издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пошли на снижение

Авиакомпании снизили уровень безопасности

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

В Иркутске подвели итоги прошедшего года: количество инцидентов на авиапредприятиях, подконтрольных Восточно-Сибирскому управлению воздушного транспорта, увеличилось в полтора раза, а два серьёзных события, одно из которых обернулось человеческими жертвами, пока находятся на стадии расследования. Эксперты выделяют несколько причин снижения уровня безопасности полётов, среди которых «самоуспокоенность» эксплуатантов судов, старение парка воздушных судов и недостатки системы сертификации компаний-эксплуатантов.

Речь об этом шла на прошедшем в конце минувшей недели заседании совета по безопасности полётов Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации. Анализ представил отдел эксплуатационной инспекции ведомства, который зафиксировал увеличение числа авиационных событий. Наиболее серьезное из них повлекло гибель семи пассажиров. Напомним, 11 июля потерпел крушение Ан-24, эксплуатируемый авиакомпанией «Ангара». Самолёт, выполнявший рейс по маршруту Томск – Сургут, произвёл вынужденную посадку на воду в дельте реки Оби из-за возгорания левого двигателя. Сейчас расследованием катастрофы занимается Межгосударственный авиационный комитет. По предварительным данным причиной произошедшего стали конструктивно-производственные недостатки самолёта.  

В целом за прошлый год в компаниях, подконтрольных ВСМТУ, произошло 18 авиационных событий, в частности одна катастрофа, одна авария, 14 инцидентов и два серьёзных происшествия. Если в позапрошлом году человеческий фактор стал причиной трёх событий, то в прошлом — шести. С пяти до десяти выросло число случаев, обусловленных конструктивно-производственными недостатками воздушных судов, в которых ключевую роль сыграло старение парка Ан-24. На самолёты этого типа приходится основная масса событий технического характера. В 2010 году наибольшее количество авиационных событий, а именно четыре, произошло в «ИрАэро». В 2011 году в этой авиакомпании произошло девять событий, в «Ангаре» – семь, а также по одному в «Авиакомпании  Бурал» и «АэроБратске».

Шесть человек пострадали в аварии 8 августа прошлого года. В аэропорту Благовещенска Ан-24 выполнял посадку в грозу, уклонился вправо и сел вне границ лётного поля. Самолёт компании «ИрАэро» получил настолько сильные повреждения, что восстанавливать его оказалось экономически нецелесообразно, и воздушное судно было списано. По мнению начальника управления инспекции по безопасности полётов Росавиации Сергея Мастерова, командир экипажа принял неверное в такой ситуации решение и вместо того, чтобы уйти на второй круг, «сел не туда». Эксперты территориального управления считают, что в данном случае имел место ряд нарушений летных законов и инструкций со стороны метеослужбы, диспетчерского состава и экипажа воздушного судна. «Без человеческих жертв обошлось по чистой случайности. Одного этого случая должно было с лихвой хватить, чтобы в авиакомпании провести соответствующую профилактическую работу, но 17 августа этого же года произошла посадка в аэропорту Читы, где Ан-24 выкатился за пределы полосы. Два авиационных события с интервалом в девять дней характеризуют состояние безопасности полётов в этой авиакомпании», – говорит Мастеров.  

В целом по России статистика выглядит более удручающе. В 2011 году с гражданскими воздушными судами РФ произошло 38 авиационных происшествий, из которых 22 закончились катастрофами, приведшими к гибели 139 человек. По сравнению с 2010 годом относительное число авиационных происшествий увеличилось на 35%, относительное число авиационных катастроф – на 81%, относительное число погибших – в 4,2 раза. Трагедии в Ярославле и Петрозаводске, отмечают специалисты, заставили правительство страны принять непопулярные меры, по результатам которых перестали существовать 37 коммерческих авиакомпаний. Ситуацию удалось переломить, но этого, по мнению экспертов, недостаточно. Согласно поправкам в Федеральных авиационных правилах, функции сертификации авиакомпаний с коммерческих структур, не оправдавших доверия, переложены на территориальные органы Росавиации, в которых, в свою очередь, ощущается значительная нехватка специалистов. В связи с этим в управлении инспекции по безопасности полётов советуют обратить особое внимание на компании «Ангара» и «ИрАэро», которые приступили к освоению новых типов судов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры