать собственный диплом и превратиться, по сути, в учреждения дополнительного образования.

Впрочем, «большая чистка» ожидает и государственные высшие учебные заведения. В девяностые было модно переименовывать институты в университеты. Для того чтобы институту стать университетом, необходимо выполнить ряд формальных требований: открыть на своей базе подготовку студентов более чем по семи специальностям, довести до определённых показателей количество преподавателей с докторской и кандидатской учёными степенями, вести научную работу и издавать собственные учебные пособия. Сейчас обилие «университетов» привело к тому, что рынок труда переполнен специалистами некогда популярных специальностей. Качество их подготовки у работодателей вызывает нарекания. Поэтому государство взяло курс на сокращение количества университетов.

На совещании с ректорами вузов РФ в Москве, которое состоялось в январе этого года, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова заявила, что более 50% высших учебных заведений в России не соответствуют своему рангу. Это касается и некоторых иркутских вузов, которые по результатам лицензирования могут расстаться со своим статусом и стать академией – высшим учебным заведением более узкого направления.

Университеты живут не десятилетия, а века…

Среди иркутских высших учебных заведений особое место занимает Иркутский государственный университет. Во-первых, это университет, который следует традициям классического образования и готовит специалистов по различным направлениям: гуманитарным, естественнонаучным, математическим и педагогическим. В университете по 49 специальностям и направлениям обучаются 18 тысяч студентов. Во-вторых, ИГУ – это крупный научно-образовательный центр, в который входят два филиала, 5 учебных институтов, 11 факультетов, 109 кафедр, 4 научно-исследовательских института, Центр информационных технологий и крупнейшая в России научная библиотека. Наконец, это мощнейший преподавательский корпус: 4 академика и 2 члена-корреспондента Российской академии наук, 154 доктора наук, профессора, 480 кандидатов  наук, доцентов.

Пожалуй, ни в одном другом вузе Иркутска нет такой тесной связи между университетской и академической наукой. Целый ряд научных школ, сформировавшихся в Иркутске, имеют международную известность. Это теоретические изыскания и практические разработки иркутских учёных в области люминесценции, физической химии и катализа, физики ионосферы, физики высоких энергий, неорганической химии и обогащения руд, дифференциальных и интегральных уравнений, теории оптимального управления, алгебры и математической логики, высокомолекулярных соединений, биологии и экологии Байкала и многих других. Сегодня научные исследования университета проводятся в рамках 26 основных направлений, причём более половины всего объёма выполняемых работ приходится на фундаментальные исследования. Этот показатель характеризует высокий научный потенциал и определяет конкурентоспособность университета.

ИГУ стремится к тому, чтобы специальности, по которым идёт подготовка студентов, были востребованы жизнью. За последние десять лет здесь открылись новые специальности: «международное право», «экономика», «коммерция», «менеджмент организации», «математические методы и исследование операций в экономике», «математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «международные отношения», «связи с общественностью», «геохимия», «экология», «микробиология», «политология», «религиоведение» и «психология». Выпускники по этим специальностям всегда находят интересную и высокооплачиваемую работу.

Буквально на днях ИГУ ещё раз подтвердил высокий уровень своей конкурентоспособности, став победителем федерального конкурса «Университетский кластер». Лишь 12 вузов России из 32, направивших заявки на участие, получат суперсовременное компьютерное оборудование и программное обеспечение для высокотехнологических вычислений и решения наукоёмких задач для внедрения инновационных форм обучения и обработки данных научных исследований. Теперь университет будет подключён с высокой скоростью к самому мощному компьютерному центру – межрегиональному суперкомпьютерному центру Российской академии наук.

Иркутский государственный университет участвует в большой программе международного сотрудничества. Среди его партнёров Мэрилендский университет (США),  Университет Южного Квинсленда (Австралия), Университет Сандерленда (Великобритания), Ляонинский университет (Китай) и ещё более 20 зарубежных университетов из 15 стран.

Конечно, Иркутский государственный университет – не единственный государственный вуз в Иркутске, где можно получить востребованную специальность. Пожалуй, главным его плюсом является то, что объём и качество знаний, полученных выпускниками за время обучения в вузе, позволяют им осваивать смежные специальности, а в случае необходимости – легко получать дополнительное образование. Сегодня выпускников Иркутского государственного университета можно найти и в реальном секторе экономики, и в банке, и в федеральной, региональной политике, и на муниципальной службе, и в правоохранительных органах и средствах массовой информации, ведь сегодня для работодателя университетский диплом означает прежде всего свидетельство высокого качества подготовки специалиста.

[title=»Успешные выпускники ИГУ последних лет» width=»100%»]

Королёва Наталья Владимировна
– биолого-почвенный факультет, выпуск 1998 года, доктор биологических наук, защитила кандидатскую в 2000 г., докторскую в 28 лет (2005 г.), старший научный сотрудник Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека.
Казаков Константин Вячеславович – физический факультет, выпуск 2003 года, защитил кандидатскую в 22 года (2003 г.), докторскую в 25 лет (2006 г.), директор физико-технического института ИрГТУ.
Буренин Андрей Викторович – Сибирско-Американский факультет, выпуск 1996 года, кандидат экономических наук, финансовый директор АО «Ренова Менеджмент АГ» (Москва), депутат Государственной Думы IV созыва.
Баканович Максим Анатольевич – факультет филологии и журналистики, выпуск 2003 года, директор продюсерского центра «Creatent» (Москва).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры