издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Найдёныш прижился во Владивостоке

Весной прошлого года из Большого Голоустного в Иркутский зоопарк привезли найдёныша – маленького нерпёнка. Он совсем оголодал и был практически при смерти. В зоопарке его выходили, выкормили и устроили его судьбу – малыша подарили Владивостокскому океанариуму. Не так давно иркутские зоологи Вадим и Людмила Ивушкины побывали во Владивостоке, где проведали своего приёмыша. Байкальский тюлень прекрасно прижился в местном океанариуме. У него появилась семья – самочка из Республики Бурятия – и новое имя – Альф. Очень важно и то, что нашим нерпам в Приморье создали оптимальные условия для содержания – они живут в воде, по составу идентичной байкальской, их кормят омулем и голомянкой. Наш корреспондент отправился в зоопарк узнать подробности.

Нашли во льдах 

Если честно, благоухал этот нерпёнок не очень: запах был насыщенный и терпкий. Ведь любые рыбоядные  животные пахнут довольно сильно, и это не самый лучший в мире аромат. Посетители его не ощущали, но сотрудники зоопарка – вполне. Как и те счастливчики-журналисты, которым удалось подержать малыша на руках.

– Запах нашего Пупсика мы тоже помним, – смеётся Людмила Ивушкина, координатор зоопарка. – Тогда ветеринару Анне Вайнюнас пришлось даже свой стол перетягивать. Мы два месяца терпели, запах никак не выветривался, пришлось менять обивку. 

Байкальский тюлень прожил в Иркутске чуть меньше месяца, но успел запомниться. Хотя появление нерпёнка не явилось полной неожиданностью – близость Байкала и страсть наших людей подбирать детёнышей животных и птиц располагают к этому. 

– Поздно вечером нам позвонили из Голоустного рыбаки, сказали, что возвращались с промысла и нашли в торосах маленького нер-пёнка, – вспоминает Людмила. – Мы сначала начали ругаться, потому что у людей есть такая странная манера – подбирать животных и тащить их  в город. По большей части это касается птиц, слётков, которых тащат в огромных количествах. Но это же относится и к зайчатам, оленятам, нерпам в том числе. Забирать малышей из дикой природы можно лишь в одном случае — если вы уверены, что их родители погибли. Во всех остальных случаях подбирать детёнышей животных не нужно. Но рыбаки настаивали: «Мы люди опытные и в состоянии отличить нерпёнка, который умирает от голода, от того, которого оставила мать, чтобы пойти подкормиться». Мы пожали плечами: «Везите!»

Привезли найдёныша поздно ночью закутанного в одеяло и, значит, перегретого. Физиология нерпы такова, что ей нужна прохлада. Вода в Байкале не прогревается даже летом, и температура окружающей среды у нерпы должна быть достаточно низкой – плюс 2-3 градуса. Ивушкины постарались сразу же охладить нерпёнка, протерев его снегом. Несмотря на апрель, снега в парке было много, благодаря ему нерпёнок и выжил.  Потом нужно было срочно решать проблему с питанием – очумевший от стресса ребёнок был не в состоянии есть. Пришлось срочно искать консультантов, людей, так или иначе что-то знающих о кормлении нерп. 

– Мы вспоминали ситуацию с нерпой, найденной в Слюдянке и отправленной куда-то на запад. До нас дошли жуткие съёмки –  как нерпа погибала в вонючей, зелёной, тёп-лой, почти горячей луже. Это было кошмаром, который ни в коем случае нельзя было повторить. И наш ветеринар Анна Викторовна собственными руками килограммы рыбы перелопачивала, снимала с костей, готовила из неё фарш. Мы пришли к выводу, что малыша уже можно переводить на рыбу. Молоко решили не давать, потому что подобрать смесь, похожую на нерпячье молоко, в принципе невозможно. У каждого вида животного свои особенности состава молока. Вначале Пупсик есть сам отказывался, не знал, что такое рыба, и мы кормили его трижды в день через кондитерский шприц. Подсыпали витамины, минеральные добавки. 

Первой целью было сохранить нерпёнку жизнь. Второй – пристроить его в оптимальные условия. Ивушкины отдавали себе отчёт, что держать в зоопарке подрастающую нерпу не смогут. И с первых же дней начали лихорадочно искать, где в России есть приличные места, в которых занимаются ластоногими. Случайно выяснилось, что во Владивостоке к саммиту развернули гигантскую  стройку шикарного океанариума. Владивостокцы как раз купили нескольких нерп в Бурятии, ну а наш найдёныш был им просто подарен. 

Таким малышом нерпёнок был в апреле прошлого года

– Сначала мы боялись спрашивать, как он там, хотя у нас принято отслеживать судьбу своих животных. Мы по разным зоопаркам много кого отправляли – и лебедя, и чёрных аистов, и соколов, и старались их из вида не терять. Но в результате у Пупсика всё сложилось замечательно, в том числе и личная жизнь. 

Тонны рыбы в гигантском холодильнике

Океанариум во Владивостоке возводится на острове Русский, и это по-настоящему грандиозная стройка. Он станет не только развлекательным, но и  огромным научным центром, где будут заниматься и содержанием, и изучением животных. Уже создана мощная база, позавидовать которой могут и за рубежом. Учёные следят за здоровьем животных и подбирают им оптимальные условия кормления и содержания. Аналогов такому центру в России просто нет. Пока в океанариуме достроен лишь адаптационно-карантинный корпус, где уже живут те животные, которых собрали для будущей экспозиции. А сам корпус с бассейнами и выставочными площадями находится  на стадии строительства.

– Животных собрано уже приличное количество. Мы остались в восторге от белух, там живёт целое стадо белых дельфинов, которые играют, поют, с посетителями заигрывают и трюки сами показывают, – делится Людмила.

Встретились Ивушкины и со своим Пупсиком, уже переименованным в Альфа. А его девушку нарек-ли Бочей.

– Наша нерпа выросла около метра длиной. Альф довольно изящный, хорошо двигается. 

По размерам он должен быть крупнее самки, но они примерно одинаковые – сказалась стрессовая ситуация раннего детства. Как выяснилось, мы всё делали правильно, тюлень не потерял в своём развитии, просто не вырос. Из всех четырёх нерп, что там живут, он самый маленький. Всё остальное – в пределах физиологии. По характеру Альф общительный, у нас же он был довольно агрессивным – ветеринар был весь искусан. Нерпёнок мог кого-то проходящего мимо и за ногу цапнуть, нагловатый был товарищ, не слишком любящий людей. Сейчас же к людям привык, стремится общаться. Дрессировать байкальских нерп не будут, для этого есть более подходящие животные.

– В своё время байкальские тюлени, отправленные в Ярославль и Сочи, погибли. Им просто не смогли создать даже минимально подходящие условия. Считается, что нерпа может жить только в байкальской воде. Как с этим во Владивостоке? 

– Мы и сами убедились, что нерпе нужна холодная и очень чистая вода, в Байкале она является почти стерильной, дистиллированной. Но во Владивостокском океанариуме уникальная инфраструктура  – есть своя теплоэлектростанция, гигантская опреснительная установка, разнообразные фильтры. Воду очищают, опресняют, охлаждают, стерилизуют, делают её такой, какая нужна конкретному животному. Для наших нерп закупили огромный запас рыбы – омуля и голомянки. И здесь всё оказалось продумано. Так что наш Пупсик-Альф в надёжном месте. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры