издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«На те же грабли»

В Иркутске предлагают ввести институт сити-менеджмента

27 ноября на внеочередном заседании фракции партии «Единая Россия» Думы Иркутска депутаты предложили ввести в городе институт сити-менеджмента, направив соответствующее обращение в ИРО «Единая Россия». И это на фоне неудачного опыта сити-менеджмента в Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском и принятия в мае областными властями закона о прямых выборах на территории региона. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов неоднозначно высказался об инициативе, Серый дом пока предпочитает сохранять молчание. Эксперты полагают, что на первом этапе нужно будет внести изменения либо приостановить действие регионального закона о муниципальных выборах, а затем внести изменения в Устав Иркутска. Прецедент, когда институт сити-менеджмента был введён, а действующая Дума не распущена, уже был в Братске. Однако ситуация может начать накаляться. Уже появилась идея созвать инициативную группу и вынести вопрос о прямых и непрямых выборах мэра Иркутска на публичное обсуждение населения.

«В городе Иркутске в настоящее время складывается непростая ситуация, связанная с формированием бюджета города Иркутска на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Бюджет города является дефицитным, формирование доходной части бюджета вызывает вопросы, происходит сокращение финансирования ряда муниципальных программ. В условиях сложившейся ситуации, когда необходимо максимально консолидировать усилия всех ветвей власти, всех политических сил для исполнения своих обязательств перед населением, решать возникающие вопросы при имеющейся системе городской власти затруднительно. Действующая система органов местного самоуправления города Иркутска не позволяет депутатам Думы города Иркутска в полной мере осуществлять контроль за деятельностью администрации города и её должностных лиц», – говорится в письме, процитированном пресс-службой администрации города. На фракции это обращение зачитал руководитель, Владимир Новожилов. «Это вполне нормальная практика. Такая система есть во многих городах и зарекомендовала себя положительно, например, в Бурятии», – сказал заместитель председателя Думы Александр Ханхалаев. «Всё это позволит объединить усилия руководства города для преодоления негативных экономических явлений с минимальными потерями, позволит в полной мере осуществлять контроль за деятельностью администрации города Иркутска со стороны депутатского корпуса. А также приведёт к экономии бюджетных средств, запланированных на проведение выборов мэра города Иркутска в 2014 году, это около 40 млн руб.», – процитировала Владимира Новожилова пресс-служба.  

Далее ситуация развивалась весьма странно. Ряд СМИ сообщили, что мэр Иркутска Виктор Кондрашов поддержал введение института сити-менеджмента. Более того, СМИ ссылались на информацию с официального сайта администрации Иркутска. Однако позже на сайте появилась новость, в которой уже значилось: «не поддержал». В пятницу в иркутские масс-медиа была разослана информация с приглашением прийти на брифинг. «Сегодня состоится брифинг депутатов Думы города Иркутска по ситуации, сложившейся в связи с расхождением пресс-релизов на сайтах Думы и органов местного самоуправления (о внеочередном заседании фракции «ЕР»)», – сообщалось в нём. Но спустя примерно час поступила другая: «Коллеги, брифинг отменяется! Пояснения даст пресс-служба мэрии». И к вечеру пресс-служба распространила комментарий Виктора Кондрашова, который тоже ясности не внёс. «Привлечение на контрактной основе управленца градоначальник считает действенной практикой – именно с точки зрения хозяйственного управления городскими ресурсами, – излагала пресс-служба градоначальника, избегая впрямую цитировать своего шефа. – Однако не стоит забывать и о политической ответственности перед населением, которое избрало нынешних мэра и депутатов. В этой связи Виктор Кондрашов считает, что внедрение института сити-менеджера в Иркутске может быть осуществлено после проработки механизма взаимодействия между структурными подразделениями. Разночтения в трактовке позиции мэра возникли именно из-за того, что Виктор Иванович, поддерживая институт введения сити-менеджеров, высказал возражения по форме его внедрения. И депутаты, и представители администрации солидарны, что эти изменения должны проводиться в безусловном соответствии с законодательством, а также при поддержке региональных законодателей». 

Заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин заметил, что ситуация развивается достаточно стремительно, и ещё некоторое время назад, по его информации, темы с сити-менеджером для Иркутска не было. «Я не раз высказывался по поводу этой идеи для Иркутска. Отношение моё отрицательное», – сказал Шишкин. 

Схема, по которой может быть введён институт сити-менеджера в Иркутске, похоже, пока неизвестна никому. Выяснить это у руководителя фракции «ЕР» в Думе Иркутска Владимира Новожилова не удалось – он не был доступен для комментариев. В мае 2014 года депутаты ЗС Иркутской области проголосовали за введение на территории региона прямых выборов мэров и дум. Теперь же, если инициатива иркутских депутатов будет поддержана, получается, необходимо вносить изменения в региональный закон. Или попросту отменять его действие, после чего вносить изменения в Устав Иркутска, сопроводив их общественными слушаниями. А далее вопрос – распускать действующую Думу или нет? По закону, поправки в Устав вступают в силу с нового созыва, но в Иркутской области в 2011 году уже был прецедент, когда Дума распущена не была, и именно из её состава был избран новый мэр. Это Братск. 

Между тем ситуация может легко скатиться к скандальной. Буквально за четверг-пятницу на тему введения сити-менеджмента в Иркутске высказалось огромное количество экспертов, даже далёких от политических реалий. Ни тема отмены прямых выборов мэра Брат-ска несколько лет назад, ни какие-то другие актуальные политические темы последних недель не вызывали такого резонанса. В первую очередь обсуждалась тема 27 ноября – последнего срока, когда регионы могли определиться с вопросом, как проводить выборы на местах в связи с муниципальной реформой (ранее тему с прямыми и непрямыми выборами решали сами муниципалитеты). Иркутск, казалось, определился ещё в мае, приняв соответствующий закон о прямых выборах. Это позволило, к примеру, избрать на прямых выборах мэра Братска несмотря на иную схему, предусмотренную в Уставе города. Однако, как заметил источник «Конкурента» в Сером доме, никакой юридически обозначенной даты 27 ноября не существует. Это может означать, что инициатива в любом случае будет рассмотрена и ИРО «ЕР», а затем и Заксобранием. 

«Муниципалитеты вправе избирать прямо свои органы власти, – заметил депутат Госдумы, коммунист Евгений Рульков. – Я против этой системы разделения властей. И думаю, что на уровне области надо бороться с такими инициативами. Ломать сейчас всё, устраивать двухуровневую систему – кому это надо? Возможно, мы имеем дело с какими-то идеями нового председателя Думы Бердникова, он пользуется поддержкой областных властей, и ему пророчили будущее кресло мэра. Но не таким же путём! Получается, мы сначала принимаем областной закон о прямых выборах, а потом его же и меняем под конкретные цели?»

«Сергей Ерощенко был одним из первых губернаторов, который высказался в поддержку того, что настоящие прямые выборы остаются; с точки зрения этики сейчас поворачивать всё вспять – наступать на те же грабли, – заметил региональный координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Любой закон можно поправить, технологии нам известны. Здесь же, как в американской конституции, речь идёт не просто о букве права, здесь важен дух права. Если мы уже сказали о том, что выборы будут, значит, мы не должны больше падать в кусты и прятаться за спины президентской администрации, которая, видимо, и потребовала от иркутских властей такого решения. Поэтому для спасения этого закона иркутскому гражданскому обществу нужно начинать публичные акции, вывод на улицы тысячи людей за сохранение поста мэра в городе». В соцсетях уже возникла идея о создании инициативной группы по поводу проведения референдума о форме избрания градоначальника Иркутска. Впрочем, уже были высказаны скептически мнения, что инициаторам не удастся вынести этот вопрос на референдум, поскольку он не входит в список тем, выносимых на такого рода голосование. Кроме того, как заметил Сергей Шишкин, не стоит забывать о явке на прошлых выборах, составившей 18,3%. Референдум же требует явки 50% и один голос. Конечно, тема достаточно резонансная и не столь отвлечённая, как осенние выборы в Думу, но 50% явка – это серьёзный замах. Тема имеет и ещё один скандальный аспект. «Если отменить майский закон, то тогда подвисают выборы мэра Братска, которые были проведены на основании этого закона вопреки уставу города», – заметил Сергей Шишкин. 

Напомним, к каким последствиям привело введение института сити-менеджмента в Усолье-Сибирском, Братске. В Усолье-Сибирском в своё время институт сити-менеджмента был введён, чтобы обеспечить возвращение во власть бывшего мэра города Евгения Кустоса. Позже Евгений Кустос был взят под стражу и осуждён за организацию покушения на убийство, превышение должностных полномочий, незаконное приобретение, перевозку и хранение боеприпасов. После этого в городе были возвращены прямые выборы, однако в действие эта поправка в Устав вступит лишь с 2017 года. В Братске институт сити-менеджмента был введён после ареста мэра-победителя, шедшего от коммунистов, Александра Серова. В 2011 году город возглавил избранный из числа депутатов Думы Константин Климов. Стабильности Братску, как и Усолье-Сибирскому, это не принесло, в итоге возник конфликт между мэром и сити-менеджером Еленой Гольцварт, который привёл к парадоксальному решению Климова – в 2011 году именно он с группой депутатов провёл решение о введении непрямых выборов, а через несколько лет стал выступать за прямые. Поправки в Устав ему так и не удалось внести, в январе 2014 года Дума Братска распустилась, не изменив Устав. И «подвешенную» ситуацию с выборами градоначальника решил только принятый в мае 2014 года областной закон о введении на территории региона всеобщих прямых выборов. Тогда юристы Серого дома сумели доказать, что областной закон имеет преимущество перед так и не поправленным Уставом города. Прямые выборы были возвращены, напомним, и в Ангарском районе. «Федеральный законодатель пытается решить нерешаемую задачу. Ему надо одновременно, чтобы руководитель муниципалитета был послушным, терпеливо сносил недостаток финансирования, брал на себя всю ответственность за всё плохое и при этом пользовался доверием и поддержкой населения, – заметил новосибирский политолог Алексей Мазур. – Так как совместить всё вместе никак не получается, законодатель мечется – жертвовать ли популярностью и легитимностью (сити-менеджер) либо послушностью и управляемостью (прямые выборы). Сейчас федеральные «весы» качнулись в сторону сити-менеджеров. А опыт Братска, Усолья, Ангарска для Москвы слишком незначителен. Вообще, в нашей политике правила каждый раз пишутся по-новому под конкретного кандидата, поэтому обсуждать что-то с точки зрения «пользы» и «правильности» даже как-то бессмысленно».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры