издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жертвы закона

Изменения в законодательстве оставили жителей Слюдянки без удобного междугороднего маршрута

О приостановлении маршрута № 541 Слюдянка – автовокзал Иркутска стало известно 10 февраля из сообщения региональной прокуратуры. Как заявили в надзорном ведомстве, ООО «Автодрайв», осуществлявшее перевозки по этому направлению, нарушает федеральное законодательство. Компания не значится в едином государственном реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, а сам маршрут № 541 официально не утверждён министерством жилищной политики Приангарья, однако это не помешало ему работать в течение нескольких лет. Поэтому его закрытие стало неприятной неожиданностью для тех, кто находится в постоянных разъездах между Слюдянкой и областным центром. Что послужило причиной приостановки маршрута и сколько это продлится, разбирался «Конкурент».

Чем закончится противостояние перевозчика  и Слюдянской районной прокуратуры, а также  регионального минЖКХ, сейчас больше всего волнует население прибайкальского города. Маршрут № 541 пролегал через центр Иркутска и позволял доехать до Слюдянки без пересадок. 

– Мы остались без удобного маршрута, – говорит жительница Слюдянки Валентина Дмитриевна. – При этом машины не были «раздолбайками», шофёры – вежливые. Автобус проезжал через весь город,  можно было забронировать место и сесть на любой остановке – накладок никогда не было. Автобусы единственного оставшегося маршрута № 543, который соединяет Иркутск и Слюдянку, отправляются от железнодорожного вокзала. И хотя там тоже предусмотрено бронирование места, во второй половине дня, и особенно в выходные, на бронь никто внимания не обращает – машина заполнилась и поехала!

На вопрос, когда маршрут № 541 вернётся на линию, пока конкретного ответа нет. Директор ООО «Автодрайв» Алексей Терентьев комментировать ситуацию отказался. «Скоро поедем дальше», – отметил он в коротком разговоре с нашим корреспондентом. «Ехать дальше» в «Автодрайве» собрались после судебных разбирательств – компания уже инициировала два иска в областной арбитраж: против регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, а также прокуратуры Слюдянского района, которая выдала предписание о прекращении перевозок по маршруту «до устранения нарушений».

Сам запрет прокуратуры на поездки в «Автодрайве» считают происками конкурентов. Подтверждения этому нет, однако в прокуратуре отметили, что проверка в отношении перевозчика действительно была инициирована заявлением граждан по факту «нарушений при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту Слюдянка – Иркутск».

– Нарушения были выявлены, мы маршрут не останавливали, – говорит прокурор Слюдянского района Александр Кулагин, – а предложили перевозчику исполнить требования  законодательства: утвердить, как положено, маршрут – и потом пусть ездит на здоровье.

Однако теперь выполнить требования прокуратуры и устранить «допущенные нарушения» законодательства «Автодрайву» будет непросто. Всё из-за изменений в транспортном законодательстве. Ещё в 2012 году региональный закон № 42 закрепил за областью право формирования маршрутной сети, которое прежде носило заявительный характер. При этом все открытые прежде направления продолжали функционировать. Единственное условие, которое было выдвинуто перевозчикам, заключалось в том, что они обязаны подать заявку на внесение своего маршрута в новый реестр, сформированный властями. «Маршрут № 541 Слюдянка – Иркутск на основании ранее изданного документа в старом реестре действовал, но, согласно правилам межмуниципальных перевозок пассажиров и багажа, которые регламентировались областным законом № 42, перевозчик должен был снова обратиться к нам, – поясняет заместитель министра – начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Андрей Никитин. – Мы рассмотрели бы заявку и внесли маршрут в действующий областной реестр региональных перевозок». Однако «Автодрайв» этого до недавнего времени так и не сделал. 

Но 11 января 2016 года региональное законодательство, регулирующее междугородние перевозки, изменилось: закон № 42 перестал действовать – на смену ему пришёл областной закон № 145. Кроме того, ещё в июне 2015 года в силу вступил уже федеральный закон – № 220. Одно из его положений утверждает, что соглашение об осуществлении транспортных перевозок между уполномоченным областным органом власти и перевозчиками заключается на срок не менее пяти лет и затем может неоднократно продлеваться. Таким образом, областные поправки в части формирования маршрутной сети получили подкрепление на федеральном уровне. «За нарушение федерального закона, несомненно, перевозчика ждёт наказание, – отмечает Никитин. –  Хотя ответственные перевозчики начали заключать договоры с областным органом ещё в 2012 году, у нас вышло, что некоторых маршрутов в областном реестре не было – такое случалось. Федеральные поправки привели к тому, что перевозчики с незарегистрированными маршрутами стали подавать пакеты документов для заключения  соглашения с уполномоченным органом, чтобы иметь право на работу. Некоторым приходилось по нескольку раз повторно подавать исправленную документацию – в декабре в нашем министерстве были толпы коммерсантов».

Среди них появилось ООО «Автодрайв». Как утверждают в минЖКХ, тогда представителей компании увидели впервые: «Они заявились к нам в последних числах декабря и подали документы, которые были неверны по многим позициям – например, по расчёту километража». В результате перевозчику было отказано в заявке на маршрут. «Был написан отказ с подробным разъяснением, – отмечает замминистра. – Сейчас компания обратилась в суд».

Теперь формированием карты межмуниципальных маршрутов занимается уполномоченный областной орган, и судьба направления Слюдянка – Иркутск (автовокзал) зависит от него. В свою очередь в министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта утверждают, что, по их расчётам, необходимости в маршруте № 541 нет. «Система в корне изменилась, раньше она была уведомительной, в результате перевозчики открывали только выгодные маршруты. Теперь мы формируем маршруты и выставляем их на конкурс, – отмечает Андрей Никитин. – Сейчас маршрутная сеть Приангарья сформирована более чем на 90%. Первые заключённые с перевозчиками договоры действуют как минимум до 2018 года. Для нас маршрута № 541 официально не существует. Есть маршрут № 543, который осуществляют два перевозчика. Для тех пассажиров, кто ездит с автовокзала, подойдут транзитные маршруты, например Байкальск – Иркутск. Учитывая, что стоимость проезда зависит теперь от километража, цена останется прежней». 

В минЖКХ не исключают, что в будущем маршрут № 541 всё же может вернуться на дороги. «Пока у нас нет оснований для формирования этого маршрута. Если кем-то будет проявлена инициатива, мы готовы её рассмотреть, – говорит Андрей Никитин. – Но в любом случае на обслуживание направления будет проведён конкурс. И вовсе не факт, что заявившийся перевозчик в нём победит».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры