издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хорошо забытое новое

Иркутск намерены сделать городом инновационной экономики

Осенью в Иркутске появится программа инновационного развития до 2012 года. Мэрия делает ставку на создание финансовых институтов инвестирования в инноватику (венчурные фонды). По оптимистичному сценарию, к 2020 году число инновационных предприятий города должно вырасти в 10 раз. Однако эксперты «ВСП» отмечают, что без введения системы муниципального заказа и увеличения бюджетного инвестирования в инновации развитие этого сегмента невозможно.

Концепция инновационной деятельности в Иркутске на 2008 – 2020 годы была рассмотрена Думой в мае. А к осени будет готова программа до 2012 года, сообщил «ВСП» начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации Иркутска Евгений Семёнов. Сегодня в регионе инфраструктура поддержки инновационной деятельности представлена 12 объектами. В их числе Региональный центр развития инновационной деятельности, Иркутский инновационный бизнес-инкубатор, Региональная школа инновационного менеджмента, Технопарк ИрГТУ. Три вуза Иркутска – классический, технический и университет путей сообщения – готовят «инновационные» кадры.

По данным исследований, проведённых мэрией Иркутска, уровень «инновационной активности» предприятий вырос с 3% в 1999 году до 10,2% в 2006-м (средний показатель по России – 9,7%, по Сибирскому федеральному округу – 7,7%). Иркутскстат сообщает, что под понятие «инновационные» восемь лет назад попадали только 20 иркутских организаций. В 2005-м их было 38, а через год семь ушли с городского рынка. Список этих структур примелькался: АНХК, ОАО «Иркутскэнерго», ИАПО, ОАО «Иркутский мясокомбинат». Восемь лет назад готовыми к внедрению инновационными технологиями владели 15 предприятий, в 2006-м их число увеличилось до 47. А общая сумма инвестиций в инновации составила 3,7 млрд. рублей.

Интересно, что 27 из 47 предприятий использовали, условно говоря, «организационные» инновации – внедрение современных методов управления, новые корпоративные стратегии. Десять сосредоточились на маркетинге (новый дизайн товаров, расширение клиентской сферы). И только 10 использовали инновации в их классическом понимании – внедряли технологические новшества. Показательно, что 91% инноваций оплачивают сами предприятия. В 2006-м году по разным причинам были приостановлены или не получили реализации 68 инновационных проектов.

«Внутренние текущие затраты на исследования и разработки остаются ниже российского уровня», – констатирует Евгений Семёнов. Это происходит из-за того, что в Иркутске нет «сложившейся единой муниципальной инновационной системы». А отдельные фрагменты не обеспечивают нужного эффекта, потому что НИИ, вузы и администрация не имеют сходного понимания развития. А бизнес существует полуавтономно, ориентируясь на привозные технологии в силу корпоративной специфики. 50% «инновационных» покупок приходится на разработки, сделанные за рубежом. «Завязка» НИИ на фундаментальные исследования сужает рынок инновационного предложения. Как пример – в областном бюджете наука представлена «фундаменталкой».

Заместитель директора Института гео-графии СО РАН Виктор Плюснин считает, что проблема в формировании бюджетного заказа. У Иркутского научного центра «достаточно» инновационных идей, которые могли бы быть востребованы мэрией, уверен Плюснин. «Один только пример – питомник элитных роз в Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН. Если бы город инвестировал в этот проект, можно было бы по-новому взглянуть на озеленение Иркутска, – сказал он. – У географов есть интересные методы ландшафтного планирования, а у Института земной коры – карты сейсмического микрорайонирования. Но город и область слабо интересуются разработками учёных».

По мнению заместителя директора Института земной коры СО РАН Кирилла Леви, совсем не обязательно брать инновации на содержание города или области. Достаточно «ввести правила игры» в системе «наука-бизнес». «Если есть нормативно-правовой акт, который обязывает оборудовать системами защиты сейсмоопасные предприятия, наши разработки становятся автоматически востребованными, – считает он. – А регион, в свою очередь, гарантирует собственникам долю в содержании этих систем».

Заместитель директора Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников полагает, что финансовый кризис, продолжавшийся с 90-х годов, вывел слово «инновации» из активного лексикона бизнеса. «Краткосрочная выгода – это обычно и очень недолгий срок существования предприятия, – говорит учёный. – Рано или поздно придётся понять: выигрывает тот, кто готов сегодня вложиться, а получить прибыль завтра. Я надеюсь, что менталитет бизнеса и общества начнёт меняться. Пока не выстроится единая цепочка «законодательство – инфраструктура – бизнес – наука», ссылаться только на бездействие власти глупо, – уверен учёный. – Захотеть должны все».

Евгений Семёнов согласен с тезисом о том, что роль администрации – в создании условий «выживания» инновационных предприятий. Одно из них уже существует – программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутске на 2008 – 2012 годы» с разделом «Инновации». Мэрия планирует дополнить этот документ целевыми инновационными программами, чтобы «добиться мультипликативного эффекта». И сформировать муниципальный заказ на продукцию «голов учёных». Заказ, по словам Семёнова, будет формироваться по отраслям городского хозяйства: ЖКХ, медицина, образование, градостроительство, туризм и сфера услуг. Задача-максимум – создание инновационных институтов, которые будут работать исключительно на город, а не на регион.

Главную проблему можно сформулировать одной фразой: «А кто за это будет платить?». Евгений Семёнов считает, что иного варианта, чем создание кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры, нет. В частности, введения системы венчурного инвестирования. Стоит помнить, что по Бюджетному кодексу муниципалитет не вправе финансово участвовать в венчурных операциях. Создание фонда – полномочие субъекта. За мэрией – методическая и административная составляющая. И лобби на уровне региона. Детали будут известны осенью, сообщил Евгений Семёнов.

По мнению чиновника, инновационный бизнес в Иркутске может развиваться по трём основным сценариям – поддержка существующей инновационной ситуации, развитие инноваций и подготовка кадров и перевод города на инновационную экономику. По первому сценарию, который имеет «пассивный» характер, к 2020 году число малых и средних предприятий должно увеличиться в два раза. Примерно настолько же возрастёт доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной. А «инновационные» доходы муниципального бюджета в подоходном налоге малых и средних предприятий составят не более 10%. При таком сценарии город будет выделять на инновации не более 2 млн. рублей в год.

По второму сценарию к существующей инновационной сети должны прибавиться объекты, направленные исключительно на развитие Иркутска. «Акцент будет поставлен на создание в городе центров трансфера технологий и инновационно-технологических центров», – считает Евгений Семёнов. В рамках этой концепции в Иркутске должна быть организована система подготовки квалифицированных специалистов в области инновационного бизнеса. Это позволит увеличить число инновационных компаний в шесть раз, а доля инновационной продукции вырастет в пять раз. На 60% увеличится число занятых в инновационном бизнесе. К 2020 году «инновационный» блок в бюджете города, полученный за счёт отчислений по НДФЛ малых и средних предприятий, составит 20%. Этот вариант потребует выделения «достаточно существенных» средств из бюджета Иркутска и привлечения внебюджетных источников на основе паритетного финансирования.

По мнению Евгения Семёнова, предпочтителен третий вариант – создание финансовых институтов, инвестирующих в инновационные бизнесы на принципах частно-муниципального партнёрства (венчурное инвестирование). При этом сценарии число действующих предприятий вырастет в 10 раз, число занятых увеличится в два раза, а доля прироста доходной части бюджета НДФЛ инновационных предприятий составит 50%. Евгений Семёнов сообщил, что департамент намерен обобщить инновационный опыт Сибири и России. «Если же говорить о моделях, то нам всё-таки ближе Томская», – отметил он.

По информации «ВСП», в начале июня мэрия объявила конкурс на разработку целевой программы развития инноваций на 2009 – 2012 годы. Стоимость контракта – 400 тыс. рублей. В качестве исходных данных программы будут использованы концепция, аналитическая записка о возможностях и дефицитах научно-образовательного комплекса и мониторинг сферы малых инновационных компаний. Не исключено, что в программу будет включён пункт о создании новых технопарков и бизнес-инкубаторов. Как сообщил Евгений Семёнов, в первом полугодии 2009 года выйдут электронный и печатный каталоги инновационных разработок Иркутска.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры