издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сначала автомобилист, уже потом – энергетик

Профессиональный праздник День автомобилиста будет отмечаться 29 октября. Одним из мест проведения торжеств станет площадка Ново-Иркутской ТЭЦ – там находится один из участков АО «Иркутскэнерготранс», работники которого не только оказывают услуги автоперевозок, но и являются основной «движущей» силой при осуществлении транспортных и ремонтных услуг для филиалов и ДЗО «Иркутскэнерго». Только в Иркутске компания насчитывает около 200 единиц парка и больше полутора сотен сотрудников. Накануне праздника «СЭ» посетил ремонтную базу предприятия и поговорил с одним из его опытнейших специалистов – Сергеем Степащенко, который работает там уже четверть века.

Организовать встречу с собеседником, чьи заслуги высоко ценят в «Иркутсэнерготрансе», оказалось нелегко: рабочее расписание машиниста автогидроподъёмника и автокрана рассчитано по часам и не ограничивается пределами одного Иркутска. В результате поговорить с «СЭ» Сергей Степащенко смог, только пожертвовав своим обеденным перерывом. В момент возвращения в рабочие ряды его ждали члены ремонтной бригады Ново-Иркутской ТЭЦ, занятые в обновлении оборудования сектора угольного вагоноопрокидывателя. Только при появлении Степащенко на грузовике с подъёмной люлькой они смогут продолжить работу. «Сегодня со мной работают совсем молодые ребята – их я впервые увидел, хотя есть и ремонтники, с которыми мы работаем бок о бок не один год, – рассказывает он. – И вот они мне в какой-то момент говорят: «Что-то у вас люлька немного трясётся». А я им отвечаю: «Так вы, ребята, наверное, помладше этой машины будете». Посчитали, и правда – они немногим моложе оказались». Впрочем, волноваться за свою безопасность мастерам не стоит – все особенности автоподъёмника Сергей Степащенко знает как свои пять пальцев: «Я машину как получил новенькой много лет назад, так мы и не расстаёмся. Хотя до того, как пришёл в «Иркутскэнерготранс» 11 декабря 1992 года (сам не знаю, почему дату запомнил), я автоподъёмник даже в глаза не видел: это сейчас как-то на автомате работать получается, а первое время, конечно, ругали меня хорошо».

До того, как попал в энергосистему, собеседник «СЭ» работал крановщиком в строительной организации, участвовал в возведении домов и пожарных частей. Эти навыки ему пригодились – сегодня он управляет краном «Ивановец» с 21-метровой стрелой. Кроме того, его могут привлечь для работы на самосвалах и легковом транспорте. Благодаря такой многопрофильности Степащенко в «Иркутскэнерготрансе» называют одним из самых ценных сотрудников, ведь перед ним можно ставить самые разные задачи – от ремонта электрооборудования на ТЭЦ и ГЭС до обрезки деревьев, запутавшихся в линиях электропередачи.

– Вообще, без меня ликвидация ни одной аварии не обходится, – смеётся Сергей Степащенко. – Несколько лет назад по югу региона ураган прошёл – в Иркутске все провода оборвало. И вот Южные сети нас мобилизовали: мы сутками жили на работе. А так обычный рабочий день длится с восьми до пяти. Могут, конечно, вызвать срочно и в будни, и в праздники, если, например, кабель где-то выгорел. Заявки от предприятий могут быть в Иркутске, Ангарске, реже в Усолье-Сибирском. Тружусь в основном в городской черте на высотных работах. До сих пор помню, как лет 20 назад работал с людьми в 20-градусный мороз. Поднял ребят, и тут отказал компрессорный насос – вот они в люльке на высоте и «встали». Благо с запчастями проблем не было – метнулся на склад, всё наладил, но часа два-три они просидели в люльке.

Самого Степащенко можно назвать человеком морозостойким – разве может быть другим поклонник хоккея с мячом. «Утепляться, конечно, приходится здорово, – улыбается он. – Но оно того, знаете ли, стоит: затягивает хоккей страшно». Уже сейчас собеседник «СЭ» предвкушает новый сезон, который будет смотреть со своего постоянного места на трибуне стадиона. Причём не один. Супруга Сергея Петровича, также работник энергосистемы, уже много лет болеет за команду «Байкал-Энергия» вместе с мужем. «Она работает в инженерном центре ПАО «Иркутскэнерго», – рассказывает он. – При этом её стаж в компании даже побольше моего будет. А что до хоккея, так она настоящая болельщица – её отличает феноменальная память на все события на льду, и ещё она действительно разбирается в игре». Вместе с супругой поддерживают иркутскую хоккейную команду не только на домашних матчах, но и на выезде. Более того, посмотреть матчи по бенди им удалось не только в России, но и в Швеции.

– А началось всё с того, что я стал «болеть» в начале 1990-х примерно, когда пришёл работать в «Иркутскэнерго» («Иркутскэнерготранс» был выделен в структуре компании в 2003 году. – Прим. авт.). Как-то раз жена купила билеты в драмтеатр – представляете, как женщины туда ходят. А у меня спектакль с матчем совпал, но хоккей – это же святое. И вот я приехал на стадион – решил, пойду проведаю супругу. А она из театра выходит – билет дочери с подругой отдала. Я ей и предложил пойти вместе на хоккей – в вечернем наряде, вроде бы тепло было. Вот так один раз затащил на стадион – и всё. С того времени то в театр, то на хоккей вместе по очереди ходим.

Накануне очередного хоккейного сезона у Сергея Степащенко основной пик нагрузки – подготовка к зиме: «Вот завтра есть заявка на Иркутской ГЭС – там подготовка вышек, потом снова в Ангарск позвали». Кроме того, собеседник издания успевает передавать накопленный за четверть века опыт и другим сотрудникам – за последний год под его присмотром двое работников «Иркутскэнерготранса» обучились управлению автогидроподъёмником. «Тут главное – терпение и внимательность, – говорит он. – Ведь даже на легковом автомобиле с первого раза припарковаться ровно вряд ли получится. Вот у меня младшая из двух дочерей недавно водительские права получила – я критиковал, пока учил, серьёзно. Она даже в какой-то момент сказала: «Папа, ты ко мне неправильно относишься». Но в этом и есть смысл: сесть за руль – значит, взять на себя большую ответственность. Именно поэтому я и мои коллеги – в первую очередь автомобилисты, а уже потом сотрудники энергосистемы, связанные с «Иркутскэнерго».

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры