издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Победителей конкурса -- десять. "Учитель года" -- один

Победителей
конкурса — десять.
"Учитель года" — один

Дина МАДЬЯРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"

Закончился очередной
учительский конкурс. Многое на нем
было впервые, как, впрочем, и на
каждом из предыдущих. Впервые
абсолютным победителем стала
сельская учительница — Ольга
Кондратьева из Усть-Куды
Иркутского района. Впервые в тройку
лидеров вошел учитель физкультуры
— иркутянин Владимир Кузекевич (Ш
место). Впервые конкурс собрал
такое количество участников — 42
человека, причем представляли они
подавляющее большинство
территорий области. И, наконец,
впервые конкурс был проведен с
таким финансовым размахом — только
призовой фонд составил около 100
тысяч рублей. Последнее
обстоятельство в общем-то вполне
объяснимо: конкурс хоть и
очередной, но все же юбилейный —
десятый по счету. И это дает нам
повод оглянуться, хотя бы бегло,
назад, тем более что в истории
конкурса нашло отражение все
драматическое для нашей школы
десятилетие.

Вспоминается
первый конкурс — коротенький
(всего-то в 2 дня уместился) и
по-домашнему уютный. Эмоции правили
залом и временами захлестывали
членов жюри; призы были
исключительно "духовного"
свойства — стопки книг, подборки
методической литературы: в ту пору
в среде учителей еще дурным тоном
считалось думать и говорить о
материальном. Настроение царило
приподнятое: от демократического
будущего ждали перемен
исключительно к лучшему — и для
школы, и для учителя.

Жизнь
распорядилась по-другому. Уже через
два-три года педагоги по причине
хронических задержек зарплаты не
без споров и сомнений перешли
мучительный для себя забастовочный
рубикон, потом и голодовки стали не
в новинку. Духовное в их бытие
помаленьку уступило место
материальному, а порой — и вовсе
элементарной заботе о хлебе
насущном. Начал угасать, терять
силы и учительский конкурс:
сократилось число участников,
сжалась, подобно шагреневой коже,
"география", в некоторых
территориях про конкурс вообще
решили забыть — не до жиру, мол, если
на зарплату денег нет. Помню, в 97-м,
"кромешном" забастовочном
году, на областной конкурс
собрались лишь 14 учителей, и был он
почти по-военному аскетичным. Одна
из тогдашних моих собеседниц,
Г.М.Янченко, зав.методкабинетом
Усть-Илимского районо, не без
горечи сказала: и мы бы не приехали,
если бы водители междугородных
автобусов не помогли — согласились
бесплатно подвезти в Иркутск и
обратно: в районе денег не нашлось.
В ту пору на Усть-Илиме было
особенно неспокойно: учителя марши
пустых кастрюль устраивали,
банкиров Менатепа в плен брали,
голодовки объявляли. Не лучше было
и в других районах, и казалось: этот
жуткий морок безнадеги и
безденежья, зависший над школой, не
рассеется никогда…

Да, так было
совсем недавно, а нынче, гляжу —
идет навстречу старая моя знакомая
Галина Максимовна Янченко,
улыбается. Разговорились. Нет,
говорит, не сравнить с прошлым,
намного легче жить стало. Зарплату,
хоть и небольшая она, вовремя
платят, конкурс у себя провели,
призы хорошие вручили, теперь вот
на областной конкурс
откомандировали…

Нынешним
участникам тоже довелось пройти
через горнило забастовочных лет.
Николай Александрович Верещагин,
учитель математики из Саянска (он
занял П место), вспоминает: "Было
время, когда прямо в школу хлеб
привозили под зарплату — не умирать
же учителям от голода. А однажды,
помню, по 12 штук яиц раздали. Не
больше не меньше — по 12…" Ирина
Александровна Билиенкова из
Невонской школы говорит: выживали
благодаря родительской пенсии,
растягивали как могли. Впрочем,
вспоминают учителя о том времени с
болью, нехотя. Зато с надеждой
говорят о дне сегодняшнем: может,
действительно дела на поправку
пошли и власти наконец лицом к
школе повернулись?

Чуть-чуть
отпустило с зарплатой — учителей
уже волнуют заботы иного порядка:
как вытащить родные школы из
бедности. Невозможно больше,
говорит Иван Иванович Данилов,
учитель математики из Вихоревки (он
занял V место), учить детей на
доисторических компьютерах, они
уже несколько раз как должны быть
списаны. "Географические карты у
нас настолько старые, до дыр
протерлись, — вступает в разговор
Наталья Владимировна Шаравина из
Тулуна. — Стыдно сказать, но ведь
объяснять на уроке иногда так
приходится: Алтайский край, ребята,
это вот здесь — где дырка…" В
общем, техника повюду на грани
фантастики, а у учителей
по-прежнему основные орудия труда —
доска, мел, тряпка.

Слышать
такое грустно, и в то же время этими
учителями мы можем гордиться. И во
всем на них полагаться. Потому что
если не оставили они свою школьную
"передовую" в самые лихие
времена, то теперь уж точно никуда
не уйдут. Это — гвардия учительства,
костяк школы, который поможет ей,
будем надеяться, выпрямиться
наконец во весь рост. А конкурс — он
как раз и призван помочь им, самым
активным, ищущим и верящим,
объединиться, почувствовать себя
силой. Это ощущение единства будет
греть их, поддерживать и тогда,
когда разойдутся они по своим
школам, ближним и дальним. Вот что
примечательно. Если окинуть
взглядом ряды призеров прошлых лет,
то увидим: никто из них не
потерялся, не бросил школу, все
профессионально выросли, все —
уважаемые в педагогическом
сообществе люди. Виктор Богдан
(Учитель-93) — директор школы для
детей с нарушениями зрения, защитил
кандидатскую, Вера Морозова
(Учитель-92) — завуч 30-й школы,
Людмила Насыбулина (призер 93 года) —
заместитель директора по научной
работе Иркутского дворца детского
и юношеского творчества. Имена
можно называть и называть. И все они
вместе — члены клуба
"Байкальский пеликан",
объединяющего призеров конкурса
"Учитель года".

Да, по всем
признакам над запущенной было
нивой просвещения разъяснивает.
Полегче стало школе. И тенденция
обещает сохраниться, об этом
говорил, вручая премии победителям,
губернатор Б.Говорин. Образование,
сказал он, для областной
администрации сфера приоритетная,
Мы нуждаемся в учителе
высокопрофессиональном,
чистоплотном, нравственном и
сделаем все, чтобы жилось ему все
лучше и лучше.

Многое
пережила школа за 10 лет, во многом
изменился и сам конкурс. Он
превратился в 6-дневный марафон, где
на каждом этапе придирчиво
проверяется профессиональная
состоятельность каждого учителя. А
кроме того, он должен быть
эрудированным, обаятельным,
находчивым, словом — универсальным.
Казалось бы, каждый должен думать
лишь об очках и баллах, о личной
победе, но… При всех переменах
неизменной осталась атмосфера
учительского братства, о которой
говорилось еще, помнится, на
памятном первом конкурсе.
Проявляется оно в каждой мелочи.
Соперники вроде бы — а помогают
друг другу, болеют друг за друга,
поддерживают. И становятся в конце
концов друзьями на долгие годы.
"Для нас конкурс — это все-таки
игра, хоть и очень драматическая, —
говорит учитель иркутской школы N 41
О.Косымова. — Человеческие
отношения куда дороже любых
призов".

…Запомнился
такой эпизод. Подошел к концу один
из промежуточных этапов конкурса,
ждали решения жюри, от которого
зависело, кто попадет на следующий
этап. Нервы у всех, понятно, на
пределе, ожидание затягивалось.
Вдруг выходят на сцену несколько
учителей-добровольцев, и гитарист,
конечно, сыскался. Запели песню из
знакомого всем стройотрядовского
репертуара, другую, а потом — самую
заветную, ту, что за 10-летие стала
почти что гимном конкурса: "Как
здорово, что все мы здесь сегодня
собрались". Зал откликнулся,
песню подхватили все: участники
конкурса и их болельщики, ректор
института повышения квалификации
В.Калашников и начальник
управления образования
Л.Выговский. Потому что в этот
момент все они — начальники и
подчиненные — чувствовали: по самой
глубинной своей человеческой сути
они прежде всего — Учителя. Завтра,
может быть, жизнь столкнет их в
конфликтах, спорах, сегодня же они
равны друг перед другом, перед
детьми и школой, и у всех — поет
душа. Поет о самом главном.

Читателей у
нашей газеты прибавилось: всем
десятерым лауреатам конкурса мы
подарили бесплатную подписку на
"Восточку".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры