издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирские крылья аналогов не имеют...

Сибирские
крылья аналогов не имеют…

Влад Федоров,
"Восточно-Сибирская правда"

На прошлой неделе
в Геленджике закончил свою работу
очередной, уже третий по счету,
"Гидроавиасалон-2000". Прошедший
салон наглядно продемонстрировал
зарубежным специалистам, что
Россия вновь оказалась
"впереди" планеты всей", на
этот раз — в области гидроавиации.

Центральными
экспонатами авиасалона стали
многоцелевой
истребитель-бомбардировщик Су-30 и
новейший самолет-амфибия
"Бе-200", произведенные на
Иркутском авиационном
производственном объединении. Но
если различные модификации
разработки КБ "Сухого" уже
добрые лет двадцать продолжают
удивлять мир своими пилотажными и
боевыми характеристиками, то
новейшее изделие ИАПО,
предназначенное для сугубо мирных
целей, впервые предстало перед
зрителями в самых что ни на есть
"боевых" условиях. Самолет
провел показательный полет,
впервые осуществив взлет и посадку
с водной поверхности. Забрав в
режиме глиссирования 320 тонн(!) воды,
"Бе-200" мнгновенно потушил очаг
условного пожара. Основное
назначение этого самолета —
пожаротушение, однако он может быть
очень быстро переоборудован в
транспортный, пассажирский,
поисково-спасательный, патрульный
и другие варианты. Универсальность
взлетно-посадочной поверхности
(вода-земля) открывают самые
широкие перспективы использования.
По мнению специалистов, у
"Бе-200" и хороший экспортный
потенциал. Ведутся переговоры о
возможности его продажи в Китай,
Южную Корею, Индию и страны АСЕАН.

По словам
заместителя генерального
директора Росавиакосмоса
Станислава Рынкевича, "Бе-200"
не имеет аналогов в мире, и Россия
сохраняет лидирующие позиции в
области гидроавиации. В
значительной степени это
обусловлено тем, что
научно-технические организации
страны продолжали работать над
этой тематикой, в то время как
страны Запада от нее отказались.
Как заявил генеральный конструктор
Таганрогского авиационного
научно-технического комплекса
имени Г.М. Бериева, теперь Россия
сделала огромный прорыв, поскольку
самолет-амфибия "Бе-200" не
уступает любым сухопутным
аналогам. Автору материала удалось
взять интервью и у одного из
главных героев прошедшего
авиасалона, генерального директора
ИАПО Владимира Ковалькова.


Владимир Васильевич, расскажите,
как прошел авиасалон?

— Салон
прошел по плану… Безусловно,
одними из наиболее интересных
экземпляров были наши иркутские
самолеты "Су-30" и "Бе-200".
Именно эти изделия привлекли
наибольший интерес гостей и
посетителей выставки.

— Судя по
сообщениям некоторых
информационных агенств, наш
новейший самолет-амфибия
"Бе-200" произвел прямо-таки
настоящий фурор?

— Ну, фурор —
это, может быть, слишком громко
сказано. Наш самолет уже не раз
показывался на выставках. Был он на
авиасалоне в Москве, был он и в
Париже…

— Чем же
вам удалось на этот раз удивить
зрителей?

— Наверное,
удивить удалось с точки зрения
показа полетных испытаний. Зрители
впервые увидели наш самолет в
действии. Он взлетал и садился на
воду с гидроспуском, показывал
руление, разбег и взлет с забором
воды.


Скажите, появились ли какие-то
новые перспективы экспорта этого
чудо-самолета?

— К
сожалению, на этой выставке было
немного иностранных гостей.
Поэтому предметные разговоры о
закупке не велись. К тому же на
подобных мероприятиях такие
переговоры вообще не проводятся.
Обычно эти вещи готовятся
заблаговременно, и только в очень
редких случаях торжественно
подписываются на выставках. Да, мы
знаем, что экспортный потенциал у
этого самолета достаточно высок. К
нему сейчас очень многие
присматриваются. Особенно после
того, как он полетал в Геленджике,
позабирал воду и сделал боевые
сбросы.

— Ну,
экспорт эспортом, а судя по
уникальным "боевым"
характеристикам этой машины,
интерес к ней должно проявлять
прежде всего наше МЧС. Ведь каждый
год у нас выгорают сотни тысяч
гектаров тайги. Пример тому та же
Иркутская область…


Министерство по чрезвычайным
ситуациям заказало нам семь
самолетов, и ИАПО уже приступило к
выполнению этого заказа.

— Значит
ли это, что завод будет обеспечен
работой хотя бы на несколько лет?

— Ну, семь
самолетов — это, конечно же,
недостаточная загрузка для нас.
Возможности нашего объединения
гораздо большие.

— А как
показали себя в Геленджике
самолеты "Сухого"? Ведь это,
можно сказать, основное изделие
ИАПО…

— Летали они
очень красиво… Пилотаж
высочайшего класса на наших
самолетах показывали Герои России,
летчики-испытатели Квочур, Гарнаев
и Лагиновский.


Скажите, если это, конечно, не
военная и не коммерческая тайна,
намечается ли расширение экспорта
этих самолетов?


Традиционные рынки сбыта наших
самолетов — это Китай, Индия, и
Вьетнам. Сейчас "сушками"
интересуется Малайзия и Индонезия.
Я думаю, что этих заказов для двух
действующих заводов страны —
нашего и Комсомольска на Амуре —
хватит на несколько лет.

— Ну, а
как обстоят дела с расширением
выпуска, так называемой
конверсионной продукцией?

— Самая
основная наша конверсионная
продукция — это самолет "Бе-200".
Все остальное никак не может
обеспечить работой весь завод. Но
сейчас мы заканчиваем стадию
изготовления такого летального
аппарата, как автожир. Это нечто
среднее между самолетом и
вертолетом. И, я думаю, что довольно
скоро мы увидим его в иркутском
небе.


Владимир Васильевич, хочу задать
последний вопрос. Каковы общие
перспективы ИАПО, скажем, на
ближайшие десять лет? Скажите
откровенно, завод твердо стоит на
ногах?

— В настоящее
время да… Но для того, чтобы
уверенно смотреть на десять лет
вперед, нужно работать и продвигать
нашу технику на зарубежные рынки. Я
думаю, что все-таки у наших ВВС и МЧС
в конце концов появятся деньги, а
значит, будут и заказы. Поскольку,
безусловно, наши самолеты нужны,
прежде всего, на внутреннем рынке.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры