издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мосты развели

Депутаты Думы Иркутска разбирались, как разгрузить улицы города во время ремонтной кампании

Перекрытие моста через Ушаковку в Иркутске совпало с ремонтом дорог и коммуникаций на дальних подступах к нему. В начале прошлой недели это привело к транспортному коллапсу, но по мере того, как водители адаптировались к ситуации, транспортная нагрузка на улицы города постепенно уменьшалась. Депутаты Думы города настаивают: во избежание подобных ситуаций нужно менять подходы к организации ремонта и строже контролировать подрядчиков, которые его проводят.

Идея заехать за мелкой запчастью на Знаменский рынок через автовокзал резко теряет привлекательность: улицы Октябрьской Революции и Фридриха Энгельса забиты машинами, застрявшими в огромной пробке. Альтернативный вариант – магазин на Ширямова – тоже оказывается далеко не идеальным. Проезд по Култукской перекрыт, а на участке от Поленова до Красноказачьей сняли асфальт, так что приходится, крадучись и ежесекундно ожидая пугающего скрежета о днище автомобиля, объезжать ямы. Дорога по Лызина упирается в забор на перекрёстке с Ядринцева, за которым идут ремонтные работы. А на Советской приходится минут десять постоять в заторе, прежде чем свернуть на практически пустую Красноярскую.

В общем, будучи жителем левобережного микрорайона, старающимся без надобности не нарушать самоизоляцию, своим примером я только подтверждаю правоту вице-мэра Иркутска Дмитрия Ружникова, который на следующий день выступает на депутатских слушаниях в Думе города. «По информации ГИБДД и коллег из комитета городского обустройства, любое перекрытие проезжей части в первую неделю даёт максимальное затруднение дорожного движения, – отмечает Дмитрий Олегович. – Как бы мы ни писали, как бы мы ни говорили о том, что будет ремонт, люди едут по привычке. Один раз приедут, постоят в пробке – и начинают искать объездные пути».

Неотложные работы

Основным источником затруднений стал мост через Ушаковку по улице Рабочей, полностью перекрытый со 2 июля. На нём разрушилась гидроизоляция, что потребовало срочного ремонта. «Я не говорю, что он не соответствует техническим нормам, но ещё одна зима, ещё один период заморозки-разморозки может причинить несущим конструкциям необратимые повреждения, – подчёркивает Ружников. – Поэтому в аварийном порядке этот мост закрыт. Проведение работ по его ремонту в 2019 году включили в бюджет на 2020-й, контракт был разыгран в декабре».

Конструкция моста не позволяет обойтись частичным перекрытием. Его полотно покоится на продольных балках, и во избежание появления трещин от неравномерной нагрузки бетон необходимо заливать по всей его ширине. «Единственное верное решение – дождаться, когда это произойдёт, – заключает вице-мэр Иркутска. – Мы уже полностью сняли покрытие, сейчас делаем гидроизоляцию и укладываем первый слой бетона. После этого можно будет разговаривать о том, чтобы открыть мост в одном направлении». В городской администрации надеются, что это произойдёт 26–30 июля. По графику ремонт моста планируют завершить до 15 августа. «Это если мы его закрываем и не открываем вообще, – уточняет Ружников. – Если открываем одну полосу движения, то увеличение по срокам – от 7 до 14 дней». При этом ремонт моста не ограничится заменой гидроизоляции и укладкой нового полотна. На нём расширят проезжую часть, полностью заменят световые опоры и ограждения, а также заново уложат тротуары.

На Глазковском мосту, в свою очередь, энергетики реконструируют теплотрассу, которая обеспечивает подачу горячей воды от Ново-Иркутской ТЭЦ в Правобережный и Октябрьский округа. Магистраль эксплуатируют несколько десятков лет, а противогололёдные реагенты, которыми обрабатывают дорогу через мост и которые стекают вместе с талыми водами, в некоторых местах проели изоляцию труб. Об этом лишний раз эффектно напомнила коммунальная авария, произошедшая 25 сентября 2017 года. А в 2019 году энергетики и специалисты городской администрации провели обследование, которое показало, что часть магистрали нуждается в срочной замене. «Работы были запланированы на прошлый год, но, по неподтверждённой информации, были перенесены в связи с выборами [в Думу города], – отмечает Ружников, который в сентябре 2019 года был избран депутатом и позднее возглавлял городской парламент до назначения на пост вице-мэра в конце нынешнего мая. – Думаю, каждый понимает, о чём идёт речь».

Как бы то ни было, 4 июня началась реконструкция участка тепломагистрали, который проложен под полотном Глазковского моста. Движение было решено полностью не перекрывать, однако с 23 июня контактную сеть трамваев частично демонтируют каждые выходные, чтобы выполнить ремонт. Работы планируют завершить до 1 сентября. «Практически на всех мостовых переходах, которые сейчас ремонтируют, эти работы аварийные, – заключает вице-мэр. – Это не плановый ремонт, когда достаточно что-то поменять – и всё будет в порядке, это неотложные работы». Исключение – ремонт Иннокентьевского моста по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», который начнётся после того, как откроют переход через Ушаковку.

Рамки для подрядчика

Транспортную обстановку на городских дорогах существенно усложнило перекрытие или ограничение движения примерно на полутора десятках улиц, в том числе на подступах к переходам через реки. «Как добраться, допустим, до левого берега Ушаковки, [микрорайона] Топкинского или [предместья] Марата? – говорит председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Думы Иркутска Юрий Коренев. – Была перекрыта Красноказачья, сейчас более-менее накидали первый слой асфальта, Култукская выключена, Ядринцева в ремонте, Лызина перекопана. У жителей [предместья] Радищева или Топкинского, чтобы добраться до центра города, есть два варианта: или по Баррикад через средний Ушаковский мост, где СИЗО, или через 1-ю Советскую. И кругом пробки, пробки, пробки».

Култукскую, в частности, реконструируют по нацпроекту. «К сожалению, запланированный на 2019 год объём работ не был сделан по причинам, указанным выше, – комментирует Ружников. – Из-за этого на 2020 год ушёл больший объём, чем планировалось, и сроки тоже увеличились в связи с этим». На Фурье, которую ремонтируют в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», подрядчик устраняет допущенные недостатки. По соседству с ней перекрыт и переулок 8 Марта. Закрыт и участок улицы Красных Мадьяр. Однако эти обстоятельства в значительно меньшей мере повлияли на трафик, чем ремонт Ядринцева. Кроме того, на выезде из центра к Глазковскому мосту ограничено движение по перекрёстку Сурикова и Марата. А на противоположном берегу реконструируют путепровод на Джамбула. В Свердловском районе также закрыт проезд по участку улицы Пушкина между перекрёстками с Румянцева и Касьянова. А на левом берегу Ушаковки дорожные работы ведутся на Рабочего Штаба и Петрова.

«[Некоторые] подрядчики, делая вид, что вышли на объект, снимают асфальт и на несколько недель пропадают, – замечает заместитель председателя Думы Иркутска Виталий Матвийчук. – Это же издевательство над людьми. На той же Култукской от Красноказачьей до Поленова сняли асфальт и не ведут работу уже месяца три». По мнению депутата, эту проблему можно было бы решить, если бы городская администрация прописывала кратчайшие сроки в разрешениях на производство работ. В пример он приводит Ледовый дворец «Байкал», на строительстве которого задействовали максимально возможное количество людей и техники, чтобы уложиться к началу чемпионата мира по хоккею с мячом. «Там просто стояла задача построить вовремя», – резюмирует Матвийчук.

Своего заместителя поддержал и председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв. «Была практика, не помню, при каком мэре, когда при планировании ремонта дорог общего пользования собирали в том числе депутатов и совещались, в какие временные рамки это всё можно сделать, – напоминает он. – Коллективный разум всё равно оказывается эффективнее, поэтому есть предложение: при формировании бюджета на будущий год уже есть понимание, какие проекты заложены, так что давайте обсуждать».

Председатель комиссии по транспорту, связи и охране окружающей среды Алексей Савельев, в свою очередь, полагает, что нужно менять сам подход к организации ремонта дорог и его технологиям. «Мы все любим смотреть в Интернете, как в Китае за два дня делают мост и пускают по нему движение, – объясняет он. – Это значит, что ведётся сумасшедшая работа по подготовке ремонта, а уже потом все наваливаются, снимают полотно, кладут заранее заготовленные балки и закатывают асфальт. Мы же практически такими технологиями не обладаем и так не работаем, а приводим в порядок то, что есть сегодня и сейчас. Это удлиняет сроки работ, поэтому я предлагаю посмотреть и изменить подход к организации ремонта».

В городской администрации, по словам вице-мэра, ответственность за происходящее с себя не снимают и проведут работу над ошибками, учтя в том числе предложения. «Надеюсь, в следующем году будет немножко другая ситуация», – заключает он. Пока на том же Ушаковском мосту работы начали вести круглосуточно. Вдобавок комиссия во главе с мэром Иркутска Русланом Болотовым три раза в неделю проверяет работу подрядчиков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры