издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зелёный свет туризму

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Иркутск летом превращается в город туристов. В центре практически на каждом углу днём можно увидеть немцев, американцев, китайцев, которые разглядывают покосившиеся деревянные дома. В мэрии заявляют, что в городе активно реализуются проекты, которые создадут более комфортную и привлекательную среду для туристов. «Сибирский энергетик» выяснял судьбу наиболее разрекламированных из них: появится ли в Иркутске «зелёная линия», где располагаются информационные пюпитры, как согреваются зимой в областном центре туристы и почему 130-й квартал не привлекает иностранных гостей.

«Дорогая дорога»

В Иркутске наступила настоящая летняя жаркая пора туристического сезона. В центре города невозможно днём не встретить хотя бы одну группу иностранцев. В отделе туризма и международной деятельности администрации Иркутска с уверенностью говорят,  что количество гостей в городе с каждым годом увеличивается. Объясняется это несколькими причинами: удобное расположение Иркутска как коммуникативного центра между Востоком и Западом, а также близость к уникальному озеру Байкал. 

Безусловно, только позиционировать себя столицей туризма Восточной Сибири мало. Необходимо предпринимать реальные шаги к созданию комфортной среды для гостей. Основная проблема Иркутска, которая мешает развитию туризма в областном центре, считает начальник отдела туризма и международной деятельности администрации Иркутска Ирина Урбанович, дорожная. «Очень дорогая транспортная составляющая – вот основное препятствие для развития въездного туризма  в Иркутске. Особенно это актуально в летний период. Ведь для того чтобы увидеть наш красивый город, уникальное озеро и первозданную природу, приходится преодолевать очень большие расстояния», – отметила Ирина Урбанович. 

Она добавила, что первая муниципальная программа, направленная на привлечение туристов, уже реализована. Удалось выполнить задачи, которые были определены на первом этапе: начало развития системы уличной навигации, выпуск информационных материалов о городе для туристов, продвижение туристических ресурсов через участие в международных выставках». 

В этом году начала реализовываться вторая программа – «Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013–2017 годы». Она, пояснили в мэрии, предусматривает поддержку предприятий сферы туризма, формирование имиджа Иркутска как города, привлекательного для туризма, и многое другие. С этого года не ограничатся только созданием образа, но и начнут реализовывать более  значимые проекты.

Зелёные кирпичи, плитка и светодиодные шары

Два года назад начал активно обсуждаться проект «зелёной линии». В мэрии предложили проложить маршрут по главным достопримечательностям города, нарисовав на тротуарах зелёную дорожку. По задумке, линия должна была объединить 30 основных архитектурных и исторических объектов. Лёгкая в исполнении идея понравилась общественникам, на городских интернет-порталах иркутяне предлагали чиновникам взять по банке краски и нарисовать пятикилометровую линию. После большой рекламы и бурного обсуждения проект горожанами  забылся. «Зелёная линия» без громкого афиширования появилась лишь на городских картах для туристов.  Возле памятников установили информационные стенды, которые должны были вместе с раскрашенной линией ориентировать гостей города. 

Ирина Урбанович заверила корреспондента «Сибирского энергетика», что от создания «зелёной линии» на тротуарах в мэрии не отказались. Просто подход к проекту пришлось изменить – отказаться от использования краски, которую хотя бы раз в год пришлось бы обновлять, неся при этом большие затраты. Именно с такой проблемой столкнулись города Центральной России, где попытались нарисовать на дорогах зелёные указатели. «Мы решили, что лучше сделать продуманно, надёжно, чтобы потом не пришлось тратить дополнительные средства. Проект «Зелёная линия» состоит из нескольких этапов. Первый уже практически завершён: в ближайшее время на улицах города появятся оставшиеся информационные пюпитры. Расположение всех уже согласовано, историки проверили информацию, которая будет размещена на пюпитрах, осталась установка», – пояснила Ирина Урбанович. 

Гости города с восторгом рассматривают старинные заброшенные здания, которых сами иркутяне стыдятся

Второй этап проекта касается непосредственно зелёной дорожки. По словам начальника отдела туризма мэрии, год с лишним ушёл у администрации города на поиск материала, который смог бы заменить простую зелёную краску. Рассматривались даже варианты размещения резиновых зелёных кирпичей и зелёной тротуарной плитки. Но ни один из предложенных материалов не подошёл под главный критерий: в темноте увидеть «зелёную линию» было бы невозможно. Тогда появился вариант светящегося маршрута: в асфальт предложили вмонтировать светодиодную подсветку. Для начала устроили тест-драйв светильникам на Аллее инноваций. Напротив Дома Европы на тротуаре разместили небольшую светящуюся конструкцию. Она смогла пережить лютые морозы, сильные снегопады, перепады температур, не пострадала от вандалов. «Разработчики предложили светильники подкрашивать ярко-зелёной краской. Ведь проект должен оправдывать своё название», – с улыбкой добавила Ирина Урбанович.

В мэрии рассказали, что на создание маршрута для туристов запланировано около 5,5 млн. рублей. Впрочем, в конце лета будет объявлен тендер на проведение работ, возможно, цена снизится. В других городах, например в Астрахани, уже применяют более современные технологии. В городе на Волге запущен проект «зелёная стрелка»: таблички с QR-кодами разместили возле главных исторических объектов. Туристу, чтобы пройтись по предложенному маршруту, достаточно загрузить в мобильный телефон необходимое приложение и сканировать на улицах города специальные зелёные стрелки – на устройство будут приходить сообщения со всей информацией о памятниках, а также о том, куда направляться дальше.

В иркутской администрации тоже рассматривают такой продвинутый метод. Есть уже тестовый вариант таких кодов, скорее всего, на будущий год туристы и иркутяне смогут воспользоваться информацией через QR-коды.

«130-й квартал – интересен ли он туристам?»

Первый участок «зелёной линии» должен появиться уже до конца этого года. «Зелёный маршрут» соединит основные памятники Иркутска. Всего линия свяжет 30 объектов. Разрекламированный 130-й квартал останется в стороне. На удивлённый взгляд корреспондента «Сибирского энергетика» Ирина Урбанович спокойно ответила: «Иностранцев не особенно привлекает 130-й квартал. Ведь проект от его первоначальной задумки  отклонился, там получилось собрание новоделов, раскрашенных яркими рекламными вывесками, порой даже на иностранных языках. Получилась очень хорошая зона для отдыха горожан. Но туристов привлекает совсем другое, им нужна история», – пояснила она.

По её словам, гостей интересует та сторона города, которой обычно иркутяне стыдятся: покосившиеся деревянные дома, старинные здания с едва сохранившейся резьбой по дереву, выполненной вручную. «Иностранцы уходят на улицы Лапина, Грязнова, Красноармейскую. Они с восторгом рассматривают дома, уходящие в землю, окна которых находятся на уровне дороги. Наверное, это то немногое, что соприкоснулось уже с тремя веками. И есть уже практика восстановления таких домов как частных владений, чтобы и людям жилось в них комфортно, и история сохранилась», – добавила Ирина Урбанович.

Ирина Урбанович: в городе активно реализуются проекты, которые создают более комфортную и привлекательную среду для туристов

С вопросами, куда лучше идти, что посмотреть, чтобы увидеть интересные места столицы Приангарья, туристы обращаются в Информационно-туристскую службу (ИТС), которая размещается в Доме Европы. Для экономии многие иностранцы предпочитают путешествовать самостоятельно, не покупая путёвки у туроператоров. Поэтому, оказавшись впервые в незнакомом городе, они направляются к тому объекту, который видели в Интернете. Визитной карточкой Иркутска давно стал именно Дом Европы на Фридриха Энгельса, 21, отметила Ирина Урбанович. 

В ИТС сначала работал всего один человек, затем пришло понимание, что справляться с наплывом туристов с каждым годом становится всё сложнее, штат увеличили. Только с начала этого года в ИТС обратились 1300 туристов. Большое количество людей приходит в службу зимой. «Иркутск нередко выступает только в качестве перевалочного пункта. Здесь туристы из Европы находятся день-два и едут дальше – в Азию или на Восток. Зимой гости, непривычные к нашим морозам, приходят в ИТС, чтобы согреться, воспользоваться выходом в Интернет, выпить горячего чая. И узнать, что они могут всего за несколько часов посмотреть в Иркутске», – рассказала Ирина Урбанович. 

Чтобы гостям не приходилось за информацией ехать с вокзалов или из аэропорта через весь город, на точках въезда в город устанавливают сенсорные терминалы. На картах города  и терминалах указывается и телефон call-центра ИТС. Корреспондент газеты «Сибирский энергетик» позвонил по номеру 20-50-18 и лично проверил работу операторов. На другом конце провода девушка сразу же начала профессионально расспрашивать, чем она может помочь «туристу». 

У администрации города много планов в области туризма. Так, уже в этом году  впервые появится событийный календарь на 2014 год, в котором будут указаны  основные мероприятия –  фестивали, праздники, конкурсы, выставки, которые проходят в городе Иркутске. Тем самым мэрия может привлечь потенциальных туристов для участия в мероприятиях города.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры