издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Окно в Байкальск

  • Автор: Лидия Барахоева

В Байкальске вчера официально открылся Центр обслуживания населения (ЦОН). Миссия центра – контроль за целевым и своевременным перечислением платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на счета ресурсоснабжающих организаций. Байкальский Центр стал первой ласточкой. Следующие на очереди – Слюдянка, Братск, Черемхово и Свирск. К 2016 году подобные коммунальные офисы появятся по всей области.

Система Центров обслуживания населения в Иркутской области создаётся по поручению губернатора Приангарья Сергея Ерощенко. В целом вопрос создания таких центров в регионе курирует министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, мэрия Байкальска и ОАО «Универсальная электронная карта Иркутской области», в функции которых входит продвижение передовых технологий в сферу оказания государственных и муниципальных услуг населению.

Первый центр официально открылся вчера в Байкальске, фактически же, рассказал начальник отдела ЖКХ ОАО «Универсальная карта Иркутской области» Евгений Максимов, специалисты организации уже несколько месяцев обрабатывают данные всех плательщиков коммунальных услуг моногорода. По словам Максимова, Байкальск неслучайно стал пилотной площадкой такого крупного проекта. «После закрытия БЦБК в городе растёт социальная напряжённость, обострились проблемы в жилищно-коммунальном комплексе. Здесь не было нормальной системы начислений платежей за услуги ЖКХ. Как только мы зашли в город, первое, что сделали, это посадили за стол переговоров представителей управляющей компании, мэрии и ресурсоснабжающих организаций. Главной задачей было наладить взаимоотношения между этими секторами. С августа мы занимались оценкой информационной  системы ЖКХ в Байкальске», – рассказал Максимов.

Тогда эксперты выяснили, что начисления за жилищно-коммунальные услуги всего города производила управляющая компания ОАО «УЖКС». Квитанции на оплату населению не рассылались, за платёжками горожане приходили в офис управляющей компании. Расчёт производился в отделениях одного банка – ВостСибТранскомбанка. Банк, в свою очередь, переводил деньги на счёт управляющей компании. Та с определённой периодичностью производила расщепление поступающих платежей и рассчитывалась с ресурсоснабжающими организациями. Такая длинная цепочка не делала процесс прохождения денег за жилищно-коммунальные системы прозрачной и понятной. «Мы решили организовать в городе систему автоматизации начислений. Основное правило: сегодня собственник оплачивает услуги ЖКХ, уже завтра всю информацию по поступившим платежам видят ресурсники», – добавил Максимов.

Расчёт стоимости жилищно-коммунальных услуг в Байкальске производит Центр обслуживания населения, он же отныне распечатывает квитанции и доставляет их до почтовых ящиков потребителей. Евгений Максимов заверил, что население за данные дополнительные услуги ни копейки не заплатит. Он подчеркнул: средства от населения не будут поступать на счета ЦОН или ОАО «Универсальная карта». Важно, что информация по расщеплению платежей незамедлительно будет передаваться в банк, который оперативно перечислит средства ресурсоснабжающим организациям и поставщикам услуг. Таким образом, исключаются лишние этапы в финансовых операциях, которые прежде были связаны с прохождением всех средств в УК, а затем из неё – вновь в банк для расчётов с ресурсоснабжающими организациями. 

Первые платёжки жители Байкальска получат уже в этом месяце. Изменения коснулись и самих квитанций. Теперь они составляются в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно которым платёжный документ за услуги ЖКХ должен быть максимально информативным и понятным. Так, на новых квитанциях отпечатан QR-код, что позволяет не вносить данные вручную, а перенести их автоматически через считывающее устройство. Кассиры теперь вручную будут «вбивать» только сумму оплаты. 

К тому же, больше в городе нет монополии на коммунальные платежи. Теперь оплатить услуги ЖКХ можно не только ВСТКБ, но и в офисах Сбербанка. Также появилась возможность оплатить услуги через устройства самообслуживания прямо в ЦОНе. А с декабря 2014 года байкальчане смогут перечислять средства через Интернет, воспользовавшись online-сервисом Сбербанка. 

Центр не противопоставляет себя управляющей компании, напротив, работает в связке. Офис ЦОН в Байкальске один, так что получить консультацию, подать показания  приборов учёта, написать заявление на перерасчёт по-прежнему возможно через УК. Плотно организация взаимодействует и с местной администрацией. Так, полностью изменён паспортный учёт. «Раньше в паспортных столах была бумажная картотека. Кто-то забыл сделать в документе пометку, кто-то не туда положил папку – проблем возникает масса. Бумажная волокита. Сейчас мы объединяем систему начисления и паспортный стол, всё приводим в электронный вид. К весне система должна заработать», – рассказал Максимов. 

Кроме того, совместно с мэрией создается единый социальный реестр, с помощью которого в ближайшее время будет организован совершенно новый подход к получению горожанами льгот и субсидий на оплату ЖКХ. Электронный документооборот значительно облегчит получение субсидий или льгот. «Сейчас человек приходит, пишет заявление, его просят предоставить кучу документов, в том числе и справку об отсутствии задолженности за ЖКХ. И гражданин вынужден совершать паломничество по кабинетам. С введением электронного документооборота специалист на месте сможет проверить ту же самую задолженность и другие данные», – пояснил собеседник.

В режиме «одного окна» в центре можно внести в информационную базу данных сведения о потребителях, о собственниках жилого помещения, откорректировать статус жилого помещения (муниципальное, в собственности), площади жилого помещения (общая, жилая). Центр занимается и подготовкой индивидуальных условий рассрочки платежей, проводит  различные операции с финансово-лицевыми счетами – открытие, закрытие, разделение; подготавливает и выдаёт различные справки-выписки.

В скором времени подобный Центр обслуживания населения заработает в Слюдянке. Следующие на очереди – Братск, Черемхово и Свирск, здесь сейчас проводится оценка информационной системы ЖКХ. В ближайшие два года ЦОНы появятся во всех районах и городах Приангарья. В Иркутске уже действуют похожие частные Единые окна ЖКХ, их открывает НКО СРО «Содружество ЖКХ». «Нам интересен опыт коллег, мы с ними активно сотрудничаем. Они уже несколько лет посвятили изучению вопроса, знают подводные камни. И всё же у нас немного другие Центры обслуживания населения», – добавил Максимов. Аналогов Байкальского центра нет ни в Иркутской области, ни даже в Сибири. Иркутские разработчики за основу брали опыт Тульской и Калужской областей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры