издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грустный юбилей

  • Автор: Александр Васильев

В этом году исполняется 45 лет  с момента ликвидации Иркутского велотрека. Жаль.  Это уникальное сооружение должно было бы по праву стать памятником российской спортивной архитектуры. Сорок шесть лет трек радовал спортсменов и болельщиков велоспорта своим лиственничным полотном, которое выдерживало и дождь, и лёд, и холод, и жару, и колеса велосипедов и мотоциклов. Тысячи девчонок и мальчишек за эти годы промчались по его виражам. А сколько неблагополучных подростков из самых сложных районов города он увел с улицы!

Много ярких спортивных страниц в истории Иркутска связано с велотреком. На нем «гонялись» выдающиеся спортсмены, члены сборной Советского Союза и стран социалистического содружества. И вот теперь лишь немногие иркутяне помнят о тех славных временах.

Велотрек подходил Иркутску, а Иркутск был достоин лучшего в мире велотрека. Будто сама судьба подвигла в 30-е годы руководство НКВД заняться строительством уникального спортивного сооружения. Да и то сказать, где было разгуляться иркутским велосипедистам, почувствовать свои силы? Зимой это были коньки, а летом? Любителей с велосипедами в Иркутске в то время были тысячи. А вот мест для соревнований не было. Дороги в городе были в плачевном состоянии. А о трассах за городом вообще говорить не приходится. И тут, как в сказке, появился велотрек.

Не каждый вид спорта можно развивать в той или иной местности. Географическая специфика сказывается. Это как с выращиванием бананов. В принципе их можно выращивать везде. Вот только теплицы в холодных и супер холодных регионах придется строить. Так и с другими видами спорта. Пока не было или было мало крытых катков Иркутск считался Меккой конькобежного спорта СССР, поскольку там можно было выходить на лёд уже в конце октября. Но стоило появиться крытым каткам, где на льду можно было тренироваться круглый год, как конькобежный спорт в Иркутске захирел. Теперь вот собираются строить в Иркутске, если уже не построили, крытый круглогодичный каток. Только этого мало для возрождения в нашем городе конькобежный славы. Теперь такие катки везде имеются, и всё новые строят. Уже, говорят, даже в тропиках.

С велоспортом дела обстоят ещё хуже. В 1934 году в Иркутске построили лучший в мире трек. Собранный из лиственницы он имел высокие скоростные возможности, был крепок и устойчив к погодным воздействиям, соответствовал всем тогдашним мировым стандартам. Но… Иркутский трек находился далеко от мировых центров велосипедного спорта. Да даже из Москвы в то время до него нужно было добираться целую неделю по железной дороге. Или за бешеные деньги в самолёте. Крупные соревнования (тем более международные) на треке Иркутска проводить было сложно. Гонщики туда ехали разве что из под палки. В тоже время иркутский велотрек мог быть и являлся перевалочной базой для подготовки к международным соревнованиям на Дальнем Востоке, Японии, Китае, Австралии… Поэтому жизнь на иркутском треке хоть и теплилась, но не замирала. Этому способствовало то, что трек принадлежал спортивному обществу «Динамо». Министерство внутренних дел финансировалось на достаточно высоком уровне, чтобы позволить себе роскошь содержания подобного престижного сооружения. Более того, на иркутском треке периодически выращивались гонщики высочайшего уровня. Достаточно вспомнить В.Батаена (46-ти кратный чемпион СССР), Э. Одякова, С.Журавлева.

А высочайший эффект деятельности трека в воспитательной работе среди молодежи?! Ведь велосипед — это транспорт. Каждый подросток в 50-70-е годы мечтал о своем велосипеде. Для семейных бюджетов это чудо иметь было довольно накладно, а в секциях давали велосипеды задаром. Только надо проявить себя. Вот и забирал трек с улиц самых сильных и отчаянных, воспитывая из уличной шпаны достойных граждан.

Но годы шли. Трек не только ветшал,  но и требовал для своего функционирования больших денег, которых в стране стало не хватать. Постепенно закрылись на треке велосекции всех спортивных обществ кроме «Динамо». Да и на нее в Центре поглядывали с недовольством. И хотелось бы прикрыть, но гонщики из Иркутска постоянно побеждали на республиканских соревнованиях, стабильно удерживая 2-3 командное  место наравне с Омском. Только вот от Москвы до Омска где-то две с половиной тысячи километров, а до Иркутска пять. Да и чемпионов мира из Иркутска не было, чтобы поддерживать там велоспорт хотя бы для престижа. Вот и копилось недовольство начальства, которое стало решающим фактором в определении судьбы велотрека.

Следует отметить, что, в отличии от велогонок на шоссе, гонки на треке — это во многом элитный вид спорта. Для выращивания гонщиков выдающегося уровня на треке нужна городская среда, высокотехнологичный инвентарь, специалисты высокого уровня, не говоря уже о спортивной форме и прочих атрибутах любого вида спорта.

Почему иркутяне в гонках на треке долгое время удерживались «на плаву»? Специфика Иркутска позволяла! Дело в том, что для получения «массового» спортивного разряда в велоспорте (до второго взрослого включительно) достаточно хорошее здоровье, настойчивость и уверенность в себе. Для выхода на более высокий уровень спортсмену необходимы целенаправленные и систематические тренировки под управлением специалистов. Для выхода на уровень мастера спорта нужна ещё и специфическая соревновательная среда и финансовые вложения. Для выхода на уровень мастера международного класса нужно заниматься велоспортом профессионально. И это при прочих нормальных условиях, как то: климат, транспорт и инфраструктура. А в Иркутске 8 месяцев в году зима. Почему же здесь и постоянно появлялись чемпионы?

Для побед на уровне первенства России спортобщества среди юношей обычно было достаточно первого разряда. Среди мужчин — это уже уровень кандидата в мастера. И в Иркутске на треке они постоянно выращивались. Частично этому способствовала хорошая конькобежная школа. Дело в том, что в обоих видах спорта у спортсменов используются сходные группы мышц. И динамика гонок сходна. Поэтому долгое время иркутские спортсмены успешно гонялись зимой на коньках, а летом на велосипедах. Для выращивания мастеров спорта этого было мало. Нужны были финансовые вливания и хорошие условия для тренировок.

Сейчас все изменилось. В Иркутской области появились хорошие дороги, которые протянулись во все стороны от города. Хочешь на горках тренироваться — есть приличные горки. Хочешь по равнине погоняться — мест сколько угодно. Только вот и машин на дорогах прибавилось. Около города на велосипеде по трассам особенно не покатаешься, а тем более не поотрабатываешь специальные навыки. И тут бы пригодился велотрек. Но нет его в Иркутске. 45 лет, как нет.

В 1980 году было объявлено, что велотрек сгорел. Ходят слухи, что скорее обгорел, а потом оставшееся на дрова разобрали. Нужно сказать, что и в других велосипедных столицах России в то время с треками было неважно. А в 1983 году закрылся и главный велотрек страны в Туле. Говорилось, что на ремонт. Но тогда были такие времена, что быстрого ремонта не ожидалось. Грустно, что там говорить.

И вот теперь кажется, что трудные времена миновали. Страна стала постепенно оправляться от невзгод. И пришло время позаботится о физкультуре и спорте, о здоровье людей сегодня и будущих поколений россиян. И как символ этого произошли силами энтузиастов подвижки  в велоспорте не треке. Был построен крытый трек в Омске в 2014 году. Но самым значимым событием для «трекачей» стало открытие обновленного великого велотрека в Туле весной 2023 года. Кстати, полотно омского велотрека сделано из «ангарской лиственницы». Душа радуется за товарищей по спортивной молодости. Наконец-то и для них наступил там праздник.

Конечно приятно, что на всероссийских шоссейных соревнованиях велосипедистов раз за разом среди молодых гонщиков звучат фамилии юношей и девушек из Иркутской области. Жаль, что на велотреках Иркутск не упоминается уже больше 40 лет, с тех пор как закончил выступать выдающийся иркутский спринтер Сергей Журавлев.

Энтузиасты в Омске, в Туле, в Пензе совместно с региональными властями изыскали средства на возрождения велотреков в своих городах. А вот иркутские любители велоспорта этого добиться не смогли. И это в Иркутске, столице Восточной Сибири! Прошел слух, что уже в Уссурийске крытый трек строить собираются. И средства вроде бы нашли. Там-то вообще ни каких трековых традиций нет. А Иркутск славен многими своими историческими традициями. В том числе и воспоминаниями о лучшем в мире велотрека.

Тем не менее, сейчас в Иркутске трека нет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры